Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Госплан местного значения

А.С. Курбатова, директор Института комплексного развития территорий, д. г. н.

Как развивать промышленность, сельское хозяйство и социальную инфраструктуру муниципальных районов в условиях новых экономических отношений?

Представьте себе человека, плывущего по штормящему морю. Конечно, он держится на волнах, но тратит силы впустую, потому что не знает, в какой стороне берег. Что может ему помочь? Спасательный круг.

В нашем случае СТП - это не только спасательный круг, но и компас, указывающий пути комплексного развития территорий различных муниципальных образований.

Cправка:
«ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004)
Изменения, внесённые Федеральным законом от 04.12.2007 № 324-ФЗ, вводят в действие часть 4 статьи 9 и часть 6 статьи 45 Градкодекса, касающихся документов территориального планирования, с 1 января 2010 г.

 

Согласно Федеральному закону № 324 от 04.12.2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» 01.01.2010 г. должны завершиться разработка и утверждение схем территориального планирования (СТП) всех уровней муниципальных образований. Дата выполнения СТП переносилась уже 2 раза: с 01.01.2006 на 01.01.2007, затем на 01.01.2010, и вот теперь власти многих районов надеются на очередной перенос срока...

Что это за документ? Зачем он нужен? Чем чревато невыполнение требования федерального законодательства?

Согласно Градостроительному кодексу с 1 января 2010 г. резервирование и изъ­я­тие земельных участков для государственных и муниципальных нужд будет осуществляться только при наличии документов территориального планирования, а их отсутствие будет означать запрет на ведение любого из видов строительства.

Почему регионы никак не могут уложиться в отведённые для создания СТП сроки? Вероятно, потому, что на федеральном уровне ещё не завершён процесс формирования необходимой для их разработки и принятия нормативно-правовой базы. Это обстоятельство объясняет, почему многие руководители районов, городов и сельских поселений не заинтересованы в заказе и выполнении схем терпланирования. Они просто не понимают, зачем они нужны и каким должно быть содержание СТП. Однако никто и не озаботился тем, чтобы им это объяснить. Определения документов территориального планирования и комментарии относительно их состава, содержащиеся в Градостроительном кодексе, понятны только профессиональным архитекторам и проектировщикам, но отнюдь не управленцам и хозяйственникам, которые стоят во главе муниципальных районов и городских округов. Им необходимы и другие методы объяснений, и другие слова, но Правительство не озаботилось этой задачей.

В результате большинство управленцев отнеслось к созданию СТП как к очередному обременению и бессмысленной трате и без того скудных бюджетных средств.

Институт комплексного развития территорий (ИКРТ) занимается разработкой схем терпланирования. Наши сотрудники не раз отмечали, что после личного общения даже скептически настроенные заказчики СТП постепенно начинают понимать, что эта документация создаёт базу для перспективного развития их муниципальных образований. Заинтересованность возникала буквально на глазах и выливалась в активную поддержку на очень важной стадии сбора и обработки исходных данных, которые лежат в основе СТП. Руководители муниципалитетов должны чётко понимать, что разработчики схем терпланирования и генпланов - это не докучливые теоретики, а союзники, которые на время вливаются в их управленческие команды и создают эффективные инструменты для достижения очень важной цели - экономического развития территорий муниципальных районов.

Каковы объёмы работы в масштабах России? Они грандиозны: нужно разработать 81 СТП для субъектов РФ, 1793 СТП для муниципальных районов, 520 генеральных планов городских округов, 1799 генеральных планов городских поселений и 19 848 сельских поселений.

На сегодняшний день почти все схемы терпланирования субъектов РФ находятся в процессе разработки, но ситуация с созданием аналогичных документов муниципальных районов существенно хуже. По самым оптимистичным оценкам, около 70% из них либо «спят», либо ссылаются на то, что в их бюджетах нет средств на разработку СТП. (Хотя сами же не побеспокоились о том, чтобы их заложить.)

Многие из тех, кто приступил к выполнению требований Градкодекса, совершают большую ошибку, начав разработку проектной документации с разработки генеральных планов сельских поселений, потому что понимают их как СТП отдельных территорий района. В большинстве случаев это неправильный подход, т. к. на стадиях создания СТП и генплана, во-первых, решаются разные по уровню обобщения и ответственности задачи, а во-вторых, в условиях современного сокращения численности населения в большинстве регионов возникает необходимость объединения малолюдных сельских поселений с целью сокращения затрат на социальное обслуживание и работу администраций. Результатом такой ошибки могут стать вынужденное выделение дополнительных средств и потеря времени на разработку генпланов уже объединенных сельских поселений.

Кому-то может показаться, что схемы терпланирования - это аналог существовавшего в не столь далёком прошлом документа под названием «Проект районной планировки». На самом деле это не так: всё дело в кардинальном различии экономических систем и способах принятия хозяйственных решений. В основе всех проектов районных планировок лежали плановый подход и постановления Коммунистической партии. Сейчас такой подход к планированию не практикуется. А это значит, что направления экономического развития территорий должны строиться на иной основе. Но на какой именно? На этот вопрос пытались ответить многие политики и экономисты. Для отдельных регионов даже разрабатывались стратегии социально-экономического развития, которые базировались на научных теориях. На бумаге выходило красиво, но на практике всё равно вставал вопрос, как увязать показатели стратегий с возможностями территорий.

Чаще всего в практике разработки СТП приходится, так сказать, корреспондировать планировочные и численные показатели развития, а не класть численные показатели в основу этого документа. Тогда схема терпланирования становится документом-инструментом, который, во-первых, аккумулирует и систематизирует различные сведения о территории, во-вторых, выявляет пространственно определённые проблемы её развития, в-третьих, предлагает программы и территориальные стратегии их решения.

Конечно, СТП не волшебная палочка и разработчики не гарантируют, что местное руководство, получив на руки готовые документы, моментально избавится от проблем и необходимости управлять вверенными им территориями. В чём же тогда состоит уникальность и ценность таких документов? В том, что в ходе создания схем терпланирования разрозненная информация, которой владеют представители различных департаментов местной власти, сводится практически «на один лист». СТП аккумулируют и систематизируют всю информацию о существующем положении и перспективах развития промышленных, сельскохозяйственных, селитебных, рекреационных территорий муниципальных поселений; о размещении на них дорог, газо- и неф­тепроводов, объектов промышленности, сельского хозяйства, социального назначения и об их связях; об имеющихся на них трудовых ресурсах. СТП определяют потенции и ограничения развития различных территорий. Таким образом, из собранных воедино частностей образуется система, которая является основой для принятия решений стратегического характера и о выделении средств на их реализацию из бюджетов различных уровней.

Выходит, что главам муниципальных образований невыгодно бесконечно откладывать разработку документов терпланирования. Затягивая их создание, они усложняют жизнь не только себе, но и населению районов, которыми они руководят.

 

 Скачать статью в pdf-формате

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).