Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Материалы конференции по экоаудиту

В январском номере нашего журнала был опубликован краткий отчёт о состоявшейся 14 ноября 2008 года VIII Научно-практической конференции ЭКОREAL-2008 «Экологический аудит территории». В продолжение этой темы предлагаем вашему вниманию доклады её участников.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЛЕД КАК ИНДИКАТОР УСТОЙЧИВОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

А.А. Банчева, заведующая кафедрой Дмитровского филиала РГГУ, доцент

По материалам доклада, сделаного на VIII Научно-практической конференции ЭКОREAL-2008 «Экологический аудит территории»

Городская среда представляет собой сильно изменённый ландшафт с природно-антропогенными и антропогенными объектами. В большинстве случаев городская среда негативно воздействует на экологическое состояние территории. Стремление к повышению качества жизни людей в городах, построенных без учёта экологического давления на среду, в определённый момент времени перестает быть достижимым и приводит к ухудшению многих параметров качества окружающей среды. В этом случае важными задачами становятся проведение экологического аудита территории и оценка состояния среды по комплексу показателей-индикаторов.

Следует отметить, что сейчас нет общепризнанных подходов к оценке экологического состояния территории. В составе авторских методик выделяются показатели:

  • приоритетных базовых эколого-экономических индикаторов: энергоёмкость, коэффициент обновления основных фондов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ на единицу ВВП, количество токсичных отходов, площади ООПТ, выбросы парниковых газов (С.Н. Бобылев и др.);
  • устойчивого развития, в том числе окружающей среды, экономики и социальной сферы (Государственная стратегия устойчивого развития РФ);
  • устойчивого развития на региональном уровне: ключевые, дополнительные, специфические (О.В. Козловская);
  • интегральной типологии экологического состояния территории (Н.Ф. Глазовский, Н.И. Коронкевич, Б.И. Кочуров).

Методика А.Н. Тетиора «Индикаторы устойчивого развития и здоровой городской среды» содержит 23 параметра, поз­воляющих оценить качество жизни населения, качественный состав территории, флоры и фауны, экологичность производства, культурных потребностей и сенсорной среды в городе. При этом одним из важнейших показателей экологического равновесия городской среды считается показатель экологического следа конкретного города и его соотношение со средними показателями по стране и планете в целом.

Термин «экологический след» обозначает часть суши и океана, которая требуется для поддержания сложившегося уровня потребления жителей города (региона, страны) продуктов питания, товаров, услуг, содержания жилья, энергопотребления и утилизации отходов. Этот показатель измеряется в глобальных гектарах - стандартизированной единице, учитывающей различия в биологической продуктивности экосистем.

Суммарный показатель экологического следа включает 4 составные части:

  • показатели, зависящие от вида потребления, - углекислый газ (энергопотребление домохозяйств и транспорт);
  • продукты питания;
  • содержание жилья;
  • товары и услуги.

Показатель экологического следа позволяет выделить источники поступления энергии в зависимости от типов экосистем: сельхозугодий (пашен), пастбищ, лесов, морских и океанических ресурсов.

Существуют различные способы оценки экологического следа. Они отличаются методиками расчёта, измеряемыми параметрами, исходными данными, а также единицами измерения. Однако при любом способе расчёта конечный результат всегда одинаков: экологический след, рассчитанный для одного жителя города и планеты, уже превысил уровень, допустимый для устойчивого развития, в 1,5-2,0 раза.

Экологический след россиянина составляет 3,7 га при среднем показателе по планете 2,7 га и оптимальном показателе 2,1 га. Больший след оставляют жители стран с высоким доходом - 6,4 га на человека. В странах со средним уровнем дохода эти показатели в 3 раза ниже. По данным доклада экспертов WWF «Живая планета - 2008», экологический след, который сейчас оставляет человек, на 30% превышает естественную способность нашей планеты к воспроизводству ресурсов. Если человечество сохранит нынешний уровень потребления - к 2030 году мы исчерпаем её ресурсы.

Убедительным показателем, наглядно отражающим значение экологического следа, является определение даты «отрицательного экологического сальдо» - дня, когда запросы человека превысили способность планеты обеспечивать его потребности и абсорбировать наносимый им урон. Первый такой день был определён в 1987 году, тогда он пришелся на 19 декабря. Однако в результате глобального экономического роста эта дата передвигалась на всё более ранний срок, и с 9 октября 2006 года земляне стали жить «в долг».

Методики расчёта экологического следа показывают, что показатель экологического следа варьирует в зависимости от места проживания человека, образа его жизни и уровня культуры потребления. Однако его величина зависит от приоритетов экологической политики страны в целом и экологической политики города, в частности, которые реализуются органами государственного управления и местных администраций.

Снижению экологического давления на среду обитания способствуют следующие административные и организационно-технологические решения:

1. Внедрение рационального подхода к потреблению ресурсов - принцип 3R:
 а) снижение нерационального потребления (reduce);
 б) стимулирование повторного использования (reuse);
 в) переработка и утилизация (recycling).

2. Стимулирование использования энергоресурсосберегающих технологий предприятиями и домохозяйствами - создание льготных условий для пользователей, рекламирование таких технологий в СМИ за счёт средств государственного и муниципального бюджетов.

3.Организация эффективного движения общественного транспорта, снижающего нерациональное использование личного автотранспорта для перемещения на небольшие расстояния; сокращение автомобильных «пробок»; сокращение токсичных выбросов в атмосферный воздух.

4. Эффективная планировка города - планировка промышленной, селитебной, транспортной, санитарно-защитных зон на 70-80 % определяет размер экологического следа города.

5. Содействие реализации технологий переработки отходов предприятиями малого и среднего бизнеса - принятие административных, организационных и технологических мер, мотивирующих предпринимателей для развития бизнеса в этой сфере, а жителей - для участия в этих программах.

6. Разработка и поддержание экологического каркаса города - проведение работ по благоустройству, поддержанию биологического разнообразия, осуществление экологического мониторинга и контроля.

7. Повышение эффективности экологического менеджмента и усиление контроля за состоянием окружающей среды - стремление к снижению числа и последствий экологических преступлений и правонарушений, в результате которых происходят экологические потери.

8. Усиление роли муниципальных и общественных экологических организаций, способствующих развитию экологической культуры и экологического сознания населения.

Помимо методического и контролирующего значения показатели экологического следа и даты «отрицательного экологического сальдо» имеют важное воспитательное значение. Оперируя такими впечатляющими аргументами, экологам легче обосновывать необходимость внедрения природозащитных мероприятий и проводить просветительскую работу среди населения.

Таким образом, показатель экологического следа города может и должен широко использоваться для оценки экологической нагрузки в системе индикаторов экологического равновесия городской среды, а также в системе экологического образования.


ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ И СЕРТИФИКАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Е.А. Есина, член Высшего экологического совета при Комитете природопользования, природных ресурсов и экологии ГД ФС РФ, член-корр. МАНЭБ, к. э. н.

По материалам доклада, сделаного на VIII Научно-практической конференции ЭКОREAL-2008 «Экологический аудит территории»

Изменение экономической ситуации в Российской Федерации требует не просто корректировки национальной нормативно-правовой базы в области экологического менеджмента и аудита, но и приведения её в соответствие с действующими нормативно-правовыми актами, а также внедрения новых методов привлечения к принятию экологических решений широких кругов общественности.

Переход от административно-командной системы планирования природоохранных мероприятий к системе планирования, учитывающей реальные проблемы местного населения, предполагает работу в диалоговом режиме с отдельными гражданами и общественными организациями. Их мнения и предложения должны обсуждаться и учитываться. Существенная роль в этом процессе должна принадлежать региональным и местным Планам экологических действий (REAP и LEAP). Основными инструментами их реализации должны стать экологический аудит, экологический менеджмент и сертификация предприятий.

Современные требования комплексной, систем­ной оценки деятельности предприятий с точки зрения их воздействия на окружающую среду и здоровье людей не чья-то прихоть, а жизненно важная необходимость, подкрепленная статистикой роста заболеваемости населения, проживающего в экологически неблагополучных регионах.

Деловые круги большинства стран всё активнее используют принципы экоэффективности, согласно которым экономическое развитие и защита окружающей среды рассматриваются с позиций единства двух этих целей, и на практике убеждаются в прибыльности инвестиций в экологию.

Принятый в европейском сообществе порядок предусматривает:

  • государственную экспертизу проектов внедрения технологий при их патентной регистрации;
  • контроль за соблюдением осуществления утверждённых проектов;
  • оценку эффективности внедренных технологий путем проведения экологического аудита действующих производств;
  • сертификацию:
    - безопасности продукции,
    - системы управления качеством продукции,
    - системы экологического менеджмента,
    - системы охраны труда и промышленной безопасности.

В России действует механизм выдачи сертификатов соответствия установленным требованиям по отдельным видам продукции. Сертификация всей продукции по экологическим требованиям пока не имеет правовых механизмов. Предпринимаются робкие попытки создания систем добровольной экологической сертификации в оборонной промышленности и сертификации по экологическим показателям продуктов питания и некоторых видов товаров. При этом обязательная сертификация не подтверждает «экологическую чистоту» продукта (под которой подразумевается отсутствие или низкий уровень содержания загрязняющих веществ), потому что, во-первых, это не является её задачей, во-вторых, в наше время экологически чистая продукция - скорее миф, чем реальность. Речь идёт лишь об определении уровня загрязнения продукта. Единственный способ выяснить, содержатся ли в продукции вредные вещества, - провести аналитические исследования в рамках обязательной сертификации. Их результаты подтверждают или опровергают безопасность сертифицируемой продукции.

Экологический сертификат выдается при значительно сниженном содержании в продукции загрязняющих примесей и вредных веществ относительно ПДК, ПДУ и других нормативов. При проведении экологической сертификации учитываются данные протоколов испытаний, которые оформляются в ходе обязательной сертификации. Дополнительные испытания выполняются только в случае необходимости. На основании этих данных можно рассчитать «уровень экологичности» продукции, выраженный в виде числа, отражающего степень её безвредности относительно аналогичных товаров, имеющих гигиенические показатели содержания вредных веществ на уровне нормативов.

Наличие экологического сертификата позволяет маркировать продукцию знаком соответствия системы. Это один из весьма значимых факторов, увеличивающих её конкурентоспособность.

Добровольная сертификация систем качества продукции уже получила признание в России. Однако сертификация по системе управления охраной окружающей среды (система экологического менеджмента) применяется крайне редко. Многие российские компании, вышедшие на международный рынок вслед за «Норильским никелем», «ЛУКОЙЛом» и «Юкосом», осуществляют производственную деятельность в соответствии с международными стандартами, в том числе в соответствии с международными стандартами в области экологического аудита. При выборе производителя продукции (услуг) требование соответствия экостандартам является приоритетным.

Для крупных компаний, трезво оценивающих последствия вступления России в ВТО, всё более очевидной становится целесообразность добровольной сертификации трёх систем: качества продукции, экологического менеджмента, охраны труда и промышленной безопасности. Обладание перечисленными сертификатами позволяет на равных конкурировать с признанными мировыми производителями аналогичной продукции.

В России от имени международных сертификационных фирм действуют частные компании «Морской регистр», «Русский регистр», «Интерсертифика». Помимо основных услуг они оказывают дополнительные по предсертификационному аудиту действующих производств и проведению обучающих семинаров.

К сожалению, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не содержит норм, определяющих правовой статус экологического аудита. Только в статье 1 закреплено понятие «экологический аудит», оставшееся в общей части закона скорее всего по недосмотру юристов, поскольку статьи, определяющие статус, цели и задачи экологического аудита, из текста закона исключены.

Однако на предприятиях с опасными производственными процессами экологический аудит проводится с середины 90-х годов. В мировом сообществе экологический аудит является механизмом обеспечения экологической безопасности производства и продукции (услуг), а также конкурентоспособности предприятий, осуществляющих деятельность в соответствии с международными экологическими стандартами.

В России экологический аудит проводится на основе:

  • Федерального закона от 4 мая 1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», устанавливающего, что государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право вносить предложения о проведении экологического аудита (статья 27);
  • Указа Президента РФ № 511 от 15.03.2000г. «О классификаторе правовых актов» (код 110.010.100(080.160.000), предусматривающего экоаудит как вид деятельности;
  • Приказа Госкомэкологии РФ от 16.07.1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации».

Чтобы унифицировать нормы международных стандартов и российского законодательства, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии утвердило государственные стандарты по экологическому аудиту в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В настоящее время в России действует международный стандарт ИСО 19011-2002 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента».

В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» требования государственных стандартов носят рекомендательный характер. Международные и национальные стандарты могут полностью или частично использоваться в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, нормы которых являются обязательными для исполнения.

В ряде субъектов Российской Федерации механизм экологического аудита действует на основании подзаконных актов. Постановление Правительства Москвы от 22 июля 2003 г. № 568-ПП утвердило «Временное положение о Системе экологического аудита в городе Москве». Оно определило не только московскую систему экологического аудита, но и установило критерии отнесения городских организаций, рекомендованных для его выполнения.

В России волна проведения экологического аудита началась в 1998 г. с добровольной стандартизации продукции. Пользуясь ситуацией, несколько учреждений под эгидой Госкомэкологии РФ и Министерства природных ресурсов РФ, не имея ни нормативно-методологической базы, ни опытных специалистов, «подготовили» около 800 «экологических аудиторов», получивших право трудиться на ниве добровольного внедрения международных стандартов в сфере экологической безопасности производства. Педагоги, географы, геоморфологи, никогда не работавшие в сфере экологического менеджмента или контроля, получили удостоверения экологических аудиторов, прослушав двухнедельный «курс обучения» стоимостью в 25-30 тыс. рублей. Нужно ли говорить, что деятельность новоиспеченных «специалистов» едва не дискредитировала ценность экологического аудита как инструмента обеспечения экологической безопасности. Автору этой статьи не раз приходилось проводить повторные аудиты на предприятиях, имевших печальный опыт использования их услуг.

Некоторые российские юристы (преимущественно, бывшие военные специалисты) предпринимают попытки подвести под экологический аудит действующую нормативную базу. Они выпускают массу однотипных учебников, в которых интерпретируют экологический аудит как вид общего финансового аудита. Однако общий аудит, согласно законодательству, является оценкой финансовых показателей, а потому может быть лишь частью экологического аудита, касающейся экономической оценки природных ресурсов, расчёта ущерба, нанесённого окружающей среде, и экономической эффективности природоохранных мероприятий.

Нормативный акт федерального уровня по процедуре экологического аудита пока не создан. Однако деятельность по проведению экоаудита удалось скоординировать в рамках некоммерческого партнёрства «Экологическая аудиторская палата» и, таким образом, сосредоточить процесс подготовки и аттестации экоаудиторов. Аудиторская палата предприняла успешную попытку централизации и продолжила работу в статусе «Национальной аудиторской экологической палаты», учредителем которой стал Фонд им. Вернадского. Правда, несколько лет назад состоялся «развод» старой и новой аудиторских палат, который отнюдь не способствует продвижению экоаудита. Всё ещё существуют аудиторские фирмы сомнительного профессионального уровня, готовые выдать заключение об экологической безопасности предприятия, которое на самом деле является мощным загрязнителем окружающей среды.

Российское законодательство пока не преду­сматривает передачу государственных полномочий саморегулируемым организациям, а действующий национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» не устанавливает полномочий каких-либо объединений экоаудиторских фирм. В этих условиях представляется целесообразным создание мощных некоммерческих объединений саморегулируемых организаций экспертов-экологов в разных отраслях промышленности. Используя подробно расписанные федеральным законом процедуры общественной экологической экспертизы или экологического аудита, можно сократить сроки проведения экспертиз и повысить их профессиональный уровень.

Уже предпринята попытка объединения существующих экоаудиторских организаций под эгидой НП СРО «Экологическое Международное Аудиторское Сообщество. Сертификация» («ЭМАСсерт»). Эта задача стала еще более актуальной в связи с введением ФЗ-232 с 1 января 2007 г. единой строительной экспертизы (под которую пока не создан пакет подзаконных нормативных актов), а также с появлением новой редакции статьи 50 Градостроительного кодекса РФ, которая ввела институт негосударственной экспертизы проектов и результатов инженерных изысканий (включая инженерно-экологические изыскания). Эффективность работы «ЭМАСсерт» можно повысить за счёт создания при региональных представительствах Сообщества экспертных комиссий, способных оценивать профессиональный уровень аудиторских оценок.

Таким образом, необходимость развития экоаудита как инструмента экологической безопасности очевидна и подтверждается действенностью международных стандартов. Чтобы экологический аудит стал в России по-настоящему профессиональным и востребованным, необходимо объединить усилия специалистов и на федеральном законодательном уровне определить экологический аудит как инструмент, применение которого обеспечит экологическую безопасность и улучшение качества окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иных видов деятельности.

 

Нормативный акт федерального уровня по процедуре экологического аудита пока не создан. Однако деятельность по проведению экоаудита удалось скоординировать в рамках некоммерческого партнерства «Экологическая аудиторская палата» и, таким образом, сосредоточить процесс подготовки и аттестации экоаудиторов.


 

Специально к конференции была издана книга «Экологический аудит территории. Пособие для инвестора» (- М.: BeArt Print, 74 с.)

Купить или заказать книгу можно в редакции журнала или в НИиПИ экологии города.

Обращаться по тел./факс: +7 (495) 514-0860, 514-0054.

 

 Скачать статью в pdf-формате

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).