Санитарно-защитные зоны – поиск территориальных ресурсов

1 марта 2008 года вступила в действие новая редакция Санитарно-эпидемиологичес­ких правил и нормативов. Чем она отличается от предыдущей и какие её разделы представляют интерес для инвесторов и градостроителей, рассказала главный специалист Отдела градостроительной экологии Института экологии города О.В. Железнова.

Cправка:
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №
25 «Об утверждении СанПиН 2.2.1./2.1.1.-2361-08» «Изменения №1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 Новая редакция (Приложение). Вступает в силу 15 мая 2008 г.

 

Инвесторы и проектировщики всё чаще сталкиваются с реальностью, которая называется санитарно-защитная зона (СЗЗ). Допустим, есть земельный участок, который на первый взгляд не имеет ограничений по использованию, однако вскоре выясняется, что жилой дом здесь построить нельзя, потому что он окажется в СЗЗ промышленного предприятия.

В этой статье речь пойдёт о том, что такое санитарно-защитная зона, каков режим использования и порядок разработки проектов её организации и как сокращение размеров и утверждение границ СЗЗ могут стать способом выявления скрытых территориальных ресурсов.

Итак, обо всём по порядку. Санитарно-защитная зона - это специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия химического, биологического и физического загрязнений атмосферного воздуха до значений, установленных гигиеническими нормативами. Для предприятий I и II класса опасности он определяется значениями, установленными гигиеническими нормативами, а также величинами риска, приемлемого для здоровья населения.

Функциональное назначение СЗЗ заключается в создании барьера, защищающего население от воздействий промышленного объекта, работающего в штатном режиме. Под воздействиями следует понимать не только выбросы и сбросы загрязняющих веществ, но и электромагнитное и радиационное излучение, а также акустический шум.

Гигиенические правила, определяющие размер СЗЗ в зависимости от санитарной классификации предприятий, требования к их организации и благоустройству, основания к их пересмотру регламентируют Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН).

1 марта 2008 г. вышли СанПиН 2.2.1./2.1.1.-2361-08 «Изменения № 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 Новая редакция» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 25 от 10 апреля 2008 г.). В новую редакцию СанПиН внесён ряд принципиальных изменений, касающихся определения, установления и режима использования СЗЗ.

Для объектов, которые являются источниками различных видов воздействия на среду обитания, в обязательном порядке должен быть разработан проект обоснования размера СЗЗ.

Требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (п. 1.2) распространяются на любые существующие, проектируемые и реконструируемые предприятия и организации, которые осуществляют хозяйственную деятельность и являются источниками воздействия на среду обитания. Если уровни созданного предприятием загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ, а уровни физического воздействия - допустимые пределы, то размер его СЗЗ не может совпадать с границами промплощадки (участка). ПДК - это максимальная концентрация химического вещества (загрязнителя) в воздухе, воде, почве, отнесённая к определённому времени осреднения (разовому или среднесуточному), которая при периодическом воздействии не оказывает вредного влияния на людей, животных, растения и их потомство. ПДУ - это предельно допустимые уровни воздействия электромагнитных полей, радиоактивного излучения или акустического воздействия, которые не оказывают вредного влияния на людей, животных, растения и их потомство.

Если уровни созданного объектом загрязнения атмосферы за пределами промышленной площадки не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ, а уровни физического воздействия не превышают допустимые значения, то граница СЗЗ может сов­падать с границами промплощадки (участка). Тем не менее такие объекты для подтверждения отсутствия необходимости организации СЗЗ должны иметь проект организации СЗЗ (обоснование размера СЗЗ), согласованный в Управлении Роспотребнадзора.

В последнее десятилетие в российских городах идёт интенсивное освоение территорий под жилую и общественную застройку. Свободных участков, не имеющих ограничений на строительство, практически не осталось. Инвесторы вынуждены искать территориальные ресурсы в границах промзон. Сейчас их площади используются неэффективно: часть участков пустует, потому что многие предприятия превратились в убыточные или вынуждены сдавать производственные здания в аренду. Но, чтобы освоить под строительство участки вблизи или в пределах промзон, необходимо разработать проекты организации СЗЗ отдельных предприятий либо группы предприятий, расположенных в промзоне. На основании таких проектов можно определить: расположен ли интересующий инвестора участок в границах СЗЗ, что на нём можно построить и можно ли в направлении участка, предназначенного для строительства, сократить размер СЗЗ за счёт внедрения на предприятии природоохранных мероприятий.

Довольно часто встречается ситуация, когда инвестор планирует построить жилой дом в старом микрорайоне, попадающем в пределы нормативной (в новой редакции СанПиН - ориентировочной) СЗЗ предприятия. Однако при разработке градостроительной документации на эту территорию (проекта планировки, застройки, проекта строительства точечного нормируемого объекта) Управление Рос­потребнадзора не согласует отвод участка до разработки проекта организации СЗЗ предприятия. Инвестор начинает возмущаться: как же так, ведь в СЗЗ уже расположено жильё, почему нельзя построить ещё один дом? Однако ничего не поделаешь, ошибки прошлого нужно исправлять. В советское время при проектировании производственных зон не учитывался фактор негативного влияния предприятий на селитебные и природные территории.

СанПиН предусматривает (п. 3.2) не только запрет на размещение в границах СЗЗ новых нормируемых объектов, но и вывод уже существующих, правда, в том случае, если путём внедрения природоохранных мероприятий размер СЗЗ не удаётся сократить до необходимых значений. В проекте СЗЗ на строительство новых и реконструкцию, а также на техническое перевооружение действующих промышленных объектов должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на организацию СЗЗ, включая, в случае необходимости, отселение жителей. Выполнение таких мероприятий обеспечивают должностные лица промышленных объектов и производств.

СанПиН делит предприятия различных отраслей на 5 классов опасности. Для каждого класса установлен ориентировочный размер СЗЗ. Для предприятий I класса опасности он составляет 1000 м, для II - 500 м, для III - 300 м, для IV - 100 м, для V - 50 м. Чтобы исключить неверное толкование понятия «нормативные размеры СЗЗ» в значении «не подлежащие сокращению или увеличению», новая редакция СанПиН ввела понятие «ориентировочные размеры СЗЗ» (п. 3.7).

В СЗЗ и на территории объектов других отраслей промышленности не допускается размещение фармацевтических и пищевых производств, складов, а также комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды. В СЗЗ пищевых и фармацевтических предприятий допускается размещение новых профильных однотипных объектов при исключении взаимного негативного воздействия на продукцию, среду обитания и здоровье людей.

В СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 появилось понятие «риск, приемлемый для здоровья населения». Его оценка обязательна при определении размера СЗЗ предприятий I-II класса опасности. Это новое направление, которое сейчас находится в стадии разработки.

Согласно п. 3.6 в случае несовпадения размера расчётной СЗЗ и оценки риска, полученной на основании натурных исследований и измерений химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух, решение по определению размера санитарно-защитной зоны (для предприятий I-II класса опасности) принимается по варианту, обеспечивающему наибольшую безопасность для здоровья населения.

Ориентировочный размер СЗЗ
для предприятия различных отраслей
5 классов опасности

Техника боя

Как устанавливаются размеры СЗЗ для действующих предприятий? Проект организации СЗЗ, разработанный специализированной организацией, и план-график контроля показателей загрязнения окружающей среды, утверждённые предприятием, (а для предприятий I-II класса опасности ещё и результаты оценки риска) проходят согласование в Управлении Роспотребнадзора.

Следующий этап - осуществление мероприятий, обеспечивающих достижение нормативных требований на границах установленных СЗЗ. Его сменяют проведение натурных исследований загрязнений воздуха и определение уровней физического воздействия. Исследования воздушных загрязнений должны проводиться в течение 30-50 дней (в зависимости от класса опасности объекта) летнего, осеннего, зимнего и весеннего периодов, потому что условия рассеивания вредных примесей различаются в зависимости от времени года.

Замеры в контрольных точках на границе СЗЗ могут проводить только аккредитованные лаборатории. На основании данных этих лабораторий специализированные организации должны подготовить технический отчёт по утверждению границ СЗЗ. На основании этих материалов Главный государственный санитарный врач субъекта Российской Федерации или его заместитель выпускает решение и санитарно-эпидемиологическое заключение об установлении границ СЗЗ для предприятий III-IV класса опасности. Границу СЗЗ предприятий I-II класса определяет постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, которое утверждает Минюст РФ.

«Зелёные лёгкие» СЗЗ

В новой редакции СанПиН нет понятия «нормативный процент озеленения СЗЗ». Теперь в состав проектов СЗЗ не требуется включать материалы проекта их озеленения и благоустройства, потому что территория СЗЗ не является собственностью предприятия. На ней может планироваться реализация градостроительных намерений разных субъектов хозяйственной деятельности. Кроме того, в городских условиях почти невозможно соблюсти нормативный процент озеленения, так как в границах СЗЗ часто располагаются объекты, мешающие высадке такого количества деревьев и кустарников, которое бы обеспечило условия для реального снижения уровня шума или содержания в воздухе вредных выбросов. Уменьшить негативное воздействие можно только за счёт внедрения на производстве природоохранных мероприятий.

Однако на территориях СЗЗ крупных промпредприятий и промзон, расположенных на окраинах и за границами городов, можно и нужно использовать озеленение для снижения уровня негативного воздействия производственных объектов на окружающую среду. Породный состав и схемы посадок зелёных насаждений зависят от множества факторов: от освещённости, влажности почв, степени загрязнения атмосферного воздуха, природы приоритетных загрязнителей, наличия транзитных проходов вблизи мест высадки растений и даже от ориентации улиц соседних жилых районов.

Растения, рекомендованные для посадок на промышленных территориях, должны обладать хорошей облиственностью, высокими пылепоглощающими свойствами, газоустойчивостью и способностью к быстрому росту.

Биологи, изучающие проблемы озеленения промышленных и примагистральных территорий, рекомендуют для посадки в СЗЗ такие виды древесно-кустарниковой растительности, как вяз перистоветвистый, вяз сродный (берест японский), тополь Болле, тополь московский, тополь советский пирамидальный, ясень американский, ясень пенсильванский, ясень ланцетолистный, яблоня ягодная, яблоня сливолистная, груша уссурийская, ива белая плакучая, карагана древовидная, пузыреплодник калинолистный, снежноягодник белый, чубушник кавказский, жимолость Маака, спирея Вангутта, форзиция средняя, кизильник блестящий. Для вертикального озеленения фасадов промышленных зданий и заборов наиболее подходит девичий виноград пятилисточковый. Для создания шумо- и пылезащитной живой изгороди кустарники лучше высаживать в межствольных пространствах деревьев, а на открытых участках - в виде двухрядных полос.

При планировке СЗЗ предприятия необходимо предусматривать как защитное озеленение по границе промплощадки, так и защитное озеленение по границе с жилой застройкой. Для этого можно использовать посадки изолирующего или фильтрующего типов. Первые создают на пути загрязненного воздушного потока механическую преграду, которая осаждает и поглощает часть содержащихся в нём вредных примесей. Фильтрующие посадки применяются для сокращения поступления загрязнителей на территории, предназначенной для пребывания людей. Насаждения этого типа адсорбируют вредные примеси и очищают воздушный бассейн. Как правило, они имеют ажурную структуру и располагаются достаточно крупными массивами.

По данным исследований, 1 га 20-30-летних древесных насаждений за период вегетации способен задержать до 18 т промышленной пыли и поглотить до 700 кг сернистого ангидрида.

На открытых участках СЗЗ рекомендуется устраивать газоны, составленные из устойчивых видов растений - овсяницы красной, овсяницы луговой, пырея ползучего, мятлика лугового, ромашки.

Законная линия

Граница СЗЗ является линий градостроительного регулирования, поэтому утвержденные границы СЗЗ промышленных предприятий должны наноситься на графические материалы генплана города и схемы территориального планирования. Управление Роспотребнадзора по г. Москве приняло решение после утверждения границ СЗЗ предприятия передавать соответствующие графические материалы в НИиПИ Генплана г. Москвы и в Службу Градостроительного кадастра г. Москвы.

Решение об использовании территорий в границах СЗЗ и территорий, высвобожденных при сокращении размера СЗЗ, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии намечаемой хозяйственной или иной деятельности санитарному законодательству (п. 3.18) принимают органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов.

Проблемы выделения СЗЗ возникают при составлении документации, определяющей развитие городских и сельских типов территорий. В условиях дефицита участков, пригодных под застройку, утверждение границ СЗЗ приобретает особую актуальность. Сотрудники Института экологии города имеют богатый опыт разработки проектов организации СЗЗ для промышленных предприятий различных классов опасности и выявления скрытых, но не потерянных для города территориальных ресурсов.

 

Как устанавливаются размеры санитарно-защитной зоны для действующих предприятий?

1 шаг.
Согласование в Управлении Роспотребнадзора проекта организации СЗЗ, разработанного специализированной организацией, и плана-графика контроля показателей загрязнения окружающей среды.
2 шаг.
Осуществление мероприятий, обеспечивающих достижение нормативных требований на границах установленных СЗЗ.
3 шаг.
Проведение натурных исследований загрязнений воздуха и определение уровней физического воздействия.
4 шаг.
Подготовка специализированной организацией технического отчёта по утверждению границ СЗЗ.
5 шаг.
Решение и санитарно-эпидемиологическое заключение об установлении границ СЗЗ, выпускаемые Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем для предприятий III-IV класса опасности, и постановление Главного государственного санитарного врача РФ, утверждаемое Минюстом РФ, для предприятий I-II класса.

 

В пределах санитарно-защитных зон устанавливаются ограничения на ведение градостроительной деятельности.

В границах СЗЗ запрещается размещать:

В границах СЗЗ промышленного объекта или производства допускается размещать:

 

 Скачать статью в pdf-формате