Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Рубрика «Развитие» / События

Пять триллионов уйдут в пробки

Минтранс России для решения проблемы столичных пробок разработало спе­циальную программу с рекордным по отечественным меркам бюджетом – 4,9 трлн рублей. На эти деньги должны быть построены дороги, крупные транспортные узлы, в то время как товарные склады планируется вынести за черту города. Эксперты уверены, Минфин РФ не даст на проект денег. Российские чиновники приступили к масштабному «лечению транспортного паралича» Москвы и Подмосковья. Минтранс РФ разработал специальную программу по развитию транспортного узла Московского региона на 2010-2015 годы. Согласно проекту планируется комплексное строительство дорожной сети в столице и области, а также развитие всех видов транспорта и строительство новых терминалов и товарных складов. Заместитель председателя Правительства России Сергей Иванов на расширенном заседании Коллегии Минтранса РФ назвал основные причины возникновения транспортных проблем и пробок в регионе. «Только в одной Московской области в 2007 году было зарегистрировано 5,392 млн автомобилей, в то же время в столице зарегистрировано 3,3 млн машин, - рассказал Иванов. - С учётом транзита и людей, приезжающих в город, в Москве низкая средняя скорость движения автомобилей». В среднем москвич­ тратит на поездку по городу более 65 минут. Кроме того, в Москве расположено 9 аэропортов, среди них 3 хаба, которые осуществляют 40 % грузовых перевозок». Дополнительным источником нагрузки на дорожную сеть, по его мнению, являются таможенные терминалы.

Чтобы уменьшить поток грузовых автомобилей в городе, таможенные и складские терминалы решено вывести за черту города и обеспечить область объездными трассами. В Подмосковье основой транспортного узла станет строящаяся Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД), которая позволит многочисленным фурам идти в обход города. Также в рамках программы будет построена платная автомагистраль ­Москва - Санкт-Петербург, реконструирована автодорога М4 «Дон», будет возведён новый выход с федеральной трассы М1 «Беларусь» на МКАД. «Всего предусмотрено строительство 685 км платных магистралей и скоростных дорог и реконструкция 861 км существующих федеральных трасс, сооружение 29 путепроводов на пересечении железных и автомобильных дорог», - сказал министр транспорта И. Левитин. По его словам, для Москвы приоритетным направлением будет обеспечение ввода в черту города новой трассы Москва - Санкт‑Петербург. Для этого на МКАД будет построена транспортная развязка в районе Бусиново, от неё специальная дорога пройдёт по Фестивальной улице и в районе улицы Королёва соединится со строящимся Четвёртым транспортным кольцом (ЧТК). Затем будет возведена радиальная хорда на севере ­Москвы, которая обеспечит связь платных трасс ­Москва - Санкт-Петербург и ­«Ногинск». Таким образом, транзитный поток, идущий из Северной столицы, сможет миновать МКАД и через хорду по новой дороге двигаться далее в регионы. Также будут построены северный и южный «дублёры» Кутузовского проспекта. Первый пройдёт от делового центра «Москва-Сити» и соединится с МКАД развязкой на Молодогвардейской улице, а южный пройдёт от Кутузовского проспекта до Минской улицы и далее до Аминьевского шоссе. «В результате реализации программы к 2015 году планируется построить и реконструировать 95 км улично-дорожной сети города», - заявил министр. Кроме того, г-н Левитин пообещал, что будет внедрена автоматизированная система управления движением и парковками. «Сейчас функция по организации дорожного движения не лежит ни на одном из ведомств», - заметил чиновник, впрочем, не пояснив, кому она достанется. Помимо строительства дорог реформа Минтранса РФ предполагает развитие всех видов наземного пассажирского и речного транспорта, а также метрополитена. Для этого в Москве количество автовокзалов увеличат с одного до пяти. Планируется, что их разместят около вылетных магистралей вблизи от станций метро. Метрополитен также ожидает масштабное преобразование. К 2015 году будет построено 79 км новых линий, 43 станции и 7 депо. Пригородные и междугородние перевозки на железной дороге будут развиваться за счёт запуска скорых поездов повышенной комфортности на всех ра­диаль­ных направлениях, а также за счёт строительства навесных переходов, которые позволят электричкам увеличить скорость движения. На Малом кольце Московской железной дороги будут организованы пассажирские перевозки. Их годовой объём, по прогнозам, составит 270 млн человек. Чиновники убеждены, что в результате всех этих работ средняя скорость движения автомобилей в Москве через 7 лет повысится на 15 %. Примерно 2 млн дальнобойщиков смогут миновать важнейшие для города и области дороги. Перегрузка дорог снизится с 80 до 60 %, а число заторовых перекрестков - на 20 %. На выполнение всех вышеназванных работ чиновникам понадобится рекордная по российским меркам сумма.

«Цена вопроса, если переводить её в рубли, на 2010-2015 годы составляет 4,9 трлн рублей, - сказал Иванов. - Две трети из этой суммы приходится на федеральный бюджет и на бюджет Москвы и области, остальное - внебюджетные источники финансирования».

Оценивая работу чиновников, эксперты склоняются к мнению, что она не принесёт желаемых результатов. «Во-первых, есть данные, что Минфин РФ, вероятно, просто не выделит денег из бюджета, но это уже политический вопрос, - говорит генеральный директор Дорожно-проектно-изыскательного и научно-исследовательского института Олег Скворцов. - Во-вторых, любое строительство нужно вести на основе анализа поведения транспортных потоков, а этого в программе Минтранса я не увидел». По словам Скворцова, это скорее полумеры, нежели реальные решения проблемы пробок. Исследования и зарубежный опыт показывают, что автомобильные проблемы Москвы помогло бы решить развитие радиальных направлений - строительство хорд, быстровыводящих транспорт из города. Так, Ю.М. Лужков отчасти признаёт, что новый проект может привести к ещё большим пробкам в столице. На заседании Коллегии Минтранса РФ мэр отметил, что если платная трасса Москва - Санкт-Петербург будет введена в эксплуатацию ранее, чем построят транзитную дорогу через город на областные федеральные трассы, то прибывающие машины образуют на МКАД пробку длинной в 21 км. «Пока эта проблема не будет решена, мы своё согласие на открытие этой дороги не дадим», - сказал Лужков.

По материалам Известия.РУ: Москва


Местное самоуправление в России: многообразие сложившихся практик и нынешние тенденции регионального развития

В Институте современного развития состоялась презентация результатов региональных полевых исследований и аналитического доклада «Местное самоуправление в России: многообразие сложившихся практик и нынешние тенденции регионального развития». В ходе круглого стола озвучены результаты региональных полевых исследований, проведённых Институтом современного развития в июне-декабре 2008 года в 16 субъектах Российской Федерации. В мероприятии приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, ведущие российские эксперты в области местного самоуправления.

Социологические исследования включали в общей сложности 145 фокус-групп с населением, представителями малого и среднего бизнеса и неправительственных организаций, средств массовой информации, экспертных групп, с теми, кого принято называть «муниципальным сообществом», - главами муниципальных образований, депутатами их представительных органов, руководством местных администраций. Параллельно был проведён стандартизированный анкетный опрос участников экспертных групп - представителей муниципального сообщества.

Выборка определялась таким образом, чтобы обеспечить максимальную репрезентативность территорий, отличающихся по географическим и социально-экономическим характеристикам, менталитету населения, политическому режиму, уровню урбанизации, стадии муниципальной реформы. Поэтому исследование позволило не только выявить основные проблемные узлы сегодняшней российской муниципальной практики, но и определить дальнейшие возможные действия по её совершенствованию.

Результаты исследования позволяют говорить о двух важнейших закономерностях:

1) чем ближе местное самоуправление к людям, чем ниже территориальный масштаб его осуществления, тем более заинтересованы в нём граждане;

2) чем выше ресурсная база местного самоуправления, его возможность влиять на происходящие в городе или селе процессы, а также чем выше информированность жителей, тем большую муниципальную активность проявляет население.

Кроме того, прослеживается очевидная специфика самоуправления в городах и на селе. Жители сельской местности, несмотря на более консервативный менталитет, готовы к более активному участию в местном самоуправлении, понимая под ним прежде всего близкий и доступный поселенческий уровень. Однако ресурсная слабость поселений сдерживает подобную активность. Как население, так и муниципальное сообщество склонно воспринимать муниципальные органы района скорее в качестве исполнительного инструмента региональных властей, который перестал быть автономным и завязанным на жизнеобеспечении местного населения. В городских округах муниципалы больше ориентированы на самостоятельность; население же отмечает организационные проблемы, связанные с правом местного сообщества самому решать вопросы управления жизнью в муниципалитете.

Анализ позволил выявить, что и население, и муниципальные управленцы воспринимают положительно идею подотчётности муниципальных органов населению. Большинство из них высказывается за выборные механизмы формирования органов местного самоуправления гражданами (включая и выборы глав). Модель сити-менеджера находит как сторонников, так и противников, причём перевес на стороне скептиков. Оценивая работу органов местного самоуправления, население склонно акцентировать внимание на личных качествах руководителей, а сами муниципалы обозначают имеющиеся организационные и финансовые проблемы (дефицит кадров, слабая материальная база).

В целом большинство респондентов считают, что местное самоуправление способно стимулировать инновационное развитие территории, создание новых рабочих мест, открытие новых производств и может повлиять на изменение культурной среды.

По материалам сайта Института современного развития

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).