Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Ажурная паутина рельс. История Московского трамвая

М.В. Депутатов

Нет ничего естественнее для горожанина, чем общественный транспорт. Садясь в трамвай или проходя мимо старого кирпичного депо, мы и не задумываемся, откуда все это взялось. А ведь это наша история, история нашего с вами города. И знать ее, хотя бы в общих чертах, было бы нелишним.

Если не считать извозчиков, то общественный транспорт впервые появился в Москве в 1847 году. Это были конные экипажи, которые ходили по заранее установленным линиям, из-за чего москвичи окрестили их линейками. Они были шире обычных извозчичьих экипажей и имели крышу от дождя, помещалось в них 10-12 человек. К 1870 году имелось уже 22 владельца линеек, и они курсировали по 10 направлениям. Но качество обслуживания пассажиров оставляло желать лучшего. Вот что писал о линейках В.А. Гиляровский: «На Ильинской площади стояли десятки линеек с облезлыми крупными лошадями. Оборванные кучера и хозяева линеек суетились. Кто торговался    с нанимателями, кто усаживал пассажиров: в Останкино, за Крестовскую заставу, в Петровский парк...»

Следующий этап развития городского транспорта - появление конного трамвая. Его первая линия была открыта для обслуживания посетителей Политехнической выставки 25 июня (7 июля) 1872 года. На линии эксплуатировалось 10 двухэтажных вагонов, причем второй этаж, называемый империалом, на который вели узкие винтообразные лестницы, не имел навеса, и пассажиры, располагаясь на лавках, не были защищены от снега и дождя. Кроме того, на империале запрещалось ездить дамам. Снова слово дяде Гиляю: «Возбуждался в думской комиссии вопрос о допущении женщин на империал. Один из либералов даже доказывал, что это лишение прав женщины. Решать постановили голосованием. Один из членов комиссии, отстаивавший запрещения, украинец, в то время когда было предложено голосовать, сказал: - Та они же без штанцив!      И вопрос при общем хохоте не баллотировался».

Особенностью этой линии конной железной дороги было то, что строили ее военные строители как временную. Одновременно в Москве появилась и линия парового пассажирского трамвая от Петровско-Разумовского через парк Петровской Академии до станции Смоленского (Белорусского) вокзала. Обе линии должны были прекратить свое существование сразу после закрытия Политехнической выставки. Однако новый общественный транспорт понравился москвичам: ведь ехать из центра на Смоленский вокзал было удобнее и дешевле в вагоне конного трамвая, чем извозчиком. Первая пассажирская линия конного трамвая, или, как к тому времени стали его называть, «конки», продолжала эксплуатироваться и после закрытия Политехнической выставки - до 1874 года, а линия парового трамвая сохранилась только на участке от Смоленского вокзала до Петровского парка.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).