Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Стройкомплекс Московской области лидер жилищного строительства России

Московская область в течение нескольких лет демонстрирует самые высокие в нашей стране объемы жилищного строительства. По результатам прошлого года строительный комплекс Подмосковья обошел даже признанного мирового лидера - Китайскую Народную Республику. Такой опыт может быть интересен множеству российских регионов.

Главный редактор журнала «ЭКОREAL» Анна Сергеевна Курбатова попросила поделиться секретами стабильных успехов начальника Научно-технического управления Министерства строительного комплекса Московской области, заслуженного строителя России, профессора Валерия Павловича Абарыкова

 

- Чем Московская область отличается от других регионов Российской Федерации?

- Я бы сказал, географическим положением. Московская область - это центральная часть России. Российская Федерация, хорошо это или плохо, устроена таким образом, что все проблемы экономического развития решаются через центр. Москва и область - хорошо развитые индустриальные регионы. Пожалуй, это еще одно выгодное отличие: мы создаем и постоянно увеличиваем число рабочих мест. Города Подмосковья ликвидируют экологически опасные предприятия, и в то же время количество рабочих мест не только не уменьшается, но даже увеличивается. В области появляется все больше предприятий малого бизнеса: кафе, магазины, торговые лавочки, ремонтные павильончики - растет количество предприятий сферы обслуживания.

Сейчас российская экономика находится на подъеме. Регионы развиваются, каждый старается по максимуму использовать природный потенциал и предоставить населению возможность зарабатывать деньги. Теперь ни одна электричка не пахнет колбасой. У нас нет голодных. Есть бомжи, но у этого социального явления другая природа.

- С какими из соседних регионов Московская область поддерживает самые тесные взаимоотношения?

- У нас тесные контакты со всеми соседями. Мы первыми из российских регионов выпустили план Генерального развития Московской области, учитывающий требования Градостроительного кодекса и других федеральных документов. А это что значит? Это значит, что мы согласовали с каждым соседом наши системы экономического развития: промышленную, транспортную, энергетическую инфраструктуры и другие общие элементы.

- Можно сказать, что Московская область становится для прилежащих регионов своего рода территориальным и ресурсным локомотивом?

- Пожалуй. Мы показываем пример, а хорошие примеры и удачные начинания всегда находят последователей.

Например, Московская область стала российским лидером по жилищному строительству. Мы ежегодно сдаем в эксплуатацию миллионы квадратных метров жилья. С нашим опытом хочет ознакомиться множество регионов, узнать, как и за счет чего мы добились таких результатов. По количеству квадратных метров, возведенных за год на душу населения, мы уже опередили китайцев, строящих по одному квадратному метру на человека. А отдельные муниципальные образования даже превышают этот показатель, добиваясь и трех, и пяти «квадратов».

Инвестиционные программы, которые развиваются в области, предусматривают кооперацию государства с частным бизнесом, поэтому темпы развития Московской области задают инвесторы. Жилье, в которое они инвестируют, легко расходится, потому что Москва и Подмосковье притягивают рабочую силу из разных регионов. На мой взгляд, Сибирь, Дальний Восток и Приморский край должны прикладывать больше усилий, создавая для людей лучшие условия, чтобы у них не возникало желания перебираться в центральные регионы. И в то же время я понимаю, что программа предоставления площади северянам возникла не случайно. Мы рады появлению квалифицированных кадров. Это желаемая миграция. Есть, конечно, и нежелаемая миграция, но сейчас разговор не об этом.

- Жилищное строительство - это традиционно лидирующая инвестиционная отрасль. Валерий Павлович, каким должен быть образцовый, с точки зрения качества проживания, подмосковный город? Я имею в виду жилье и инфраструктуру. К чему нужно стремиться?

- В Вашем вопросе есть слово, которое мне всегда импонирует и которое всегда меня озадачивает - «качество». Что такое качество? Это очень субъективное понятие. Одному нравится болото, другому - горы, третьему - селитебная зона с плотной застройкой.

А если говорить серьезно, то хорошо, когда в городскую застройку вписана природа - лес, водоем. Хорошо, когда есть современная инженерная инфраструктура, когда рядом медицинские учреждения, школа, детский сад. Но для того чтобы удовлетворить эти потребности, приходится преодолевать массу трудностей. Есть разные виды поселений. Один из них - дачные поселения. Для горожанина дача - второе жилье. Дачным поселкам не нужны ни детские сады, ни школы, ни еще какие-то социальные учреждения. Это плюс. А минус в том, что некоторые горожане, приезжая на дачу, ведут себя, мягко говоря, некорректно. В летний период у подмосковных властей возникает множество проблем с появлением вблизи дачных поселков несанкционированных мусорных свалок, чаще приходится тратить средства на тушение пожаров.

- Число дачных поселений постоянно увеличивается. Насколько оно подошло к критической отметке? Ведь невозможно бесконечно расширять магистрали только потому, что летом в выходные дни количество желающих уехать из Москвы растет как на дрожжах. Мне кажется, что именно эта нагрузка является сверхкритичной. Я уже не говорю о многократном увеличении объемов выбросов выхлопных газов...

- Сезонная миграция тащит за собой массу проблем. Весь фокус с подмосковными дорогами заключается в том, что они нам, Московской области, не принадлежат. Магистрали, на которых скапливаются пробки, относятся к федеральной собственности. Сейчас часто можно услышать высказывание «Москва делает «вылетные» магистрали, и если пробки возникают в области, в этом виноваты областные чиновники». Я не могу с этим согласиться. Проблемы такого рода относятся к общефедеральным. Развивать федеральные дороги не наша задача. Больше того, мы не имеем права этим заниматься.

Хотя сейчас мы участвуем в очень интересном, на мой взгляд, проекте. Это строительство Центральной кольцевой автодороги. Она пройдет по «бетонке» в радиусе 50 км от Москвы. ЦКАД должна отвести транзитный транспорт от Москвы на радиальные направления. И это правильно, потому что дороги, проходящие по территории области, перегружены грузовыми автомобилями.

Новая автодорога решит комплекс социальных задач, в том числе развитие жилищного строительства. Вы можете спросить, какое отношение имеет дорога к жилищному строительству? Попробуем разобраться. Дорога - это не только асфальтовое полотно, это окружающая ее инфраструктура: заправочные и ремонтные станции, терминалы, магазины, кафе, вырастающие по соседству большие и малые производства. Создается множество рабочих мест, значит, нужно будет увеличить объемы жилищного строительства, а оно требует социального обеспечения. Ни один поселок не может существовать без почты, магазинов, поликлиники, школы, детского сада. Социальные вопросы, связанные с ЦКАД, - это непосредственно хлопоты области, и мы очень серьезно занимаемся их решением.

Трассировка дороги уже обозначена. Мы знаем, какие поселения попадают в зону отчуждения. Необходимо удовлетворить интересы собственников жилья, которое пойдет под снос. Готовится градостроительная проработка таких вопросов.

Финансирование должно идти из федерального центра, и как только оно начнется, мы готовы приступить к строительству. Рядом с этой дорогой пойдут и наши хорды - подъезды к областным городам.

- Сколько времени придется потратить на строительство ЦКАД? Лет двадцать пять поработать придется?

- Ну что Вы, сейчас темпы совсем другие. Мы строим очень быстро. Есть нормативы по периодам строительства. Например, объекты, на которые советские нормативы отводили 36 месяцев, мы сдаем за шесть месяцев, максимум - за двенадцать. Если с финансированием будет все в порядке, построим быстро. Создать полотно дороги несложно, гораздо сложнее наладить работу инфраструктуры: придорожных кафе, станций техобслуживания, заправок...

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).