Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

The Thames gateway – опыт преобразования региона

Профессионалам всегда интересно знакомство с работами коллег. Лоррэйн Бэлдри (Lorraine Baldry), председатель London Thames Gateway Development Corporation, поделилась опытом комплексного подхода к преобразованию одноименного региона, расположенного в устье Темзы. Символично, что его название переводится на русский как «Ворота Темзы». Олимпийские игры 2012 года придают реализации проекта особую актуальность.
Мы расскажем о принципах и методиках развития Темз Гейтвей и сделаем акцент на экономической составляющей проекта.

Темз Гейтвей - преобразование, развитие, пути инвестиций

Регион Темз Гейтвей, протянувшийся на 65 км вдоль дельты главной реки Британии, занимает выгодное экономическое положение. На самом деле, его порты и развитая транспортная инфраструктура - это ворота, открытые в мир бизнеса. Такое преимущество необходимо использовать для создания новых рабочих мест, увеличения жилищного фонда, а также для модернизации земельного рынка. Если удастся реализовать экономический потенциал Темз Гейтвей, Великобритания сможет ежегодно получать прибыль в 12 млрд. фунтов стерлингов.

Сейчас в регионе проживает 1,5 млн. человек. Еще пять лет назад его нельзя было назвать инвестиционно-привлекательным из-за тяжелого наследия многочисленных экологических проблем старых индустриальных зон.

Из Программы перспективного развития региона: «Необходимо решить важные социальные и экологические задачи: поднять уровень жизни местного населения и согласовать экономические резоны с требованиями экологической безопасности. Для осуществления этих целей и превращения дельты Темзы в регион, благоприятный для ведения бизнеса, следует использовать новые подходы к маркетингу и привлекать иностранные финансовые инвестиции».

Принципы стратегического планирования

В 2003 году общины жителей региона, местные органы власти, министерства Великобритании и три Агентства регионального развития Большого Юго-востока создали Межправительственный комитет по модернизации региона Темз Гейтвей.

Цели комитета состоят в выработке приоритетных направлений развития, в планировании преобразований, обеспечении оснований для объединения общественных инвестиций с местными интересами, а также в экспертной оценке частных проектов.

Комитет последовательно выработал три программы возрождения региона.

Основу программ составляли только те планы и проекты, по которым были заключены соглашения всех заинтересованных сторон: местных общин, органов власти, инвесторов. Кстати, последняя программа издана в виде бизнес-буклета с подробным обоснованием положений, с картами, схемами и отчетами о реализации предыдущих проектов.

Каждый район, входящий в регион, предлагает собственные программы модернизации. Межправительственный комитет оценивает их по четырем категориям:

  • стратегическое соответствие приоритетам программы возрождения региона Темз Гейтвей;
  • преимущества, получаемые регионом;
  • финансовая ясность;
  • реальность осуществления.

Отобранные для реализации программы выстраиваются в приоритетном порядке. Такой подход позволяет в первую очередь финансировать мероприятия, от реализации которых зависит успех возрождения региона в ближайшие три года.

Убедившись в положительных результатах экономической оценки программ, Межправительственный Комитет начинает их финансирование. Подробная информация о ходе этого процесса публикуется в интернете.

Программа капиталовложений

Благодаря использованию нового подхода к реализации программ модернизации Темз Гейтвей была собрана сумма в размере 500 млн фунтов стерлингов. Она предназначена для покрытия расходов в течение ближайших трех лет. Министерство транспорта выделило для создания Фонда инфраструктуры сообществ региона сумму в 100 млн фунтов стерлингов. Три Агентства регионального развития, привлеченные к возрождению Темз Гейтвей, создали Фонд стратегических экономических инвестиций «мощностью» в 200 млн фунтов стерлингов.

Организационная структура контроля и регулирования портфеля активов использовалась в качестве новой стратегической модели для определения вариантов инвестирования в программу создания фондов модернизации региона. Эта структура выделяет средства на реализацию программ, предложенных партнерами Межправительственного комитета. Она же спонсирует организации, занятые их осуществлением.

Благодаря развитию экономического потенциала региона Темз Гейтвей, а также созданию качественных коммуникаций между Лондоном и графствами Кент и Эссекс, Соединенное Королевство получит ощутимый ежегодный доход, а у местного населения появятся шансы значительно улучшить качество жизни.

Развитие инфраструктуры

На начальных стадиях развития инфраструктуры общественный сектор (общины, местные власти и правительство) закладывает фундамент плана преобразований, обозначая земельные участки, подходящие для вторичной застройки, и планирует расположение объектов инфраструктуры. По мере завершения этих работ растет доверие партнеров из общественного и частного секторов, у них возникает желание инвестировать в будущее развитие территорий.

Из Программы перспективного развития: «Успешная реализация проектов возрождения требует не только разработки программ, которые финансирует государство. Правительство должно заботиться о создании условий, способствующих росту доверия инвесторов. Поэтому гораздо выгоднее создавать не долгосрочные программы с фиксированным бюджетом, а долгосрочные программы с динамическими расходами, способные чутко реагировать на рыночную ситуацию и эффективно функционировать в течение длительного времени. Правительство предоставляет ресурсы для создания необходимой инфраструктуры. Такая забота позволяет частным инвесторам в определенный момент взять инициативу в свои руки и довести программы до успешного завершения».

Первые инвестиции обеспечили реальные успехи в развитии инфраструктуры региона:

  • проект Crossrail (строительство железнодорожной трассы, проходящей через районы Канэри-Уорф и Эби Вуд) получил одобрение, обеспечив привлечение финансирования в размере 16 млрд фунтов стерлингов. Осуществление проекта позволит создать новые рабочие места и ускорит рост жилищного фонда в Восточном и Юго-Восточном Лондоне;
  • завершено строительство высокоскоростной железнодорожной трассы, проходящей через Стратфорд и район Эбсфлит. Начала работу англо-франко-бельгийская железнодорожная компания Eurostar. Этот проект поддерживает экономические перспективы Восточного Лондона и Северного Кента;
  • выбраны три ключевых проекта модернизации региона: Лондон Гейтвей - новый глубоководный порт и деловой парк; новый жилой микрорайон Истерн Квори в районе Эбсфлит; прибрежная зона Баркинг Риверсайд, получившая разрешение на самую объемную перепланировку жилого микрорайона;
  • открыты концертный зал и развлекательный комплекс «О2» в районе Гринвич Пенинсула. Только за три первых месяца его посетили 600 тыс. человек;
  • полномочные органы власти, ответственные за подготовку к Олимпийским играм, согласовали создание Олимпийского парка. Основная часть участка, на котором он появится, уже подготовлена к началу строительных работ. Благодаря строительству подземных туннелей, в которые переместились линии электропередачи, местные сообщества получили новые возможности использования земель.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2021 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).