Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

«Защита зеленых насаждений в городе Москве»

Комиссия Московской городской Думы по экологической политике при поддержке городского регионального отделения Политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» 10 июня 2008 года провела «круглый стол» на тему: «Практика применения требований нормативной документации, регламентирующей содержание и охрану зеленых насаждений города Москвы». С итогами обсуждения этой темы мы вас и знакомим.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

На заседании выступили специалисты, эксперты, руководители организаций, непосредственно занимающихся проблемой развития природных озелененных территорий города Москвы. Участники заседания обсудили проблему с различных точек зрения, представили данные о размерах и состоянии озелененных территорий. Были определены проблемы, требующие принятия решений на законодательном уровне.

Было отмечено, что Генеральный план Москвы предусматривает активное развитие природных озелененных территорий до 33 тыс. 800 га, что составляет треть территорий города. В число этих территорий входят особо охраняемые территории, которые составляют 16,5 тыс. га. Было отмечено, что в городе в настоящее время нет свободных площадей, на которых можно разбивать новые сады и парки. При новой застройке и реорганизации территорий Генпланом зарезервированы под озеленение от 10 до 30 % земель в соответствии с санитарными нормами.

Участники заседания обсудили проблему улучшения состояния Природного комплекса города. Основные предложения, которые прозвучали в выступлениях участников, перечислены ниже.

1. Компенсационное озеленение следует проводить не только за счет его количества, а за счет улучшения качества, т.е. должна осуществляться как экологическая реабилитация, так и экологическая реконструкция территорий и, соответственно, повышаться качество природного комплекса, закрепленного линиями для градостроительного регулирования.

2. Следует повысить средозащитную и эстетическую роль такой категории, как «зелень специального назначения» (санитарно-защитные зоны промышленных предприятий, технические зоны инженерных коммуникаций и транспортных артерий).

3. Должно быть предусмотрено озеленение резервных территорий, занятых гаражами, коммуникациями, объектами коммунального и производственного назначения.

4. Необходимо выработать качественные показатели, влияющие на уровень комфортности проживания в городе, поскольку одинаковые площади озелененных территорий имеют разные качественные показатели в зависимости от плотности населения.

5. Необходимо сохранить лесопарковый защитный пояс, который традиционно в течение многих лет служил зоной обеспечения экологического благополучия и оздоровления москвичей. На этой территории были расположены санатории, дома отдыха, лагеря детского отдыха. Так как Московская область, на которой расположен Лесопарковый защитный пояс, рассматривает его не только как рекреационный потенциал, но и как территориальный резерв, Лесопарковый защитный пояс фактически уничтожается (его соотношение к площади Москвы вместо необходимого 1 к 10 составляет 1 к 1,5). Эта проблема требует своего решения на федеральном уровне.

6. Целый ряд проблем связан с функционированием природных комплексов, в том числе:

  • деградация природных комплексов в зоне нерегулируемых контактов, в которых происходит хозяйственная деятельность;
  • деградация природных комплексов в результате развития негативных природных процессов, не зависящих от деятельности человека;
  • нарушения, являющиеся последствиями пребывания человека: завалы мусора в результате проведения пикников и др.;
  • унаследованное деградированное состояние природного комплекса.

В целях решения этих проблем Правительству Москвы и городской Думе предлагается:

  • принять участие в обсуждении федеральных законов, готовящихся в Государственной Думе: «Об экологическом аудите», без которого мы не можем фиксировать уровень нарушений, и «Об экологическом страховании»,       принятие которого заставит инвесторов нести ответственность, упреждая возможные негативные последствия для экологии;
  • разработать программы развития территорий, в которых предусматриваются правила успешного развития бизнеса и правила инвестиционного поведения;
  • при разработке программ определять доходность предприятий с учетом социальных целей, экологических ограничений и экономической целесообразности;
  • рассмотреть вопрос о переходе от тематического к территориальному планированию с учетом различия между территориями с точки зрения вида природного комплекса.

7. Рассмотреть предложение о создании группы, состоящей из специалистов-экологов, для разработки изменений в закон города Москвы «О защите зеленых насаждений».

8. Особое внимание следует обратить на практику применения Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, которая в последние годы фактически ведет к нарушениям законодательства Российской Федерации и города Москвы в части охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов живых организмов. Законодательство устанавливает приоритет санирующих и средообразующих функций над эстетическими и рекреационными, тогда как в действительности происходит иначе.

В связи с этим предлагается обратиться к Правительству Москвы с предложениями:

  • рассмотреть вопрос о переориентировании практики применения Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы на максимальное сохранение их санирующих и средообразующих функций, при необходимости внести в Правительство предложения по изменению Правил;
  • организовать комплексный мониторинг зеленых насаждений города Москвы;
  • обратить внимание объединения административно-технических инспекций на необходимость строгого контроля соблюдения законодательства при создании и содержании зеленых насаждений в части охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов живых организмов.

Данную резолюцию предлагается направить во все организации, причастные к решению данной проблемы.

Председатель Комиссии
Московской городской Думы
по экологической политике,
ведущий «круглого стола»,
член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Степаненко B.C.

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).