Охране окружающей среды нужен свой «генштаб»

В России должен быть создан единый уполномоченный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды, который подчинялся бы непосредственно Президенту или Правительству, - таково мнение заместителя председателя Комитета Госдумы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александра Ивановича Фокина.

- Александр Иванович, какова на Ваш взгляд главная проблема, стоящая сегодня перед государственными органами в сфере регулирования природоохранной деятельности?

- Сегодня все министерства в той или иной мере координируют хозяйственную деятельность, разрабатывают нормативные правовые акты в своей области. При этом они  исходят из того, чтобы создавать такие условия для предприятий отрасли, которые могли бы способствовать получению максимальной прибыли при наименьших затратах. Эти цели сами по себе заслуживают уважения и поддержки. Но только при условии выполнения требований в области охраны окружающей среды. Однако зачастую хозяйствующие субъекты стремятся получить дополнительную прибыль именно за счет экономии на природоохранных мероприятиях.

Поэтому природоохранный орган, находящийся в ведении любого министерства, даже если это Министерство природных ресурсов, будет вынужден корректировать свою деятельность в соответствии со стоящими перед ведомством целями и задачами, а именно развитием производства. И получается, что он не сможет работать полностью независимо, а значит - будет недостаточно эффективным.

В настоящее время полномочия в области охраны окружающей среды достаточно «размыты». Они распределены между целым рядом органов исполнительной власти. Государственным экологическим контролем и государственной экологической экспертизой занимаются Ростехнадзор и Росприроднадзор, государственным экологическим мониторингом - Росгидромет и Росприроднадзор. Разработкой нормативных правовых актов - Министерство природных ресурсов и Ростехнадзор. Реализация государственной политики в области охраны окружающей среды возложена на Минприроды, а в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения - на Росприроднадзор. За использованием и охраной водных объектов следит Росприроднадзор, но заключает договора на водопользование Ростехнадзор, за охрану объектов животного мира, являющихся предметами охоты (т.е. всех диких животных) отвечает Минсельхоз России и так далее. Таким образом, ответственность за окружающую среду разделили на куски, а, в результате, за охрану целого не отвечает никто.

- И что может стать выходом из сложившейся ситуации?

- Сегодня существует масса контролирующих органов, но никто не занимается управлением ситуацией. Необходимо создание единого государственного органа для решения экологических проблем. По административному статусу - Государственный комитет по экологии или Национальное агентство по охране окружающей среды. Подчиняться эта структура должна напрямую Президенту либо Правительству Российской Федерации.

Эта структура должна заниматься всем комплексом вопросов по охране окружающей среды. Это и нормативно-правовое обеспечение, и организация управления окружающей средой, и управление экологическими программами и проектами. Также, в обязательном порядке, она должна принимать участие в управлении качеством компонентов окружающей среды, основанном на сочетании корпоративных и бассейновых принципов, в управлении особо охраняемыми природными территориями, в создании и реализации экономических механизмов обеспечения безопасности окружающей среды и схем мобилизации ресурсов для финансирования природоохранных мероприятий, экологическом страховании рисков и ответственности по возмещению вреда, связанного с окружающей средой, экологическом аудите, установлении нормативов качества окружающей среды и лимитов совокупного допустимого воздействия на окружающую среду, распределении квот техногенного воздействия на окружающую среду, экологической сертификация единиц снижения негативного воздействия на окружающую среду, учете сертифицированных единиц предотвращенного экологического ущерба, координации рынка сертифицированных единиц, получаемых в результате предотвращения и ликвидации экологического ущерба. Именно эта структура, на мой взгляд, должна давать экономическую оценку окружающей среды и стоимости природного богатства, заниматься ежегодной инвентаризацией окружающей среды и корректировкой стоимости природного капитала. В ее ведении будет учреждение фонда природоохранных инвестиций и управление этим фондом, организация финансирования мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба образовавшегося за годы плановой экономики и в период нахождения предприятий в государственной собственности, контроль за целевым использованием указанных средств, а также организация научно-исследовательских работ по охране окружающей среды.

Иными словами, Госкомитет или Национальное агентство должно отвечать за весь круг вопросов, связанных с охраной окружающей среды. В то же время эта организация должна быть независимой, чтобы объективно отстаивать интересы государства, а не защищать какие-то ведомственные приоритеты.

- Но для этого у подобной структуры должны быть не только обязанности, ее нужно будет наделить соответствующими полномочиями?

- Конечно. Создаваемая структура должна обладать полномочиями по охране окружающей среды в целом. Причем основными ее задачами должны стать подготовка предложений по формулированию государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, и ее реализация. Именно отсутствие четко определенной политики не позволяет сегодня решить основные вопросы по охране окружающей среды.

- И что дальше? Что именно будет делать это агентство или комитет?

- При наличии четкой государственной политики в области экологии, государственный орган должен обеспечить подготовку проектов нормативных правовых актов - как федеральных законов, так и постановлений Правительства, содержащих требования в области охраны окружающей среды и позволяющие сохранить и восстановить экологические системы. С этой же целью должны быть разработаны отсутствующие до настоящего времени экологические нормативы - как качества, так и воздействия на окружающую среду. А для этого новая структура должна взять на себя организацию научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и координацию деятельности научно-исследовательских институтов в этой области.

На основании указанных документов с учетом данных экологического мониторинга и экологического контроля, этот орган должен организовать разработку федеральных целевых программ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, предусматривающих ликвидацию экологического ущерба, накопленного в годы государственной собственности и плановой экономики за счет средств федерального бюджета и строгий контроль за надлежащим уровнем финансирования и качеством работы выполняемых частными собственниками предприятий мероприятий по ликвидации ущерба, причиненного в период нахождения указанных предприятий в частной собственности.

Не менее важно для реализации предусмотренных федеральными целевыми программами мероприятий в области охраны окружающей среды разработать экономические механизмы по стимулированию этой деятельности и соответствующие санкции за нарушение природоохранного законодательства.

- Как Вы сказали, сегодня функции по охране окружающей среды возложены на множество различных ведомств. Будет ли новый орган выполнять еще и координирующие функции?

- Безусловно. Учитывая, что природоохранные мероприятия должны осуществлять природопользователи, единый орган в области охраны окружающей среды должен обеспечивать межотраслевую координацию деятельности в сфере охраны окружающей среды. Также очевидно, что все контролирующие структуры должны остаться в их нынешнем виде. Там работают высокопрофессиональные кадры, которые успешно решают поставленные перед ними задачи. Речь идет только о том, чтобы создать орган, управляющий ситуацией. Этот комитет должен принимать активное участие в подготовке и осуществлении единой научно-технической и инновационной политики.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »