Развитие городов - проблемы и перспективы

Развитие городов порождает огромное количество экологических проблем: загрязнение атмосферного воздуха, воды, загрязнение и переуплотнение почвы, высокий уровень шумового дискомфорта, постоянные транспортные пробки, деградацию зеленых насаждений. Профессионалы-экологи постоянно думают, как защитить современные города от экологической и урбанистической катастрофы, как сохранить в них комфортную среду для проживания.

Первый заместитель генерального директора Института экологии города Анна Сергеевна Курбатова, доктор географических наук, анализирует современные проблемы городов, выделяя два негативных фактора: транспортную перегруженность и перенаселение мегаполисов.

ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ГОРОДА

Проблемы современных городов растут, как снежный ком, и достигают катастрофических масштабов. Чтобы понять, как должны развиваться мегаполисы, нужно разобраться в том, какие города нужны современным людям, какими качествами они должны обладать, чтобы заслужить оценку «место, комфортное для проживания».

По заказу Института экологии города ЦЕССИ (Институт сравнительных социальных исследований)  провел исследование, целями которого было изучение представлений аудитории об окружающей среде в городе, инфраструктуре, содержании понятия «экология города», его месте среди других факторов при выборе и оценке качества жилья и  представлений целевой аудитории о комфортном жилье и экологической составляющей этого понятия; выявление места экологической составляющей среди факторов, которые принимаются к рассмотрению при выборе жилья; определение готовности аудитории преобразовывать дворовые территории в более качественное состояние при условии дополнительной оплаты; выявление представления и отношения целевой группы к «экодому», готовность целевой аудитории к покупке жилья в таком доме. Респондентами являлись представители middle-класса.

По данным исследований, россияне воспринимают свои города как малую родину, но не считают их местами комфортного проживания. Вопрос, какой город кажется им идеальным, не вызывает у респондентов затруднений: чаще всего они называют какую-нибудь зарубежную столицу. Может быть, срабатывает принцип «там хорошо, где нас нет»?

Среди «идеальных» городов лидирует Лондон. Но мы-то знаем, с какими экологическими проблемами столкнулись его власти и как они вынуждены регулировать транспортное сообщение в его центральной части. Администрация британской столицы прикладывает огромные усилия, в том числе и экономические, к реконструкции исторически сложившихся районов, не отвечающих потребностям современного трафика. Власти Лондона считают неблагополучной не только транспортную ситуацию. Они уверены, что нынешнее состояние Темзы не отвечает стандартам комфортного проживания.

Значит, утверждать, что существуют благополучные во всех отношениях города, нельзя по той простой причине, что город - это продукт социально-экономических отношений, спроецированных на территорию. В плоскости социально-экономических отношений можно найти какие-то единые решения, но разные города обладают абсолютно индивидуальными топографическими, историческими и климатическими особенностями. Значит, нет и не может быть универсального рецепта развития комфортного и экологически благополучного города. Каждый город должен разрабатывать их сам, учитывая собственную территориальную специфику.

ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНЫЕ «ЖИТЕЛИ»

Мы изучили такие российские города, как Москва, Челябинск, Екатеринбург, Калининград, и можем утверждать, что, с точки зрения горожан, наиболее типичной их проблемой является транспортная. Она порождена изменившимися социально-экономическими отношениями: сегодня любая машина доступна людям с любым уровнем достатка за счет получения автокредитов. Значит, транспортная проблема имеет не градостроительные, а социально-экономические корни. Если прекратить выдачу кредитов, уже через пять лет автопарк начнет устаревать, и проблема перегрузки дорог будет частично решена. Доступность машин обрекает современные города на бесконечные пробки.

Разрабатывая градостроительные нормы проектирования Иркутска, мы столкнулись с таким вопросом: как власти Иркутска намерены справляться с тотальной автомобилизацией населения? Если ее сегодняшние темпы сохранятся, не хватит никаких резервов городских территорий, не помогут никакие структурные реорганизации. У города нет шансов решить проблемы, возникающие в плоскости социально-экономических отношений, при помощи градостроительных методов. А ведь параллельно возникают проблемы загрязнения воздуха, почвы, воды, деградации зеленых насаждений, проблемы баланса территорий...

Пришло время разобраться, для кого мы строим города: для людей или для машин? Это не так просто, потому что практически у каждого второго горожанина есть автомобиль. Уже трудно определить, кому мы отдадим предпочтение. Можно считать, что в современных городах появился второй пласт населения - четырехколесные средства передвижения.

Вернемся к обсуждению идеального города. Допустим,  нам удалось выстроить оптимальные социально-экономические отношения. Но идеала мы все равно не добьемся: сколько бы ни вкладывалось средств и не отводилось территорий, мы не сможем создать идеальные условия для стоянки машин, даже если обеспечить каждой машине индивидуальное парковочное место. Будем реалистами: автомобилю требуется от 12 до 18 квадратных метров городской площади, и это при том, что в Центральном округе Москвы, например, норма зеленых насаждений составляет 5 квадратных метров на человека. Значит, мы попросту лишаем людей возможности дышать и отнимаем у них психологическое здоровье ради того, чтобы обеспечить «жилплощадью» машины. Вряд ли такой баланс можно считать идеальным. Какими методами мы пытаемся решить социально-экономические вопросы? Запрещением въезда автотранспорта на территорию Центрального административного округа. Мера, прямо скажем, непопулярная. Следовательно, поиск выхода из сложившейся ситуации перемещается в плоскость политическую.

ЧТО ХОТЯТ СОВРЕМЕННЫЕ ГОРОЖАНЕ?

Города испытывают не только транспортные проблемы. Один из наиболее актуальных градостроительных вопросов - какой должна быть современная застройка.

Ссылаясь на данные опроса ЦЕССИ, можно отметить, что горожане отдают предпочтение низкоплотной застройке. Их психику перегружают образы каменных джунглей, они хотят видеть линию горизонта. Людям нужны парки и скверы. Значит, нужно уходить от скученности и проектировать по соседству с жилыми комплексами комфортные зеленые уголки. Большинство опрошенных писали в анкетах, что с удовольствием жили бы в трех- или пятиэтажных домах. Меньшинство соглашалось на семь или девять этажей, но ни один человек не хотел купить квартиру в 22-этажной застройке, даже если бы она решала все транспортные вопросы. Психологическая комфортность оказывается намного важнее.

Коррективы качества городской среды нужно вносить, исходя из анализа социальных групп, формирующих городское население. Ведь требования к качественной среде у разных групп кардинально разнятся. Если в 80-е годы прошлого века рост городского населения происходил за счет сельских жителей, перебиравшихся в города, чтобы обеспечить семью или реализовать собственные амбиции, то сейчас в крупных городах живет поколение горожан от рождения. Пение «соловья на рассвете» не входит в их представление о качественной жизни, зато огромное значение имеют этажность, плотность застройки и чистота городских территорий.

Если у сельских жителей подсолнечная шелуха на проселочной дороге не вызывает раздражения, потому что ее или дождь смоет, или ветер унесет, или птички склюют, то для горожанина (по данным того же социологического исследования) мусор на улице - это фактор сильного раздражения.

Можно сказать, что проблемы качества городской среды дополняются проблемами качества воздуха и воды. Но о них люди начинают задумываться, только  когда они благополучно решили основные вопросы - приобрели крышу над головой, машину и определили ребенка в учебное заведение. Возможность сравнивать качество воздуха в том или ином городском районе появляется на фоне решенных социальных проблем.

ГОРОДА БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ

Недавно «Газета.Ру» опубликовала статью о том, как благодаря четкой работе социальных служб Нью-Йорка удалось спасти младенца, получившего ожог 70% кожных покровов. Через две минуты ему оказали помощь парамедики из Службы спасения, через десять минут прибыл вертолет, который доставил его в лучшую ожоговую клинику, еще через полчаса мальчику сделали операцию по пересадке кожи. Но если бы несчастье произошло в каком-нибудь заштатном городке, ребенка не удалось бы спасти. Поэтому люди, выбирая для жизни большие города, закрывают глаза на экстремальность окружающей среды, предпочитая высокие шансы получения помощи в рисковых ситуациях.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »