Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Институт экологии города. Каталог проектов

Ю.А. Баранникова, Е.В. Корендясева

Институтом экологии города разработаны проекты планировок для объектов Природного комплекса города Москвы. Разработка проекта планировки осуществлялась в соответствии со статусом проектируемой территории как территории особого градостроительного регулирования, что обусловило и особые экологические требования к разрабатываемой для нее градостроительной документации.

 

В соответствии с новым Градостроительным кодексом на всей территории Российской Федерации активно разрабатываются проекты планировки территорий различных типов. Необходимо заметить, что проекты планировки природных территорий существенно отличаются от проектов планировки селитебных и производственных территорий.

За 2008 год Институт экологии города разработал четыре проекта планировки территорий, имеющих статус природных (ПК) и особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Разработка этих проектов дала нам опыт, анализ которого позволил понять значение этой стадии проектирования в контексте развития природных территорий.

Суть выполненных проектов заключается, прежде всего, в сохранении и развитии территорий, в повышении их инвестиционной привлекательности, а также в обеспечении их активного функционирования в городской среде. Зонирование таких территорий должно обеспечивать нормальное сопряжение застройки, транспортных магистралей, инженерной инфраструктуры с участками, которым нужно дать природную функцию или сохранить природоохранный статус. Если проектировать их «абстрактно», без учета ситуации сложившейся на прилегающих территориях, то принятые планировочные решения не будут эффективно работать.

Например, прежде чем понять, каким функциями наделить «Долину реки Коршунихи», необходимо было решить два вопроса, связанные с инженерным и транспортным обеспечением этого района города. Во-первых, понять, нужна ли городу транспортная связка, размещение которой намечено на территории проектирования. Во-вторых, определить, насколько необходимы городу очистные сооружения поверхностного стока, размещаемые в этой же части речной долины. Соответственно в проекте планировки данной природной территории мы и показываем, что, возможно сделать в ситуации, когда территория подвержена высокой антропогенной нагрузке, но при этом необходимо «вытянуть» из нее природную и рекреационную функцию. И как это возможно обеспечить за счет планировочных решений?

В другом проекте планировки «Долина реки Битца» мы показываем, что, для сохранения территории в статусе природного комплекса необходимо проведение комплекса регенерационных и реабилитационных мероприятий. Основной своей задачей при разработке данного проекта мы считали необходимость восстановить и сохранить природный облик территории,  несмотря на существующую в настоящее время искусственность речной системы. Также мы говорим о необходимости создания буферных зон, отделяющих природные территории от жилой застройки. Местоположение, размер, а также функциональное использование участков, входящих в состав буферных зон, необходимо определять на основании особенностей территории, а также ожидаемого уровня антропогенной нагрузки.

Следующий пример, территории усадебных комплексов. Несмотря на высокий историко-культурный и природоохранный статус (ООПТ)  территорий невозможно исключить их из градостроительного использования. Поэтому очень важно понять, в каком контексте входит на такие объекты урбанизация. В наши проекты она входит в виде регенерации исторической застройки,  обеспечивающей их туристическую привлекательность. Однако, в условиях современной городской застройки, вне контекста природной территории, усадьбы теряют свою ценность. Усадьба - это не только барский дом, но и прилежащие парковые и природные ландшафты. Выявление этого баланса, придающего усадебному комплексу большую инвестиционную привлекательность, и есть предмет для разработки проекта планировки таких участков. В своих проектах мы показываем, как за счет планировочных решений природные территории обеспечивают возможность выполнения ими природоохранных и рекреационных функций, а также функции сдерживания антропогенного натиска, который образует ближайшая городская застройка.

 

ПРОЕКТ ПЛАНИРОВКИ ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА № 26 ЮЗАО Г. МОСКВЫ «ДОЛИНА РЕКИ КОРШУНИХИ»

Руководитель проекта: С.И. Грибкова.

Заказчик: Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы.

Основные задачи: на основании оценки природной ценности территории, анализа сложившейся градостроительной ситуации и состояния окружающей среды разработать предложения по сохранению и развитию территории, включая:

  • разработку режимов регулирования градостроительной деятельности (см. схему «Режимы регулирования градостроительной деятельности»);
  • сохранение и восстановление природных объектов;
  • функционально-планировочную организацию территории (см. схему функционально-планировочной организации территории);
  • экологическое обоснование проекта;
  • инженерное обеспечение и транспортное обслуживание территории;
  • градостроительный регламент территории, границы функционально-планировочных образований, в т.ч. объектов нормирования;
  • определение рекреационной емкости территории (см. схему «Рекреационная емкость территории»);
  • определение основных показателей развития территории.

 


Существующее положение. Замусоренное русло, с развитием процессов эрозии и сорной растительностью

Схема функционального зонирования территории

Схема зон рекреационной доступности

Схема режимов регулирования градостроительной деятельности

Планировочное решение: с учетом природных, градостроительных особенностей, а также необходимости сохранения территориальной и природной целостности территории ПК «Долина р. Коршунихи» в ней выделено несколько функциональных зон:

Природоохранная зона, расположенная в центральной части территории объекта природного комплекса, включает участки занятые природными растительными сообществами и открытое русло р. Коршунихи. На её территории предусматривается сохранение, восстановление, воссоздание, реабилитация природного ландшафта долины малой реки.

Прогулочная зона предназначена для прогулочного отдыха населения и размещения видовой площадки.

На территории физкультурно-оздоровительной зоны проектом предлагается размещение скейтодрома, теннисного корта и двух универсальных спортивных площадок.

На территории рекреационного центра располагаются детские игровые площадки, прогулочные дорожки из водопроницаемых экологически чистых материалов. Детские площадки размещаются на участках с наименьшим уровнем шума и загрязнения атмосферного воздуха.

Прогулочная зона связана с рекреационным центром пешеходным мостом на сваях, по которому проходит научно-познавательный маршрут (экологическая тропа) и открывается вид на биоплато.

Проектом не предусматривается объединения природоохранной и прогулочной зон и рекреационного центра в единое целое системой прогулочных дорог. По периметру природоохранную зону предполагается огородить декоративным, но капитальным ограждением без обеспечения возможности свободного доступа населения на ее территорию. Доступ к руслу реки и на прилегающие территории должен осуществляться сотрудниками специализированных служб, эксплуатирующих территорию и (при необходимости) проводящих ее исследование через закрепленные организованные входы.

Зона участков сторонних пользователей включает в себя попадающую в пределы территории ПК часть участка размещения районной управы района «Котловка», участок размещения центрального теплового пункта и участок планируемого размещения очистных сооружений.

 

ПРОЕКТ ПЛАНИРОВКИ ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА № 92-ЮЗАО «ДОЛИНА РЕКИ БИТЦЫ», РАСПОЛОЖЕННОГО ПО АДРЕСУ: ПОЙМА РЕКИ БИТЦА (ОТ УЛ. СТАРОБИТЦЕВСКАЯ ДО УЛ. СТАРОКАЧАЛОВСКАЯ)

Руководитель проекта: Е.В. Корендясева

Заказчик: Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы.

Основные задачи: на основании оценки природной ценности территории, анализа сложившейся градостроительной ситуации и состояния окружающей среды разработать предложения по сохранению и развитию территории, включая:

  • разработку режимов регулирования градостроительной деятельности (см. схему «Режимы регулирования градостроительной деятельности»);
  • сохранение и восстановление природных объектов;
  • функционально-планировочную организацию территории (см. схему функционально-планировочной организации территории);
  • экологическое обоснование проекта;
  • инженерное обеспечение и транспортное обслуживание территории;
  • градостроительный регламент территории, границы функционально-планировочных образований, в т.ч. объектов нормирования;
  • определение основных показателей развития территории.



Существующее положение. Спрямленное русло реки Битца со стихийно сформировавшейся тропиночной сетью

Схема фукционально-планировочной организации территории

Схема природовосстановительных, архитектурно-планировочных и благоустроительных мероприятий

Схема режимов регулирования градостроительной деятельности

Планировочное решение: с учетом природных, градостроительных особенностей, а также необходимости сохранения территориальной и природной целостности территории ПК «Долина р. Битцы» в ней было выделено несколько функциональных зон:

Природоохранная (экологическая) зона  включает территории, занятые естественными ивовыми растительными сообществами, расположенные по берегам водоемов. В природоохранной зоне предусматривается сохранение, восстановление, воссоздание, реабилитация природного ландшафта долины малой реки. На территории зоны предусмотрена прокладка пешеходных тропинок из водопроницаемых экологически чистых материалов. Кроме того, в состав природоохранной зоны входит территория,  где планируется создание дендропарка.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).