Спасите наши уши

Около 70% территории города Москвы находится в зоне шумового дискомфорта. Среди жалоб населения на негативные факторы окружающей среды 32% приходится на проблемы, связанные с повышенным шумом. Таким образом, по данным социологических опросов, шум является одной из наиболее серьезных экологических проблем для населения. В октябре 2007 года Московское правительство одобрило концепцию снижения уровня шума, внедрение которой должно начаться с 2008 года. Какие районы столицы наиболее «шумные»? Как шум влияет на здоровье? На эти и другие вопросы ответили участники дискуссии «SOS, спасите наши уши! Как избавить жителей мегаполиса от шума?», которая состоялась в информационном агентстве «Росбалт». В дискуссии приняли участие и.о. директора Государственного природоохранного учреждения  «Мосэкомониторинг» Полина Захарова, директор НП «Гильдия экологов» Вячеслав Паньков и начальник отдела акустических расчетов и измерений Научно-исследовательского и проектно-изыскательского института экологии города Валерий Любельский

В последние три года «Мосэкомониторинг» проводил исследования уровня шума на территории города Москвы, в результате которых выяснилось, что значительная часть города находится в зоне шумового дискомфорта. Сегодня в Российской Федерации установлены следующие нормативы шума для жилых территорий: 55 дБА днем и 45 дБА ночью. Однако практически повсеместно эти нормативы перекрываются. Основной массовый источник шума в столице, который влияет на всю территорию города, - автотранспорт. За ним следуют железнодорожный, авиатранспорт, строительные площадки и промышленные предприятия.

На территориях, прилегающих к автотранспортным магистралям, где более 3 - 4 полос движения, нормативы превышены на 25 дБА, то есть уровень шума составляет 70 - 80 дБА. На линии первой жилой застройки превышение составляет 5 - 10 дБА. При этом за линией первой жилой застройки, то есть в жилых дворах, влияние автотрассы уже не чувствуется, если только нет дополнительных источников шума непосредственно на дворовой территории. На строительных объектах, как правило, превышение бывает в ночное время  и составляет 16 - 17 дБА. В  зоне шумового дискомфорта от авиатранспорта находятся 40 районов Москвы, а превышения в момент пролета самолета могут достигать 17 - 20 дБА. От предприятий превышение нормативов разное: 5 - 17 дБА.

«Получив такие результаты и проанализировав международный опыт, мы увидели, что многие крупные города мира имеют специальные программы по снижению шума. То есть эта проблема является всеобщей. В 2007 году мы подготовили проект постановления Правительства Москвы «О концепции снижения шума в городе Москве». В этом документе были рассмотрены меры по снижению шума от всех источников. Мы попытались сформулировать концепцию таким образом, чтобы изменить ту нормативную базу и тот порядок контроля, который действует сейчас, чтобы создать систему снижения уровня шума в городе на долгие годы», - рассказала Полина Захарова. Проектом было предусмотрено внедрять шумозащитные технологии в дорожном строительстве, осуществлять регулярный контроль за работой строительных площадок в ночное время, предусматривать шумозащитные мероприятия во всех проектах. На особо охраняемых природных территориях, согласно документу, планируется снизить уровень шума до уровня 50 дБ. Предусмотрено создание защиты от шума на социальных объектах в детских садах, санаториях, больницах за счет средств городского бюджета. Контролировать соблюдение этих мероприятий при проектировании нового строительства должна Мосгосэкспертиза. В октябре 2007 года «Концепция снижения уровня шума и вибраций в городе Москве была принята.

По мнению и.о. директора ГПУ «Мосэкомониторинг» П. Захаровой, наиболее проблемный вопрос  связан со снижением уровня шума в жилых квартирах, которые расположены на территории сложившейся застройки. Как правило, это достаточно плотная застройка, особенно в центральной части города, где сложно разместить шумозащитные экраны, трудно снизить поток автотранспортных средств. «Там живут пенсионеры, дети. Мы подняли вопрос, чтобы хотя бы для социально незащищенных групп населения там устанавливались шумозащитные окна. Учитывая, что сейчас в городе нет утвержденного порядка установки таких окон, постановлением предусмотрено поручение соответствующим службам города до конца 2008 года такой порядок разработать», - говорит Полина Захарова.

По ее мнению, существует и проблема систематизации полученных в результате исследований данных. «Есть достаточно однозначное представление об источниках шума. Есть улично-дорожная сеть, есть железнодорожная сеть. Есть точная информация, где идет нарушение нормативов авиатранспортом. Есть база данных по строительным площадкам. Но нет карты шума по всей территории города. Создание такой карты - это дорогостоящее мероприятие, требующее порядка 16 - 17 млн рублей», - отметила и.о. директора «Мосэкомониторинга».

В то же время начальник отдела акустических расчетов и измерений Научно-исследовательского и проектно-изыскательского института экологии города Валерий Любельский считает, что типовые подходы к подготовке подобной карты в масштабах города не принесут особой пользы. «Шум - это достаточно локальное явление. Один и тот же дом может находиться и в зоне дискомфорта со стороны проезжей части, и в комфортной зоне со стороны двора. Большое значение имеет и распределение шумовых нагрузок по высоте зданий, которые могут существенно изменяться из-за конфигурации окружающей застройки, из-за особенностей рельефа т.п. По этому карта должна быть детализирована не только до уровня отдельного здания, а, практически, до каждого этажа. Это создает достаточно трудностей визуализации карты, которая в полной мере может раскрыться только в компьютерной модели. Кроме этого, шумовая карта должна отражать перспективу. Человек покупал квартиру в то время, когда прилегающая улица была тупиковой, а сейчас сделали проспект - ситуация изменилась.

На сегодняшний момент в нашем институте проблема картирования и моделирования шума решается в рамках конкретного проекта строительства или реконструкции. Это позволяет с большой точностью предсказать будущий акустический режим и разработать разноплановые шумозащитные мероприятия. Очевидно, что практическая польза от такой модели будет много выше абстрактной, поверхностной оценки этой же территории в рамках общегородской карты - отметил Валерий Любельский

По мнению экспертов, большой проблемой является информирование населения. Люди не осведомлены о том, как влияет на них шум, как от него защититься и куда обращаться, если нарушаются действующие нормативы. По мнению  директора НП «Гильдия экологов» Вячеслава Панькова, существующее законодательство не обеспечивает защиты прав граждан на тишину в полной мере и требует доработки. И еще большей доработки требует обеспечение соблюдения законодательства. «Часто прописанные нормы не могут быть соблюдены в реальной практике. Еще есть один аспект - необходимость привлечения узких специалистов. Проблема защиты от шума комплексная. Необходимо к разработке законов, нормативов, городских и других программ привлекать специалистов самых разных направлений. Иногда некоторые звенья выпадают. Тогда получаются неполноценные программы», - считает Вячеслав Паньков.

Если вопросами шума на производстве в нашей стране занимаются давно, то шум в жилье начал интересовать специалистов только в последние 20 лет. В первую очередь повысились требования согласующих организаций, контроль за наличием шумозащитных мероприятий в проектах. Все это заставляет заказчика тратить лишние деньги на то, чтобы заказывать проекты защиты будущего жилья от шума и затем их внедрять.

Основным средством защиты от шума, проникающего в многоэтажные жилые дома с территории, являются шумозащитные окна. Следует отметить, что многие плохо представляют, что такое шумозащитное окно. Дело в том, что шумозащитным считается только то окно, которое обеспечивает повышенную звукоизоляцию при сохранении естественного воздухообмена, т.е. в режиме проветривания. Обычный герметичный стеклопакет открытый для проветривания - теряет свои звукоизоляционные свойства. Для того, чтобы он стал шумозащитным в раме окна или в стеновой панели должен быть специальный клапан-глушитель, дающий доступ воздуху при закрытом окне. Имеющиеся на сегодняшнем рынке модели клапанов и окон в сборе позволяют существенно улучшить обстановку в квартирах, обращенных даже на наиболее крупные городские магистрали.

Кроме этого бороться с шумом нужно и на этапе проектирования, как самого здания, так и микрорайона в целом. Еще в советское время разработаны приемы планировки шумозащитных домов, когда на шумную сторону выходят окна лифтовых холлов, кухонь, коридоров или гостиные трехкомнатных квартир. Однокомнатные и двухкомнатные квартиры имеют все окна на внутридворовую территорию.

Шумозащитные планировки микрорайонов должны предусматривать размещение в первом эшелоне протяженные нежилые строения или дома шумозащитной серии, которые экранируют находящуюся за ними жилую территорию.

Популярные ныне шумозащитные экраны, по мнению начальника отдела акустических расчетов и измерений Научно-исследовательского и проектно-изыскательского института экологии города, достаточно хорошо защищают территорию, если их удается установить непосредственно у проезжей части и на достаточно протяженном участке. Однако в многоэтажной застройке они - не эффективны. В большинстве случаев, каким бы высоким экран не был, с уровня 2 - 3-го этажа проезжая часть открывается в прямой видимости из окон квартир.

Кроме того, внутри современных жилых зданий очень много инженерного оборудования: лифты, коммуникации, которые тоже являются источником шума. Часто они вызывают больше беспокойства у жителей, чем внешние источники шума, такие как транспорт. «Особенно там, где район тихий и фоновый уровень позволяет слышать, как приехал лифт, как вошел домой сосед, как пробежала собака наверху, цокая по ламинату, как кто-то начал наливать ванну. Эти вопросы также вызывают большой поток жалоб. Жители обращаются и в Роспотребнадзор, и к нам. Здесь основным мероприятием является соблюдение тех норм, которые заложены в проектах при строительстве. Например, коммуникации должны прокладываться определенным образом, чтобы вибрация труб при движении в них воды не передавалась по строительным конструкциям в жилое помещение. Установка ванн с гидромассажем должна быть только на виброизоляторах, иначе мы будем слышать, как бурлят пузырьки. Лифтовые шахты в новых домах индивидуальной планировки делаются с отступлением от нормативов, которые были разработаны в советские времена. Не должна лифтовая шахта примыкать к жилой комнате. Ночью будет слышен проезд», - говорит Валерий Любельский. По его мнению, в жилом помещении нет таких уровней шума, которые реально могли бы испортить слух человека, ведь для этого нужна громкость выше 80 дБА. В жилом помещении шумы больше влияют на нервную систему человека. Проблема шума в том, что это не только непосредственное воздействие на наше ухо, но и воздействие на нервную систему. Широкий диапазон звука, который мы слышим со стороны улицы, вызывает общую нагрузку на нервную систему, приводит к беспокойству, утомляемости, повышению давления..

Отдельно следует рассмотреть шум промышленных предприятий, если установлено, что именно это является причиной акустического дискомфорта. Здесь проблема решается уже со стороны самого предприятия. Любое предприятие, и большое и маленькое, попадающее под классификацию СанПиН, должно иметь проект организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ). Контроль за этим осуществляет Роспотребнадзор. При этом, ни по одному из факторов вредного воздействия жилье не должно попадать в СЗЗ. Для этого предприятие финансирует разработку специальных мероприятий, обеспечивающих сокращение влияния на окружающую среду. Все это в конечном итоге позволяет ликвидировать нарушения. «А вот с источниками общегородского характера (транспортный, авиационный, железнодорожный шум) сделать что-то сложно. Инфраструктура уже сложилась, и потоки вряд ли можно уменьшить разумным способом», - говорит Валерий Любельский.

Что касается мест отдыха москвичей, то там вопрос защиты от шума ставится дифференцированно. «В соответствии с санитарными нормами по шуму регламентируются места длительного пребывания населения. Если это пешеходная или прогулочная зона, то там шум не нормируется. А вот если какая-то часть парка позиционируется как площадка отдыха, то нормируется. Мы ходим вдоль тротуара, мы подвергаемся воздействию шума, но нормировать это бессмысленно», - считает начальник отдела акустических расчетов и измерений НИиПИ экологии города. По его словам, задача проектировщиков состоит в том, чтобы расположить зону отдыха так, чтобы минимизировать уровень шума. 

Когда жителей беспокоят высокий уровень шума или вибраций, нужно обращаться в Роспотребнадзор. Его специалисты должны измерять уровень шума или вибрацию по месту обращения жителей и принять соответствующие меры. В свою очередь, НИиПИ экологии города занимается этими вопросами на стадии проектирования. «Если в этом месте собираются построить жилой дом и он близко от расположения метро, то обязательно проводится обследование. Если показатели превышают допустимый уровень, то либо меняется функциональное назначение дома, либо применяются специально архитектурно-строительные мероприятия, например, виброизолированный фундамент», - рассказал собравшимся Валерий Любельский.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »