Регенерация береговой линии

Если взглянуть на аэрофотоснимки береговых территорий развитых стран, можно убедиться в том, что сейчас идет их повсеместное возрождение.

В конце 80-x девелоперы и инвесторы получили возможность убедиться, что обновление и деиндустриализация портов и доков приносят огромную экономическую выгоду. Ошеломляющий успех тогда имели проекты, реализованные в Балтиморе («Внутренняя гавань»), в Чарльстоне и Бостоне («Морской порт»), в Нью-Йорке («Артиллерийский Парк»). Однако с того времени произошли серьезные изменения. И если проекты прошлого века были ориентированы на ремонт прибрежных сооружений, то сегодня регенерация береговой линии рассматривается как средство, позволяющее увеличить экономический и рекреационный потенциал городов, имеющих выход к воде.

Предлагаем вам перевод статьи Эдриана Моррисона «Regeneration of waterfront» о трех современных проектах по регенерации береговых территорий, реализуемых в Лондоне,  Гамбурге и Торонто.

Сэр Терри Фарелл известный британский архитектор, руководитель проекта «Ворота Темзы» - самого большого девелоперского проекта не только на Гринвичском Полуострове, но и во всей Европе. Регенерации подлежало 100 гектаров и 66 километров береговой линии. Ее освободили от полуразвалившихся доков, старых судов и топливных хранилищ, а значит, перекрыли источник поступления в атмосферу углекислого газа. Комплексный подход к возрождению береговой линии Темзы создал условия для строительства инженерных сооружений, защищающих население от наводнений. Эта территория считается первым европейским экорегионом.

По словам сэра Фаррелла, причиной разработки проекта «Ворота Темзы» стала необходимость определить судьбу заброшенных строений в устье Темзы. Но от экономического вопроса, чем заменить суда, стоявшие прежде в доках, проектировщикам пришлось перейти к решению вопросов о будущем города и его взаимосвязях с природным ландшафтом.

Реализация проекта «Город в гавани» позволила увеличить площадь центрального района Гамбурга на 40%. Обновленная береговая линия стала привлекательной для туристического бизнеса. Именно на этот сектор гамбургской экономики сделан акцент при  строительстве аквариумов на территории бывших доков. Однако Гамбургский муниципалитет стремится, чтобы приращенные территории находились в фокусе культурной активности. Скоро здесь появятся концертные залы, музеи и научный центр.

Юрген Брюнс-Бeрентлег, генеральный директор проекта, считает, что на создание имиджа «Города в гавани» работает не только  экономическая успешность, но и культурно-образовательная составляющая проекта. Однако Гамбург  - индустриальный город. Грузооборот Гамбургского порта растет на 10% в год. Если эти темпы сохранятся, Гамбург станет крупнейшим портом Европы. Поэтому вопрос о компетентном управлении территориями «Города в гавани» особенно актуален. Структура бизнеса, готового разместить офисы на территории регенерированной береговой полосы, изменилась: если раньше здесь доминировали финансовые компании, то теперь к ним добавились медиа-компании и логистические операторы.

А площади регенерации прибрежной территории Торонто, пятом по величине городе Северной Америки, составили 800 гектаров. «Раньше проекты, затрагивающие береговую линию озера Онтарио, были направлены на обеспечение новых возможностей для рынка недвижимости, - прокомментировал ситуацию Джон Кемпбелл, генеральный директор Торонтского проекта «Водный фронт», - но сегодня нужно решать вопросы развития города». Он расценил регенерацию береговой линии как нечто большее, чем обновление: «Регенерация таких земель позволяет увеличить общественные пространства и способствует их финансовой и территориальной доступности».

Однако позитивные преобразования, произошедшие  в городских структурах Лондона, Гамбурга, Торонто, а так же в Мельбурне не могли бы состояться без финансового обеспечения. Раньше подобные программы полностью или частично финансировались из государственных бюджетов. Но сегодня правительства и местные власти стремятся снизить свои риски и предпочитают привлекать частных инвесторов.

Для осуществления Программы регенерации береговой линии в Мельбурне планировалось использовать исключительно частный капитал, однако без привлечения государственных средств, особенно на начальном этапе, обойтись не удалось.

Администрация Торонто полагает, что вложение 1,5 миллиардов долларов окупится в долгосрочной перспективе. Деньги должны вернуться в городской бюджет за счет продажи земли, подоходного налога и налога на добавленную стоимость. Территория береговой линии Торонто существенно увеличилась, и капитализация этих площадей  после завершения проекта возрастет.

Свободному торговому городу Гамбургу принадлежит более 90% территории «Города в гавани». За счет продажи земли он сможет заработать около 800 миллионов евро, но эта сумма так и не покроет вложенных 1,3 миллиарда евро.

 «Частный бизнес может вкладывать в проекты регенерации береговой линии, гораздо больше, чем мы можем представить, -  считает сэр Фаррелл. - И эти деньги уже работают. Однако ими необходимо грамотно управлять. Государство должно контролировать реализацию программ регенерации и субсидировать некоторые ее этапы. Правительству следует привлекать частный бизнес еще на стадии разработки таких проектов». 

Э. Моррисон. Перевод Д.М. Штефана


Проект «Ворота Темзы»

ДОСЬЕ ПРОЕКТОВ

«Ворота Темзы»

Местоположение: Лондон, Южный Эссекс и Северный Кент, Великобритания
Размер: 100 гектаров в устье реки Темза.
Инвестиции: Правительственные инвестиции - 12.5 миллиардов евро, частные инвестиции  - 53 миллиарда евро
Развитие проекта:20-25 лет
Управление: Департамент окружающей среды, Темз Гейтвэй стратегическое сельскохозяйственное партнерство

«Городская гавань»

Местоположение: Гамбург, Германия
Размер: 155 гектаров
Площадь: До 2 миллионов квадратных метров (5500 квартир, Концертный зал, морской музей и научный центр)
Инвестиции: Частный капитал - 5 миллиардов евро, общественный сектор - 1.3 миллиарда евро
Развитие проекта: 15-25 лет
Управление: Хафенсити Гамбург, город Гамбург

«Водный фронт Торонто»

Местоположение: Торонто, Канада
Размер: 805 гектаров
Площадь: 40 000 жилых объектов, 1 миллион м2  офисных площадей, 400 гектаров парков и зон общественного назначения.
Инвестиции: 11.5 - 13.5 миллиардов
Развитие проекта: 25 лет
Управление: Корпорация экономического развития Торонто, Вотерфронт Торонто, Провинция Онтарио