Жизнь за царя. История памятника И. Сусанину

Ровесница Москвы, Кострома, расположенная на Волжском торговом пути, всегда играла важную роль в жизни России. Особый интерес исследователей вызывают события XVII века, положившие начало новому этапу в развитии отечественной государственности. Сюжеты, рассказывающие о преодолении тяжелого кризиса Смутного времени, восшествии на престол древнего рода Романовых, о подвиге Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью ради спасения молодого царя Михаила, легли в основу многих произведений. А первый памятник народному герою появился в Костроме по воле императора Николая I. Государь сам стал инициатором установки памятника простому крестьянину.

В 1833-1834 годах Николай Павлович путешествовал по России. Он посетил Смоленск, Малоярославец, Тарутино, Нижний Новгород, Казань. Кострома произвела на него большое впечатление: побывав в Ипатьевской обители, государь прикоснулся к живой истории дома Романовых. Он отдал приказ о реставрации обветшавших монастырских строений, тогда же у него родилось желание запечатлеть знаменитую эпоху в памятнике царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину. Его идею горячо поддержало костромское дворянство. Начался сбор средств для ее реализации.

Изначально предполагалось воздвигнуть монумент в стенах Ипатьевского монастыря. Но государю было угодно, чтоб памятник украшал главную площадь города. Когда необходимая сумма была собрана, последовало Высочайшее повеление употребить ее для сооружения памятника по проекту скульптора В.И.Демут-Малиновского.

В 1835 году костромской губернатор А.Г.Приклонский представил на царское рассмотрение план Екатеринославской площади, на которой планировалось возвести памятник, и просил разрешения переименовать ее в Сусанинскую. Николай Павлович не замедлил изъявить свое согласие.

Торжественное открытие монумента состоялось 14 марта 1851 года. До наших времен в городском архиве Костромы сохранился подробнейший (на 36 рукописных листах) отчет об этом событии.

Церемониал открытия начинался с литургии. По окончании богослужения из Костромского кафедрального собора к Сусанинской площади двинулся крестный ход, осененный чудотворными иконами-покровительницами дома Романовых - Матери Божией Тихвинской и Матери Божией Феодоровской. После снятия покрова с памятника войска, стоявшие в карауле, произвели салют, затем состоялись водосвятный молебен и освящение скульптурной композиции.

В честь открытия памятника градоначальник дал торжественный обед, на котором костромское дворянство вручало потомкам Сусанина символические подарки - бархатные шапки с меховой опушкой и серебряным позументом с вышитой датой «14 марта 1851 года». Весь день город оглашался колокольным звоном. Вечером улицы Костромы украсились праздничной иллюминацией.

Современники неоднозначно высказывались по поводу художественной ценности монумента. Вот как описывается памятник в мемуарах Н.И.Коробицына: «Представьте ... обширную площадь, ... окаймленную правильно расположенными зданиями, ... <над которыми> сияют кресты церквей... Посреди площади ... скромный, изящный в простоте своей монумент... Он поставлен в воспоминание одного из ярких ... эпизодов в истории России и Костромы... Это памятник царю Михаилу Федоровичу и поселянину Сусанину.

Скромность составляет его главное достоинство... Он много выигрывает в перспективе <и кажется величественным>, если наблюдать его ... от береговой заставы. Памятник царю Михаилу Федоровичу и поселянину Сусанину представляет колонну <в античном стиле> с цоколем и капителью. На ней высится бюст царя Михаила Федоровича в шапке Мономаха, в бармах, с золоченым нагрудным крестом. На лицевой части колонны представлен герб Костромы: щит, разделенный на четыре части, в первой изображен золотой крест, а в четвертой - серебряный полумесяц, обращенный вниз, и скрещенные сабли. Колонна покоится на массивном пьедестале, у цоколя колонны выразительная коленопреклоненная фигура Сусанина... Его лицо и поза дышат выражением молитвы и самопожертвования. Пьедестал украшает ... барельеф со сценой смерти Сусанина. На обратной стороне пьедестала высечена позолоченная надпись «За Веру, Царя и Отечество живот свой положившему поселянину Ивану Сусанину - благодарная Россия». Памятник... окаймлен литой фигурной решеткой, орнаментированной государственными гербами и <древним оружием>... Четыре чугунных фонарных столба по краям решетки дополняют ансамбль».

Однако братья В.К. и Г.К.Лукомские, авторы историко-художественных очерков об архитектуре русской провинции, критически отзываются об этой скульптурной композиции: «Памятник относится к тому периоду творчества Демут-Малиновского, когда он находился уже под влиянием национальных тенденций и в творчестве своем не лишен был даже ложного пафоса. Этим пафосом дышит и фигура коленопреклоненного Сусанина, поставленного на чрезмерно широкий и массивный, по отношению к тонкой и элегантной тосканской колонне, пьедестал... На пьедестале надписи и барельеф, представляющий убиение Сусанина поляками. Исполнение барельефа несколько грубоватое и не лишено ложных тенденций в выработке костюмов и лиц».

Так или иначе, город обрел памятник спасителю российской государственности. Он был достопримечательностью Костромы на протяжении 67 лет.

Большевики, пришедшие к власти в результате октябрьского переворота, посчитали существование исторических памятников огромной идеологической опасностью, поэтому 4 апреля 1918 года Совет народных комиссаров издал декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг». По всей стране прокатилась волна варварского уничтожения монументов, имеющих большую художественную ценность. Не стал исключением и Костромской памятник Михаилу Романову и Ивану Сусанину. Сначала толпа разбила бюст государя, потом его основание - гранитную колонну. Через некоторое время на пьедестале появилась четырехгранная фанерная пирамида с портретами Ленина, Троцкого и Сталина.

Советские власти объясняли причину сноса памятника тем, что «униженная коленопреклоненная поза крестьянина-патриота перед эпически-бесстрастным царем оскорбляла народ». Такое объяснение, по меньшей мере, смехотворно. По замыслу В.И.Демут-Малиновского, Сусанин оказывал уважение государственной власти России в образе юного царя, взвалившего на свои плечи ответственность за судьбы своего народа. Его восшествие на престол символизировало окончание Великой Смуты и воплощало народные надежды на возрождение страны.

60-е годы XX века характеризуются всплеском общественного интереса к национальной истории, к истокам самосознания народов, входящих в состав СССР. В 1967 году в Костроме, в сквере на Молочной горе, на том самом месте, где до тридцатых годов стояла часовня, построенная в память мученической кончины императора Александра II, а после размещались то летний рынок, то деревянный стадион, появился новый памятник Сусанину. Его автором стал Н.Лавинский.

Водруженная на высокое цилиндрическое основание фигура гордого крестьянина воплощает переосмысленное в советских идеологических традициях понимание его подвига: теперь Сусанин предстает не спасителем самодержавной династии Романовых, а борцом за освобождение Отечества от иноземных захватчиков. Лавинский предлагал расположить вокруг постамента барельефы, в подробностях изображающие подвиг Сусанина, но его замысел не был реализован.

Новый памятник неудачно вписался в городскую среду: фигура Сусанина, обращенная к Волге, оказалась повернутой спиной к центру города. Выполненная из известняка, она в значительной мере проигрывает элегантной гранитно-бронзовой композиции Демут-Малиновского.

Давно ниспровергнуты бронза и гранит, воздвигнутые Россией в честь признательности первому из Романовых и простому крестьянину Сусанину - избавителям русской земли от лихих напастей. Да и новый памятник вряд ли можно считать новым - уже 40 лет стоит над городом не коленопреклоненный слуга престола, а былинный богатырь. Но кто сказал, что можно «научать историю»? Не мы научаем Историю - История научает нас. 

М.С. Матюгина

     
Памятник И. Сусанину. 1851 г.     Памятник И. Сусанину. 1967 г.


Площадь И. Сусанина в XIX веке...


...в ХXI веке


В центральном сквере Костромы будет восстановлена гранитная колонна старого памятника