Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Жизнь за царя. История памятника И. Сусанину

Ровесница Москвы, Кострома, расположенная на Волжском торговом пути, всегда играла важную роль в жизни России. Особый интерес исследователей вызывают события XVII века, положившие начало новому этапу в развитии отечественной государственности. Сюжеты, рассказывающие о преодолении тяжелого кризиса Смутного времени, восшествии на престол древнего рода Романовых, о подвиге Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью ради спасения молодого царя Михаила, легли в основу многих произведений. А первый памятник народному герою появился в Костроме по воле императора Николая I. Государь сам стал инициатором установки памятника простому крестьянину.

В 1833-1834 годах Николай Павлович путешествовал по России. Он посетил Смоленск, Малоярославец, Тарутино, Нижний Новгород, Казань. Кострома произвела на него большое впечатление: побывав в Ипатьевской обители, государь прикоснулся к живой истории дома Романовых. Он отдал приказ о реставрации обветшавших монастырских строений, тогда же у него родилось желание запечатлеть знаменитую эпоху в памятнике царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину. Его идею горячо поддержало костромское дворянство. Начался сбор средств для ее реализации.

Изначально предполагалось воздвигнуть монумент в стенах Ипатьевского монастыря. Но государю было угодно, чтоб памятник украшал главную площадь города. Когда необходимая сумма была собрана, последовало Высочайшее повеление употребить ее для сооружения памятника по проекту скульптора В.И.Демут-Малиновского.

В 1835 году костромской губернатор А.Г.Приклонский представил на царское рассмотрение план Екатеринославской площади, на которой планировалось возвести памятник, и просил разрешения переименовать ее в Сусанинскую. Николай Павлович не замедлил изъявить свое согласие.

Торжественное открытие монумента состоялось 14 марта 1851 года. До наших времен в городском архиве Костромы сохранился подробнейший (на 36 рукописных листах) отчет об этом событии.

Церемониал открытия начинался с литургии. По окончании богослужения из Костромского кафедрального собора к Сусанинской площади двинулся крестный ход, осененный чудотворными иконами-покровительницами дома Романовых - Матери Божией Тихвинской и Матери Божией Феодоровской. После снятия покрова с памятника войска, стоявшие в карауле, произвели салют, затем состоялись водосвятный молебен и освящение скульптурной композиции.

В честь открытия памятника градоначальник дал торжественный обед, на котором костромское дворянство вручало потомкам Сусанина символические подарки - бархатные шапки с меховой опушкой и серебряным позументом с вышитой датой «14 марта 1851 года». Весь день город оглашался колокольным звоном. Вечером улицы Костромы украсились праздничной иллюминацией.

Современники неоднозначно высказывались по поводу художественной ценности монумента. Вот как описывается памятник в мемуарах Н.И.Коробицына: «Представьте ... обширную площадь, ... окаймленную правильно расположенными зданиями, ... <над которыми> сияют кресты церквей... Посреди площади ... скромный, изящный в простоте своей монумент... Он поставлен в воспоминание одного из ярких ... эпизодов в истории России и Костромы... Это памятник царю Михаилу Федоровичу и поселянину Сусанину.

Скромность составляет его главное достоинство... Он много выигрывает в перспективе <и кажется величественным>, если наблюдать его ... от береговой заставы. Памятник царю Михаилу Федоровичу и поселянину Сусанину представляет колонну <в античном стиле> с цоколем и капителью. На ней высится бюст царя Михаила Федоровича в шапке Мономаха, в бармах, с золоченым нагрудным крестом. На лицевой части колонны представлен герб Костромы: щит, разделенный на четыре части, в первой изображен золотой крест, а в четвертой - серебряный полумесяц, обращенный вниз, и скрещенные сабли. Колонна покоится на массивном пьедестале, у цоколя колонны выразительная коленопреклоненная фигура Сусанина... Его лицо и поза дышат выражением молитвы и самопожертвования. Пьедестал украшает ... барельеф со сценой смерти Сусанина. На обратной стороне пьедестала высечена позолоченная надпись «За Веру, Царя и Отечество живот свой положившему поселянину Ивану Сусанину - благодарная Россия». Памятник... окаймлен литой фигурной решеткой, орнаментированной государственными гербами и <древним оружием>... Четыре чугунных фонарных столба по краям решетки дополняют ансамбль».

Однако братья В.К. и Г.К.Лукомские, авторы историко-художественных очерков об архитектуре русской провинции, критически отзываются об этой скульптурной композиции: «Памятник относится к тому периоду творчества Демут-Малиновского, когда он находился уже под влиянием национальных тенденций и в творчестве своем не лишен был даже ложного пафоса. Этим пафосом дышит и фигура коленопреклоненного Сусанина, поставленного на чрезмерно широкий и массивный, по отношению к тонкой и элегантной тосканской колонне, пьедестал... На пьедестале надписи и барельеф, представляющий убиение Сусанина поляками. Исполнение барельефа несколько грубоватое и не лишено ложных тенденций в выработке костюмов и лиц».

Так или иначе, город обрел памятник спасителю российской государственности. Он был достопримечательностью Костромы на протяжении 67 лет.

Большевики, пришедшие к власти в результате октябрьского переворота, посчитали существование исторических памятников огромной идеологической опасностью, поэтому 4 апреля 1918 года Совет народных комиссаров издал декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг». По всей стране прокатилась волна варварского уничтожения монументов, имеющих большую художественную ценность. Не стал исключением и Костромской памятник Михаилу Романову и Ивану Сусанину. Сначала толпа разбила бюст государя, потом его основание - гранитную колонну. Через некоторое время на пьедестале появилась четырехгранная фанерная пирамида с портретами Ленина, Троцкого и Сталина.

Советские власти объясняли причину сноса памятника тем, что «униженная коленопреклоненная поза крестьянина-патриота перед эпически-бесстрастным царем оскорбляла народ». Такое объяснение, по меньшей мере, смехотворно. По замыслу В.И.Демут-Малиновского, Сусанин оказывал уважение государственной власти России в образе юного царя, взвалившего на свои плечи ответственность за судьбы своего народа. Его восшествие на престол символизировало окончание Великой Смуты и воплощало народные надежды на возрождение страны.

60-е годы XX века характеризуются всплеском общественного интереса к национальной истории, к истокам самосознания народов, входящих в состав СССР. В 1967 году в Костроме, в сквере на Молочной горе, на том самом месте, где до тридцатых годов стояла часовня, построенная в память мученической кончины императора Александра II, а после размещались то летний рынок, то деревянный стадион, появился новый памятник Сусанину. Его автором стал Н.Лавинский.

Водруженная на высокое цилиндрическое основание фигура гордого крестьянина воплощает переосмысленное в советских идеологических традициях понимание его подвига: теперь Сусанин предстает не спасителем самодержавной династии Романовых, а борцом за освобождение Отечества от иноземных захватчиков. Лавинский предлагал расположить вокруг постамента барельефы, в подробностях изображающие подвиг Сусанина, но его замысел не был реализован.

Новый памятник неудачно вписался в городскую среду: фигура Сусанина, обращенная к Волге, оказалась повернутой спиной к центру города. Выполненная из известняка, она в значительной мере проигрывает элегантной гранитно-бронзовой композиции Демут-Малиновского.

Давно ниспровергнуты бронза и гранит, воздвигнутые Россией в честь признательности первому из Романовых и простому крестьянину Сусанину - избавителям русской земли от лихих напастей. Да и новый памятник вряд ли можно считать новым - уже 40 лет стоит над городом не коленопреклоненный слуга престола, а былинный богатырь. Но кто сказал, что можно «научать историю»? Не мы научаем Историю - История научает нас. 

М.С. Матюгина

     
Памятник И. Сусанину. 1851 г.     Памятник И. Сусанину. 1967 г.


Площадь И. Сусанина в XIX веке...


...в ХXI веке


В центральном сквере Костромы будет восстановлена гранитная колонна старого памятника

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2020 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).