Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

В преддверии инновационного прорыва

Интервью с Евгением Борисовичем Балашовым, заместителем директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки Российской Федерации

 

- В поле моей ответственности лежит построение модели территорий инновационного развития на базе  промышленных территорий и промышленных зон.

С чего начиналось развитие инновационных систем в индустриально развитых странах? С выделения территорий, на которых создавались условия для эволюции инновационных технологий. За счет этого национальные экономики получили возможность выхода на лидирующие позиции в мировых рейтингах эффективности.

Пожалуй, стоит уточнить, что  под инновациями понимаются не столько сервисные, сколько промышленные инновации. Для их развития в Москве и формируются промышленно-производственные зоны, в которых культивируются новые технологии в пяти отраслях отечественной экономики, причем для каждого направления подбирается промышленно-производственная зона, соответствующая его профилю. Это машиностроение; радиоэлектроника и приборостроение;  химическая промышленность, технологии и производство полимерных материалов; производство медицинской техники;  технологии живых систем.

Например, на базе ММП имени В.В.Чернышева возможно создание двигателестроительного кластера, а на базе НПО «Тушинский машиностроительный завод» - машиностроительного кластера. Тушинский завод  выпускает низкопольные автобусы и резиновые покрытия для межрельсового пространства трамвайных путей. Эта продукция вполне конкурентоспособна и востребована на столичном рынке, нужно только  масштабировать производство  и сбыт, заставить их развиваться при помощи  экономических стимулов.

- Значит, заводы останутся в Москве? Их не будут выводить с территории города?

- Во-первых, мегаполис с таким количеством населения нуждается в рынке приложения труда. В Москве самый низкий уровень безработицы - всего 0,1%. Его удается поддерживать только за счет работы промышленных предприятий.

Во-вторых, имеет ли смысл разрушать десятилетиями создававшуюся инфраструктуру промышленных зон, а на их месте разбивать скверы или строить дороги? Промышленные объекты нового поколения -  технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий логичнее размещать на подготовленных территориях.

Программа инновационного развития промышленных зон увязана с развитием предприятий малого бизнеса. Наша цель - создание технопарков, культивирующих высокотехнологичные отрасли экономики. Необходимо разрабатывать технологии, гарантирующие высокую прибавочную стоимость товаров. Мы пытаемся моделировать инфраструктуру, обеспечивающую инфраструктурный переход города на инновационную экономику.

Инновационная цепочка - это не только научное открытие, но и формирование на его базе новых технологий, внедрение их в производство, налаживание выпуска продукта, размещение его на рынке и продажа.  Реализация инновационного проекта - это область предпринимательской деятельности.

- Со всеми маркетинговыми составляющими?

- Естественно, с маркетинговыми исследованиями рынка сбыта.

Сейчас решаются вопросы вхождения России в ВТО. Скептики считают, что в этом случае мы потеряем промышленные предприятия. Но есть возможность развернуть ситуацию в свою пользу: нужно построить предприятия, технологичная продукция которых вытеснит с рынка морально устаревшие товары, в том числе и импортированные из развитых стран.

Я вижу свою задачу в формировании зон экономического роста. Расположенные на них промышленные объекты будут производить товары, обладающие высокой добавленной стоимостью. Бывшие промзоны станут территориями инновационного развития, имеющими признаки отраслевой принадлежности.

Я уже назвал два предприятия, вокруг которых образуются промышленные зоны. У нас есть серьезные планы по созданию территорий инновационного развития на базе ФГУП НАМИ. В областях химического машиностроения и разработки новых химических технологий наши надежды связаны с Институтом пластмасс имени Г.С.Петрова. В области точного машиностроения мы можем опереться на МИФИ и НПО «Прибор», они уже выпускают востребованную городом продукцию. И, наконец, Зеленоград с собственной концепцией формирования кластера в области микроэлектроники.

Слово «кластер» - синоним термина «территория инновационного развития». Это увязанный по отраслевой задаче комплекс предприятий, имеющих четко обозначенную экономическую цель, план развития производства, производственные и кадровые ресурсы для его реализации.

- Сколько технопарков появится в обозримом будущем?

- Четыре центра трансфера технологий и шесть центров коллективного пользования.

Первый технопарк в Российской Федерации «Томский научно-технологический парк» был создан в 1990 году

- Что такое центр коллективного пользования?

- Для промышленного объекта (например, для предприятия, выпускающего микроэлектронику) на средства, выделенные из муниципального бюджета, закупается оборудование, необходимое для выпуска продукции, востребованной целой сетью отраслевых предприятий, то есть множеством юридических лиц.

- Уже есть опыт работы таких центров?

 - Министерство образования и науки использует их для реализации программы федеральных исследований и разработок по приоритетным направлениям науки и техники. Выгоды схем коллективного использования промышленных территорий очевидны.

- Электроника входит в приоритетные направления развития экономики?

- К приоритетным относятся конкурентоспособные направления экономики, развитие которых предполагает наилучшие социально-экономические эффекты.

- Какие задачи стоят перед центром инновационного развития на базе НАМИ?

- Разработка транспортных средств, городской и сельскохозяйственной техники; разработка новых источников энергии; создание новых типов двигателей, использующих топливо неорганического происхождения - водород и электричество; разработка электрических мотороколес; разработки, связанные с процессом рекуперации энергии - со «съемом» энергии с физических процессов торможения.

Над этими проблемами работает весь мир. Результаты, которых добились наши ученые, позволяют  к 2010 году на бизнес-основе внедрять их в производство и поставлять опытные образцы в различные структуры городского хозяйства.

- Насколько я знаю, РЖД занимается этими же проблемами. Инновационные технологии необходимы для модернизации подвижного состава.

- И не они одни: такие же исследования проводит корпорация «Компомаш» на базе НПО «Энергия» в подмосковном Королеве. Это наши разработки, мы их финансируем. Научные открытия должны перетекать в промышленные технологии и в массовое производство конкурентоспособных товаров.

- Евгений Борисович, а как обстоят дела с проблемой энергосбережения?

- Уже сейчас на промышленных объектах и на территориях инновационного развития можно внедрять  новые типы излучателей. Этой темой занимается зеленоградская  компания «МТД». Она проводит исследования, связанные с полупроводниковыми источниками излучения и развивает светотехнические технологии. Уже сейчас есть все шансы заткнуть за пояс светотехнику китайского производства.

Еще одно направление в энергосбережении - разработка технологий получения возобновляемых видов энергии - солнечной, ветряной. Компании, задействованные в этой сфере, выдвигают интересные предложения.

- В Москве резко обострилась транспортная ситуация. Мы вынуждены часами стоять в пробках. Эти неудобства касаются не только частных лиц, но и срывают работу торговых и промышленных предприятий. Возникают затруднения логистического характера.

- Я пытаюсь убедить людей, принимающих решения, что логистика - тоже область инновационного характера, но пока безуспешно. Тем не менее в мире давно различают два типа инноваций -  промышленную и сервисную.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2018 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).