Старый Лондон. Новая городская форма

Перед урбанистами всегда стоит вопрос, как реагировать на тенденции и конфликты, формирующие жизнь города. Внутренняя периферия юго-восточной части Лондона, а именно район Elephant & Castle и его квартал Southwark Council стали объектами исследования возможностей, обусловленных их положением относительно платной транспортной зоны Лондона.

Мы предлагаем перевод статьи Цезаря Вагнера, посвященной данной тематике

 

Власти Лондона должны выбрать в качестве ориентира одно из двух равнозначных направлений развития: либо уплотнение старых районов, обусловленное всплеском деловой активности и растущим спросом на жилье, либо создание рабочих мест (особенно в сферах производства и услуг низшего уровня) вне городской черты, также подкрепленное спросом на жилье. Сторонники каждого из направлений аргументировано отстаивают свои позиции.

Считается, что реализация первого варианта связана с наибольшими трудностями, но он же обещает и максимально высокие прибыли. Выход из различных проблем зависит от того, удается ли найти разумные пространственные решения для реформирования так называемой внутренней периферии, находящейся на неоднородном ландшафте вокруг центра города.

Внутренняя периферия

На территории Elephant & Castle сконцентрированы узловые пункты транспортной инфраструктуры Лондона, поэтому их целенаправленное развитие могло бы значительно улучшить транспортную ситуацию в британской столице. Однако для этого нужно преодолеть инерцию градостроительного мышления и создать элегантные пространственные решения разного масштаба.

Центральное положение района Elephant & Castle в структуре Южного Лондона вызывает повышенный интерес инвесторов и застройщиков к возведению плотно расположенных офисов и дорогостоящего жилья. Поиск  убедительных градостроительных решений становится трудной задачей, потому что необходимо сохранять «пористость» городской среды и учитывать  специфику рабочего квартала - низкий уровень жизни и наличие социального жилья. В связи с этим возникает вопрос: можно ли найти такие решения? Не рациональнее ли переключиться на создание менее концентрированной программы развития?

Другая проблема связана с потребностью формирования развитой инфраструктуры городских услуг вокруг нового жилья - супермаркетов, школ, спортивных центров. Стратегия развития районов внутренней периферии должна быть творческой и гибкой, она должна предусматривать возможности для совершенствования и преобразования старой инфраструктуры.

Городской масштаб

Предложения по перестройке внутренней периферии обычно оформляются в виде больших интегрированных проектов. Такая практика применялась в лондонских районах Docklands, Paddington, Kings Cross, Elephant & Castle.

Когда речь заходит о вложении средств в развитие внутренней периферии, чаще всего приходится сталкиваться с заметным сопротивлением инвесторов. Эта тенденция обостряется, когда решение об инвестициях зависит от крупномасштабного правительственного обязательства по преобразованию городских территорий. Даже принятые к исполнению проекты не гарантируют достижения ожидаемых результатов, так как их реализация нередко подвергается вмешательству со стороны, которое разрушает долгосрочные пространственные и экономические планы развития районов или кварталов.

Проблемы такого рода в очередной раз отсрочили необходимые Elephant & Castle преобразования. Основные программы, к счастью, удалось осуществить, но проектные и строительные работы часто тормозились из-за шаблонного подхода к поиску ответов на сложные вопросы, связанные с современными требованиями развития городских территорий. Несмотря на то, что стандартные типологии обеспечивают достаточно предсказуемые результаты, они не позволяют справляться со специфическими трудностями, возникающими на разных объектах.

Городские инфраструктуры

Предложения по перестройке внутренней периферии должны быть основаны на серьезном изучении транспортной инфраструктуры, потому что интенсивность ее использования значительно возрастает, а это означает увеличение нагрузки на существующую транспортную систему.

Планы регенерации внутренней периферии сталкиваются с проблемой восстановления и адаптации к новым условиям элементов старой инфраструктуры, вышедших из активной эксплуатации. Поэтому транспортную инфраструктуру можно рассматривать как составляющую широкой стратегии инфраструктурного развития системы мест общественного пользования. Городские улицы, парки и скверы образуют инфраструктуру для передвижения, концентрации, интеграции и представляют собой платформу для местного экономического роста.

Рациональное развитие территорий внутренней периферии невозможно без наличия обширной уличной сети, предоставляющей условия для отлаженной работы транспорта. Взаимосвязям компонентов городской среды часто уделяется недостаточное внимание. В районе Elephant & Castle существенное расширение транспортной инфраструктуры осуществляется параллельно с развитием местных потоков. К этим вопросам необходимо относиться как к двум составляющим стратегии развития инфраструктуры.

Таким образом, общественное пространство перестает быть статическим, оно постепенно превращается в зону рациональных решений и активных действий.

Зона транспортной перегрузки

С 17 февраля 2003 года въезд частного автотранспорта в центр Лондона стал платным.  В течение двух лет налог составлял пять фунтов, но в 2005 году его размер увеличился до восьми фунтов. Собственникам автомобилей с гибридными или топливосберегающими двигателями предоставляются льготы и значительные скидки. Водители, игнорирующие требования городских властей, подвергаются штрафу в 50 фунтов.

За 30 месяцев, прошедших со времени установки новых правил, городская казна пополнилась на 98 миллионов фунтов стерлингов, а транспортная перегруженность исторического центра уменьшилась почти на 20%. Дополнительные преимущества этой схемы состоят в сокращении объема автомобильных выбросов, снижении эмиссии парниковых газов и улучшении качества городского воздуха.

Тарифная зона ограничивается районами корпоративной и развлекательной активности. Кольцо внутренней периферии охватывает Pentonville Road, City Road, Old Street, Commercial Street, Mansell Street, Tower Bridge Road, New Kent Road, Elephant and Castle, Vauxhall Bridge Road, Park Lane, Edgware Road, Marylebone Road and Euston Road.

Лондонцы, уставшие от многочасовых пробок в центре города, возникающих из-за архаичной планировки улиц, доброжелательно отнеслись к переменам и быстро к ним адаптировались. В результате ограничения на въезд в зону транспортной перегрузки возросла интенсивность использования общественного и личного транспорта.

Ворота в старый Лондон

В виртуальной «стене», возведенной в XXI веке вокруг центральной части Лондона, есть несколько «въездных ворот». Они обеспечивают высокую доступность исторического центра для пассажиров общественного транспорта, которые прибывают на поездах, автобусах, метро, и для горожан, использующих личный автотранспорт. На севере тарифной зоны функционирует въезд Euston and Kings Cross/St. Pancras Station; на западе - Victoria and Marslebone Station; на востоке - Liverpool and London Bridge Station; на юге - Vauxhall and Elephant & Castle Station.

Сегодня обширный район Elephant & Castle выступает в качестве въездных ворот для транспорта, идущего на юго-восток Англии по трассе А2, на юг страны по трассе А3 и  в западном направлении по трассам Newington Causeway и St.George's Road. Однако можно предложить более рациональный вариант использования географического потенциала этого квартала, который увеличит доходность местного бюджета за счет создания транспортного фильтра на пути к перегруженным зонам Лондона. Чем больше парковочных пространств сможет предоставить Elephant & Castle, тем большую услугу он окажет городу, и тем большую прибыль получит его квартал Southwark Council. Чтобы организовать эффективный транспортный взаимообмен, нужно позаботиться о комфортных условиях для автомобилей, прибывающих из южных областей Англии.

Инвестиции как стратегия

Темпы развития квартала Southwark Council отстают от темпов прогресса района Elephant & Castle. Преодолеть этот дисбаланс поможет специально разработанная стратегия развития Southwark Council. Организация Great London Authority предлагает выделить для реализации ее первой фазы 25 миллионов фунтов стерлингов, которые должны быть инвестированы в План инфраструктуры. Полученную прибыль нужно использовать для воплощения долгосрочных проектов, направленных на перестройку района. Они привлекут множество разработчиков и инвесторов, которым выгодно вкладывать средства в развитие точечных участков. Именно так можно избежать спекулятивных схем «облагораживания» района за счет вытеснения с его территории малообеспеченных горожан.

Будучи частью местного Плана инфраструктуры, вертикальные структуры парковок, офисов, жилых зданий окажутся вдоль границ района Elephant & Castle, пролегающих вокруг зон различных транспортных развязок, железнодорожных станций, автобусных остановок, велосипедных дорожек, общественных тротуаров, которые определяются потоками, направленными в Центральный Лондон. Предложенная схема позволяет включить их в различные сценарии, создающие благоприятную почву для инвестиций, которые преобразуют совместно используемый ландшафт и придают ему высокую мобильность.

Жилищный вопрос

Эффективное реформирование внутренней периферии города обязательно затрагивает жилищный вопрос. В районе Elephant & Castle социальное жилье является доминирующей чертой физического и социально-экономического ландшафта. Проблема состоит не только в большом количестве жителей, пользующихся социальным жильем, но и в качестве недвижимости Heygate Boulevard. Этот луч занимает доминирующее положение в транспортной инфраструктуре района Greater London, его территория очень удобна для транспортных преобразований, которые, к сожалению, возможны только за счет разрушения существующей застройки.

Это одно из многих противоречий, которые в течение нескольких лет парализуют развитие Heygate Boulevard, не давая возможности осуществлять преобразования, неизбежность которых продиктована временем. Социально-экономическая однородность Heygate не вписывается в жизнь внутреннего Лондона.

Однако практические трудности (например, удаление асбеста), возникающие в процессе реконструкции, помогают жителям привыкнуть к мысли, что бульвар все-таки будет разрушен. Необходимость сноса недвижимости заставляет искать самые разные возможности возведения жилья, учитывающего запросы разных социальных групп. Невероятная сложность этой проблемы заставляет разработчиков подходить к таким проектам с повышенной ответственностью.

Основа стратегии развития городских территорий

Новые городские формы всегда вызывают неоднозначное восприятие и противоречивую оценку и со стороны специалистов, и со стороны горожан. Существуют разные представления о масштабах перестройки и регенерации общественного пространства, о его мобильности, ценности, плотности застройки и дизайне. Эти вопросы часто обсуждаются в дебатах, посвященных созданию компактного города.

Район Elephant & Castle, расположенный на юге Лондона, находится в «подчинении» у северной части города. Его причастность к схеме оплаты за въезд в центр позволила исследовать динамику городских изменений разного масштаба, в том числе влияние потенциальных изменений архитектурного и городского дизайна. Анализ предложений местных органов власти, связанных с перестройкой района, проиллюстрировал масштабы программ и проектов, а также позволил сделать вывод о том, кто окажется в выигрыше от будущих сложных преобразований.

Разногласия между местными органами власти и их привилегированным разработчиком выявили хрупкую природу такого сотрудничества, потому что проекты реконструкции и их дизайнерские решения прорабатывались недостаточно глубоко. Задача властей состоит в том, чтобы экономно распределять финансовые средства, обеспечивая максимальную эффективность разработок, но для ее решения им необходимо работать с частными инвесторами, обладающими профессиональными навыками и финансовыми возможностями, позволяющими осуществлять крупные проекты. Именно они могут быстро окупить себя и принести прибыль, достаточную для перестройки квартала Southwark Council. Речь идет о необходимости избавления от индивидуального жилья и строительстве массового социального жилья.

Преобразования жилой застройки в области внутренней периферии начинаются с всесторонней оценки экономических возможностей, обусловленных ее исключительным положением. Такие исследования должны лежать в основе стратегии развития городских территорий.

Перевод О.В. Кудрявцевой