Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Сказ о металле, или семейный бизнес

В 1754 году императрица Елизавета велела закрыть все заводы, находящиеся на расстоянии менее 200 верст от Москвы. Сделано это было для того, чтобы сохранить лесное богатство России, ибо алчные промышленники настолько быстро сводили подмосковные леса, что при таких темпах уже через пару лет в губернии осталось бы одни пеньки. И этот минус послужил толчком для развития бизнеса на новых территориях  без жестких ограничений по экологическому фактору.

В нижегородских лесах затерялся небольшой городок Выкса. Заложен он был во второй половине XVIII века и вырос вокруг металлургического завода, который сегодня бы назвали градообразующим центром. Сейчас это огромное предприятие. Чтобы представить его масштаб, достаточно сказать, что по периметру завода проложен специальный автобусный маршрут, время поездки по которому занимает около получаса. В самом сердце заводской территории чудом сохранился один из корпусов старинной постройки с ажурными чугунными решетками на окнах. Покосившееся, вросшее в землю строение молча взирает на суету, творящуюся вокруг. А ведь оно могло бы рассказать много интересного о том, как было положено начало российской металлургии - важнейшей промышленной отрасли нашей страны.

Имя Ивана Демидова знает каждый, кто хоть раз открывал школьный учебник. А вот имена братьев Баташовых канули в Лету. Между тем их мощные фигуры выделяются на полотне российской истории. У известного историка Ключевского читаем: «железное и горное дело Петр I поручил тульским кузнецам Баташову и Демидову». Иван Тимофеевич Баташов, бывший казенный (находящийся на государевой службе) кузнец воспринял «план Романова» как руководство к действию и к концу своей карьеры оставил сыну Родиону три небольших завода под Тулой. Тот продолжил накопление капитала, но когда предприятие отошло к его сыновьям, Ивану и Андрею Баташовым, их семейное дело постиг тяжелый удар: в 1754 году императрица Елизавета велела закрыть все заводы, находящиеся на расстоянии менее 200 верст от Москвы. Сделано это было для того, чтобы сохранить лесное богатство России, ибо алчные промышленники настолько быстро сводили подмосковные леса, что при таких темпах уже через пару лет в губернии осталось бы одни пеньки.

Но братья Баташовы горевали недолго. Они отправились на поиски новых залежей железной руды и вскоре нашли месторождение в бассейне Оки. Первый завод был заложен в 1755 году на реке Унже, близ села Ермолова, а в начале 1760-х производство расширилось: у мордвы, жившей у слияния речек Большой и Малый Выксун, Баташовы выкупили большой земельный участок.

Тут в нашем повествовании нужно сделать небольшое отступление, чтобы  подробнее рассказать о личностях Андрея и Ивана Баташовых. Люди это были простые и суровые, из крестьян, в политесах не разбирались, но дело свое знали крепко. Вот как описывал старшего, Андрея, писатель Мельников-Печерский: «Баташов в короткое время скопил несметные богатства умом, трудом, неистовой силой воли, а также темными путями. Андрей не признавал ни закона, ни правил». А младший Иван «был человеком нрава скромного, умелый и честный, хотя не без хитрости».

В 1765 году братья открыли Верхне-Выксунский металлургический завод, двумя годами позже в километре от него построили Средний завод, а в 1768-м у нижней плотины реки Выксунки появился Нижний завод. «Железный век» начался. Иван Баташов жил в Москве, выбивая подряды, а Андрей - в Выксе: заводы требовали хозяйского глаза.

Выксунские заводы выпускали все, что можно сделать из железа - от иголок и вилок до ядер и пушек. Оружейное дело было весьма выгодным. Его прибыльности способствовала внешняя политика России: войны с Турцией, Пруссией, а потом и с Францией обеспечивали братьев регулярными заказами. К началу XIX века металлургические заводы Баташовых стали крупнейшими в России и обогнали по объему производства и количеству рабочих сибирские заводы Демидова. На баташовских предприятиях внедрялись передовые технологии. Так, в 1815 году мастеровые Лукин и Яковлев построили паровую машину, ее возможности быстро оценили и стали широко использовать на выксунских заводах, а в 1823 году в одном из цехов собрали двигатель для первого российского парохода. Продукция братьев Баташовых славилась во всем мире - в Лейпциге и Париже, в Турине и Милане, Москве и Казани она награждалась дипломами и медалями.

Дела шли отлично. В 1783 году братьям было пожаловано дворянство, и хотя оба прекрасно помнили крестьянских дедов-прадедов, оформили его, ничтоже сумняшеся, как «восстановление в первобытном дворянском звании» -  с  явным намеком на якобы утерянный высокий статус. В Выксе появилась богатая усадьба. На втором этаже роскошного особняка располагались парадные покои: три гостиных, китайская и итальянская комнаты, портретная, столовая, бальный зал. Перед домом был большой пруд, а к заднему фасаду примыкал парк, спланированный по образцу Люксембургского сада. В конце липовой аллеи стояло здание крепостного театра, по воскресеньям в нем давали спектакли. В оранжереях выращивали тропические растения, цветы и фрукты. Ананасы, абрикосы и клубнику к Рождеству и на Пасху поставляли ко двору Екатерины II. В зверинце жили олени, лоси и дикие козы. На краю сада располагался Павлиний павильон с редкими птицами. Не забывали братья и о жизни духовной - почти все выксинские храмы и монастыри построены на деньги, пожертвованные Баташовыми.

В 1821 году, после смерти Ивана Баташова (Андрей скончался еще в 1799-м) заводы перешли к их внукам. Под опекунским управлением генерал-лейтенанта Д.Д.Шепелева семейный бизнес рос и ширился. Но его сын, Иван, вступивший в наследство в 1841 году, был склонен не к изучению финансовых и производственных показателей, а к развлечениям. Ситуация становилась угрожающей - ее осложнял нараставший общероссийский экономический кризис. Обеспокоенные наследники с большим трудом отстранили растратчика и мота Ивана Шепелева от исполнения директорских обязанностей и создали новый опекунский совет. В 1846 году семейный бизнес возглавил находившийся в родственных связях с Шепелевыми артиллерийский полковник В.А.Сухово-Кобылин. Но и его управление не исправило положение - состояние дел на заводах становилось все более тяжелым, производство сокращалось.

Опекунство переходило из рук в руки. Потом заводы перекупили купцы, в 1865 году через государственный аукцион они были проданы английским акционерам, а в 1881-м их приобрел баварский подданный Лессинг. Немец со свойственной его нации аккуратностью принялся восстанавливать уничтоженный неумелым менеджментом бизнес. Он вложил в предприятие 2 миллиона рублей: построил новые заводские корпуса, заменил устаревшее оборудование и модернизировал технологический процесс. Новый хозяин наладил выпуск продукции, имеющий широкий сбыт, и стал получать большие заказы, особенно на котельное железо и прокат для железнодорожного строительства. В 1894 году Лессинг соединил заводы Выксы, Вили и Досчатого железной дорогой на конной тяге. По тем временам это был новаторский прием, благодаря которому ускорилась транспортировка сырья и готовой продукции.

Жаль, что история не терпит сослагательного наклонения, а то можно было бы пофантазировать, как Выксунские заводы стали крупнейшим частным предприятием в России, а их владельцы - настоящими олигархами. Но XX век внес свои коррективы. После начала Первой мировой войны правительство наложило государственный запрет на владение Выксунскими заводами, их передали Управлению шоссейных дорог Министерства путей сообщения. Что произошло потом, знают все: революция, национализация, индустриализация... Сейчас Выксунский металлургический завод является одним из крупнейших в России, он выпускает 60% колесных пар для наших железных дорог, половина страны выстлана рельсами его производства. А благодарные потомки, которые по случаю 245-летия завода вспомнили о его основателях, в 2002-м поставили у главной проходной завода памятник братьям Баташовым. 

М.В. Депутатов


В 1765 году без излишней помпы был открыт Верхне-Выксунский металлургический завод

Московский особняк Ивана Баташова - один из самых впечатляющих памятников русского классицизма. Он был построен в конце XVIII - начале XIX века под руководством Осипа Жилярди. Большой комплекс усадьбы состоит из главного здания за парадным двором, двух флигелей, церкви (построена в 1899 году), служебных построек и сада. Здание имело декоративную лоджию и галерею, с которой открывался вид на парк в сторону Яузы. Это единственная городская усадьба, сохранившаяся после пожара Москвы 1812 года. Во время пребывания в Москве французов в усадьбе располагался штаб маршала Иоахима Мюрата. Из уважения к родственнику Баташовых, прославленному русскому генералу Милорадовичу Мюрат нарушил приказ Наполеона и не взорвал усадьбу. Тем не менее, после пожара дом серьезно подновлялся и перестраивался.

В 1866 году в усадьбе была размещена Яузская больница для чернорабочих, в советское время - городская клиническая больница, известная под названием «Медсантруд». Сейчас это 23-я городская больница, в которой располагается Центр патологии речи и нейрореабилитации.

 

Фото автора

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2021 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).