Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Дом-дорога

В Москве может появиться новая транспортная система. Группа немецких инженеров предложила уникальную концепцию, предполагающую прокладку надземных дорог, призванных дублировать перегруженные артерии города.

Такие автомагистрали можно создавать либо над существующей трассой, либо над свободным пространством, либо на крышах специальных малоэтажных построек, объединяющих функции эстакады, жилого дома, офисного или торгового помещения, моста или гаража. Проект «ШтрассенХауз» («Дом-дорога») позволяет в несколько раз увеличить площадь городских автодорог и существенно повысить на них скорость движения. Кроме того, город получает дополнительные жилые и офисные площади. Для реализации смелого замысла, по утверждению разработчиков, не потребуется ни одного рубля из бюджетных средств - его финансирование станет заботой инвесторов.

Проект «Дом-дорога» появился не на пустом месте. Специалисты компании StrassenHaus на протяжении трех лет изучали транспортную обстановку в Москве и пришли к неутешительным выводам. В столичных пробках ежедневно сжигается 2,9 млн. литров топлива. Это значит, что в атмосферу выбрасывается 7000 тонн углекислого газа, 1500 килограммов угарного газа и 1000 килограммов окислов азота. Каждый день в выхлопные трубы вылетает 15 млн. евро, а в год - 5,475 млрд. евро, то есть девятая часть городского бюджета. Эту ситуацию нельзя изменить при помощи существующих методов. Президент компании профессор Роланд Липп считает, что усилия, которые сегодня прилагают городские власти, смогут обеспечить увеличение средней скорости движения по московским улицам с нынешних 16 километров в час только до 26. А проект «ШтрассенХауз» предлагает повысить среднюю скорость движения до 30 километров в час, и это не предел. Обещанный показатель выше, чем в Берлине, а он считается самым благополучным в этом отношении городом Европы.


        

Без перекрестков

«Современный город невозможно представить без перекрестков, а значит, без светофоров, - говорит доктор Липп. - Но пропускная способность двух полос при бессветофорном движении такая же, как при движении по пяти полосам со светофорами. Значит, в рамках имеющегося пространства можно существенно улучшить транспортную обстановку».

Сделать это планируется за счет вынесения основных транспортных потоков на надземный уровень. Концепция многофункциональных зданий предполагает создание на их верхних этажах  интегрированной транспортной структуры, а также сетей электро- и водоснабжения и утилизации выхлопных газов и мусора. Единственные в своем роде модульные блоки, разработанные компанией «ШтрассенХауз», обеспечивают возможность простого в техническом отношении и экономически выгодного способа строительства транспортных путей, соответствующего градостроительным и ландшафтным требованиям. Магистрали, проложенные по крышам, предназначены для легкового автотранспорта, однако при необходимости на них можно найти место для велосипедных и даже для пешеходных дорожек.

Помещения домов-оснований, расположенные ниже дорожного полотна, отделяются от него техническим этажом, по которому проходят технические коммуникации. Неприятные запахи, вибрация и шум не смогут беспокоить находящихся на нижних уровнях людей, так как многофункциональные корпуса оснащаются шумоизоляционными стенами, вибрационными изоляторами и вытяжными устройствами для выхлопных газов и пыли.

На первом этапе планирования выбирается место для «скелета» «ШтрассенХауз» и определяются связанные с ним пути сообщения. На втором этапе оцениваются расположение и функции построек «Дома-дороги». Здания различной конфигурации, объединенные концепцией «ШтрассенХауз», делают возможным создание уникальных городских структур. Речь идет о бесшумных жилых районах с высокой плотностью населения, в которых нет наземного автомобильного движения - оно перенесено «под облака», на крыши. Такие районы обладают высокой степенью мобильности.

 

Преимущества «Дома-дороги»

Основа концепции «ШтрассенХауз» - преимущественно двухполосные надземные транспортные сети с односторонним движением без перекрёстков и светофоров, предназначенные для легкового и общественного транспорта. Минимальная скорость движения составляет 40 километров в час, предельная скорость - 80 километров в час, в исключительных случаях она может достигать 120 километров в час. Эксплуатационное обеспечение предусматривает возможности информирования водителей об изменениях дорожной ситуации, а также синхронный контроль за движением, он необходим для формирования максимально возможных транспортных потоков.

Односторонняя дорожная сеть, не имеющая перекрёстков, гарантирует комфортность, безопасность и быстроту передвижения автомобилей. Двигаясь по дороге, поднятой над землей, легковой автомобиль экономит по сравнению с движением по обычной магистрали примерно 44% общего расхода топлива. Движение по второму уровню превосходит движение по наземному уровню по параметрам производительности, экономичности, безопасности и экологичности. Это самая эффективная дорожная сеть, предназначенная для индивидуального транспорта. Если проект будет реализован, ширину городских магистралей можно сократить до трех полос в одном направлении.

Непосредственно под проезжей частью «дорог на крышах» располагается этаж инженерных каналов. Он термоизолирован и оснащен средствами противопожарной защиты. В нем размещаются линии водо-, энерго- и теплоснабжения, телекоммуникации, каналы для ливневых стоков, отвода отработанного воздуха и мусора, а также трассы беспилотной транспортировки мини-грузов. Метод прокладки коммуникаций в инженерных каналах выгоден не только с экономической точки зрения, его конструкция обеспечивает максимально широкие возможности для эксплуатации при минимальных расходах на техническое обслуживание. Его существенный плюс состоит в том, что трубопроводы и кабели почти не подвергаются риску повреждений. Этот метод позволяет внедрять инновационные системы для использования дождевой и вторичной (прошедшей очистку) воды, а также отработанного воздуха. Сэкономленные тепловые ресурсы в зимний период направляются на подогрев проезжей части.

Интегрированная беспилотная система транспортировки мини-грузов выполняет задачи доставки медицинских товаров, почтовых отправлений и товаров общего пользования. Ее можно использовать и для транспортировки мусора. Система обеспечена вентиляцией и дренажом, она термо- и звукоизолирована, ее конструкция отвечает требованиям пожарной безопасности и защиты труда.

 

Как найти свободные площади

Разработчики утверждают, что если им предоставят хотя бы половину подходящих для реализации проекта территорий, они смогут построить сеть дорог длиной 1500 километров и общей транспортной площадью 15 млн. квадратных метров. Ее загруженность составит 1,2 млн. автомобилей в час, или 28,8 млн. автомобилей в день. Если под новыми дорогами разместить двухэтажные паркинги, город получит 1000 машиномест на каждый их километр, то есть 1,5 млн. дополнительных парковочных мест. Кроме того, под каждыми 1,5 километра дорог появится 75  тыс. квадратных метров полезных площадей.

Столица располагает территориями, которые подойдут для реализации проекта «ШтрассенХауз». Сейчас они заняты коммуникациями, но их можно поднять и разместить внутри инженерных каналов, расположенных под проезжей частью. «Сооружение новых инфраструктур должно происходить за счет новаторского использования старых городских зон, эксплуатация которых была нерентабельной и которые до настоящего времени выполняли только одну функцию. В Москве их длина составляет 3 тысячи километров», - считает доктор Липп. Действительно, линии электропередач протянулись на 1080 километров, полосы отчуждения, прилегающие к железнодорожным линиям, «съедают» около 780 километров, а нерационально использующиеся дороги и другие территории - еще 1140 километров.

 

Преимущества «Дома-дороги»

Проект «ШтрассенХауз» не только создаст дополнительную сеть дорог, но и упорядочит существующую транспортную сеть, став ее органичной частью. Это позволит сократить расстояния пробега автомобилей и время горожан, затраченное на поездки. «Сегодня многим автомобилистам приходится проезжать значительно большие расстояния, чем им нужно. Часто это связано с небольшим количеством въездов в город. Например, на МКАД они расположены на расстоянии 5-6 километров друг от друга. Мы предлагаем сделать их на каждом километре. Тогда люди смогут попасть, куда им нужно, не создавая помех движению в тех местах, где они вынуждены ехать из-за неразвитой дорожной сети», - сказал господин Липп.

Немецкий проект уникален и с точки зрения экологичности. Вдоль магистралей запланированы зеленые зоны. Практически везде движение будет односторонним, поэтому между разнонаправленными транспортными потоками появятся длинные зеленые «острова».

Проектировщики предлагают интересную систему «зеленых» жилых и офисных районов. Например, внутри замкнутой городской структуры находится зеленая зона, расположенные на ней строения лучами расходятся от центра к периферии. Движение транспорта возможно лишь по периметру объекта, а парковка прячется под его зеленой частью. Конечно, людям, привыкшим парковаться у подъездов, будет трудно смириться с мыслью о том, что на дорогу к стоянке придется затратить некоторое время, но пешая прогулка послужит прекрасным лекарством от гиподинамии.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).