Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Догнать природу - это утопия?

Крупные городские агломерации, раньше считавшиеся движущей силой экономического и социального прогресса, все чаще рассматриваются в качестве фактора, тормозящего развитие человечества. Главная проблема - нарушение экологического равновесия мегаполиса, в котором человек оторван от естественной среды обитания - природы, негативно сказывающееся на его здоровье. Так придется ли человечеству, чтобы выжить, в один прекрасный момент покинуть города и вернуться к жизни в пещерах, или можно найти решения экологических проблем?

Интенсивный рост городов, развитие промышленного производства и индустриализация, к середине XIX века охватившие всю Европу, стали причиной явлений, заложивших основу множества экологических проблем. Однако долгое время экологический ущерб считался неизбежной издержкой развития цивилизации, щедро дарившей людям блага бытового комфорта.

Сегодня «зеленые идеи» во всем мире  дают богатые всходы в архитектурных проектах, и это ни у кого не вызывает удивления. Но в начале прошлого века их первые ростки только начинали пробиваться. В двадцатые годы Лазарь Хидекель, ученик Шагала и Малевича, автор первого в российской истории архитектурно-экологического манифеста «АЭРО», писал: «Зарождается новая, более высокая цивилизация, ее будущая архитектура должна основываться на своих законах, не разрушающих естественную среду, а вступающих в благотворное пространственное взаимодействие с окружающей природой». Прошло немало времени, и на смену идеям индустриальной эпохи пришла постиндустриальная эра, которая заставила осознать необходимость создания принципиально новой, экологической архитектуры.

Многие архитекторы поняли важность гармоничного сосуществования человека с природой, в их творческом воображении стали возникать образы зданий, ассоциирующиеся со стремлением живых организмов к солнцу, с утверждением природного начала.  Так, в 1970 году болгарский архитектор М.Матвеев представил на конкурс проект павильона Болгарии для выставки ЭКСПО-70. В его основу положен динамичный образ готового распуститься бутона розы. Для болгарского зодчего выбор розы был не простым повторением природной формы, а архитектурной интерпретацией самого популярного в Болгарии цветка. По сути идея придать зданию динамичность не нова - уже в XIV веке она была реализована при строительстве «падающей» Пизанской башни. Проблемы динамики всегда интересовали архитекторов, и в результате проектной практики были разработаны приемы, придающие архитектурным формам динамическую выразительность.

Несмотря на то, что экоидеи постепенно начинали обретать архитектурное оформление, они еще долгое время не признавались представителями официальной архитектуры. Точкой отсчета активного развития экологических идей в архитектуре стал 1987 год, когда на конгрессе Всемирной ассоциации метрополисов была поднята проблема крупных городов, сталкивающихся со значительными проблемами в области экологии. Спустя пять лет  Конгресс архитекторов в Чикаго принял декларацию, которая провозглашала основной целью архитектурной деятельности обеспечение устойчивости природной среды. Многие архитекторы прониклись новыми идеями и взяли ориентир на потребности конкретного человека. Их проекты стремятся максимально приблизить его к природе, избавить от городской однотипности, изолировать транспортные магистрали и создать благоприятные условия для общения. Экологический подход к проектированию зданий обретает все больше последователей и становится все более популярным.

В Париже в 1992 году появилось здание Института арабского мира, построенное по замыслу известного французского архитектора Жана Нувеля. В основу проекта здания, напоминающего повторяющийся восточный орнамент, положена тема цветка. Металлические диафрагмы стеклянного фасада открываются и закрываются в зависимости от интенсивности солнечного света. Идею воссоздания природных форм Нувель почерпнул у древних зодчих, которые в колоннадах египетских храмов интерпретировали мотивы зарослей лотоса, а в интерьерах готических соборов - мотивы леса. Стиль фасадного оформления небоскреба Агбар Аква, воздвигнутого по проекту Нувеля в Барселоне, перекликается с архитектурным стилем мастера каталонского модерна Антонио Гауди. Переосмысляя исторические ценности, Жан Нувель бросает вызов принятым нормам. В его творениях присутствует характерная для французов легкость, игра с формой,  материалом, природой и окружающим пространством.

Несколько лет назад первый экодом - небоскреб The Solaire - появился в нижней части Манхэттена. Здание считается уникальным не только потому, что растущие вокруг него деревья создают особый микроклимат. Его стены сделаны из вторично переработанного сырья: значит, на производство новых материалов не затрачивалась электроэнергия. На крыше небоскреба разбит газон, а пространство между окнами занято солнечными батареями. Из окон здания, живущего в гармонии с окружающей средой, открывается захватывающий вид на Гудзон. Но главное - в подвале дома работает целая водоочистительная станция. Вода, использованная жильцами, проходит специальную очистку и снова возвращается в трубы. Здание оборудовано системами, позволяющими экономить электроэнергию. Для отделки внутренних помещений использовались экологически чистые материалы, это решение помогло снизить уровень концентрации аллергенов в воздухе. 

Пока что The Solaire - единственный в Нью-Йорке эконебоскреб, но уже к следующему году появятся восемь таких зданий. Городская администрация планирует, что нормы, установленные для The Solaire, будут применяться и при строительстве других домов. Уже сейчас многие здания начинают реконструировать для того, чтобы при их эксплуатации можно было использовать элементы экоидей. Архитектурное экодвижение растет, и сегодня многие иностранные архитекторы и строители приезжают в Нью-Йорк перенимать «зеленый» опыт.


Оригинальная форма здания, напоминающая разрезанный фрукт,
отсылает к природным прототипам

Сложно спорить с тем, что экологическое направление в архитектуре превратилось из модного веяния, подхваченного современными зодчими, в устойчивую тенденцию. Архитекторы мирового уровня, разрабатывающие концепции экологических зданий, сегодня как никогда востребованы в России. Известный британский архитектор Норман Фостер воплотил в концепт-проекте «Апельсин», разработанном на основе креативной идеи российской компании «Интеко», ряд важных экологических решений. Оригинальная форма здания, напоминающая разрезанный фрукт, отсылает к природным прототипам. Ощущение динамики создается за счет угла наклона долей - пяти отдельных сегментов здания и закругленной формы фасадов. В центре композиции сделан акцент на многоугольное пространство. Проект «Апельсин» отвечает канонам экоархитектуры. В многофункциональном комплексе предусмотрены высокотехнологичные стеклянные панели, пропускающие в здание большое количество дневного света, а благодаря зеленым насаждениям, вплотную подступающим к зданию и образующим с ним единое природное пространство, «Апельсин» органично вписывается в окружающую среду.

Примечательно, что компания «Интеко» разработала  целую серию объектов, воплощающих «зеленую философию», -  «Интеко-парки». Всех их  отличает особая, «парковая» атмосфера: они либо располагаются  в непосредственной близости от существующих городских парков, либо благоустройство их территории предполагает большие площади озеленения.


Сегодня «зеленые идеи» во всем мире 
дают богатые всходы в архитектурных проектах

Идея «зеленой среды» стала определяющий и при возведении офисно-гостиничного комплекса «НьюТон-парк», который появится на западе столицы. Оригинальным названием проект обязан яблоневому саду, который расположен на прилегающей к комплексу территории площадью  6 гектаров. Со стороны бережно сохраненного и благоустроенного сада открывается «зеленый вход» в офисные корпуса. «НьюТон-парк», созданный в рамках концепции «Интеко-парки», не единственный проект компании, в котором воплотилась экологическая идея. Бизнес-центр «Космо-парк» планируется возвести вблизи реки Сетунь. Органично вписанный в природный ландшафт, он полностью отвечает требованиям экоархитектуры: прибрежная территория будет благоустроена, автомобильные дороги спрячутся в тоннели, а наземная часть станет парковой зоной, открытой только для пешеходов.

Сегодня практика строительства «зеленых» зданий широко распространена не только в Европе, но и в азиатской части мира. Здесь экологические идеи оказываются серьезным подспорьем в решении проблем мегаполисов, страдающих от перенаселенности и нехватки места для застройки. Например, из Японии, сохраняющей в жилищном строительстве тысячелетние традиции близости к природе, но повсеместно использующей высокие технологии, пришла одна из ультрасовременных тенденций, состоящая в совмещении экологического начала в архитектуре с высокотехнологической системой интеллектуального управления зданием. «Изюминка» такого дома в том, что обилие аппаратуры не вызывает у человека ощущения зависимости от техники, а наоборот, подчеркивает и усиливает ощущение покоя и гармонии с природой.

В городе Фукуока, крупнейшем порту на юго-западе Японии, в 1995 году встал вопрос о необходимости строительства большого культурного центра, и единственным незанятым пространством оказался сквер размером в два городских квартала. За дело взялся американский архитектор-дизайнер аргентинского происхождения, для творчества которого характерна ярко выраженная средовая направленность, - Эмилио Амбаш. Он занял один из кварталов 15-этажным комплексом со множеством выставочных площадей, конференц-залов, музеев и при этом сохранил «легкие города». Северный, вертикальный фасад здания обращен к деловому центру Фукуока и неотличим от десятка других небоскребов, а зелень парка продолжает подниматься по южному ступенчатому фасаду здания, превращая его в террасный сад Семирамиды.

Современные технологии, которые применяются в строительстве и архитектуре, достигли достаточно высокого уровня для того, чтобы, во-первых, повысить уровень комфортности помещений, во-вторых, снизить вредное воздействие на окружающую среду. Во многих странах экологические идеи, разработанные архитекторами, уже сформировали полноценное «зеленое направление» застройки. Там, где это происходит, возведение экозданий становится политикой государства: формируются специальные программы, создаются инвестиционные фонды, реализуются проекты международного значения, к участию в которых привлекаются всемирно известные архитекторы.

В России экологическая архитектура только начинает свое шествие по стране. И хотя экологические «изюминки» - явление пока нечастое, они привлекают все больше внимания со стороны инвесторов и девелоперов. Однако для решения экологических проблем мегаполисов «зеленые идеи» должны встречать не просто «приветственное отношение», им необходимо получить «грин-карту». Возможно, тогда у городов откроется второе дыхание. 

В.Б. Теннисов

 

 

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).