Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Финансирование градостроительной деятельности и инвестиции

Главный архитектор Санкт-Петербурга Александр Викторов об особенностях градостроительной и инвестиционной политики в северной столице

Градостроительный кодекс Российской Федерации однозначно определил содержание градостроительной деятельности, как деятельности по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства. Такое определение свидетельствует о том, что весь процесс планирования и реализации инвестиций в строительном секторе экономики находится в русле градостроительной деятельности. По мнению главного архитектора Санкт-Петербурга Александра Викторова, прямым следствием этого является тот уровень внимания, который оказывает правительство города градостроительной деятельности в городе. «Фактически правительство города напрямую связывает возможности решения задач социально-экономического развития и повышения благосостояния петербуржцев с эффективностью градостроительной деятельности и ее финансированием», - считает главный архитектор северной столицы.

Поскольку градостроительная деятельность состоит из планового, проектного и реализационного циклов, то и ее финансирование распадается на несколько потоков.

Плановый поток финансирования охватывает территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировку территорий. Это в основном бюджетное финансирование. Оно распространяется на разработку Генерального плана города - документа территориального планирования, Правил землепользования и застройки - документа градостроительного зонирования и разработку особо важных для города проектов планировки и проектов межевания территорий, определенных для размещения социально значимых объектов гражданского, производственного, коммунального и транспортного назначения.

По словам Александра Викторова, серьезное бюджетное финансирование градостроительной деятельности в городе началось в 2002 году, после проведения закрытого конкурса на разработку концепции Генерального плана развития Санкт-Петербурга. «Градостроительные предложения Концепции были основаны на разработке и комплексной оценке пяти вариантов территориального развития города на период до 2025 года. Все варианты базировались на одной социально-экономической гипотезе, соответствующей «оптимистическому» сценарию прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга, предполагающего стабилизацию численности населения и рост  инвестиций в жилищное строительство. Выбор такого сценария, требующего значительных объемов градостроительных мероприятий, определялся установкой на устойчивое развитие города: при расчете на максимальную потребность обеспечиваются гарантии более умеренного территориального роста и объемов преобразований», - говорит главный архитектор Санкт-Петербурга Александр Викторов.

В течение трех лет, пока велась разработка Генерального плана Санкт-Петербурга, городской бюджет истратил на эти цели около 240 млн. рублей. Для сравнения: в тот же период Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга получал для финансирования текущей градостроительной деятельности в городе только по 3 млн. рублей в год.

Генеральный план Санкт-Петербурга утвержден законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга». Он  стал первым документом территориального планирования в стране, разработанным и прошедшим процедуру утверждения в полном соответствии с действующим с января 2005 года новым Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Александр Викторов считает, что важнейшими результатами принятия нового Генерального плана явились:

  • определение и законодательное закрепление основных целей и задач развития города в территориальном аспекте, направленном на обеспечение  устойчивого развития Санкт-Петербурга, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях:
  • определения функционального назначения территорий,
  • повышения качества городской среды,
  • сохранения и регенерации исторического и культурного наследия,
  • развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур,
  • обеспечения учета интересов Российской Федерации, интересов жителей нашего города и их объединений.

В развитие Генерального плана в соответствии с требованиями нового Градостроительного кодекса подготовлен и утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга в мае 2006 года План реализации Генерального плана.

Планом реализации Генерального плана предусмотрены:

  • разработка Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, документа градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
  • подготовка документации по планировке для территорий, определенных Генеральным планом для размещения объектов капитального строительства жилого, общественно-делового, производственного и рекреационного назначения;
  • подготовка проектной документации для объектов капитального строительства в сфере транспортной и инженерной инфраструктуры, санитарной очистки территории, улучшения экологической обстановки, охраны окружающей среды и освоения подземного пространства Санкт-Петербурга.

За счет средств бюджета Санкт-Петербурга осуществляется разработка документации, предусмотренной Планом реализации Генерального плана. В 2007 году был подготовлен и прошел публичные слушания проект Правил землепользования и застройки города. По результатам публичных слушаний в него внесены существенные изменения и дополнения.

Однако принятие Правил землепользования и застройки отложено в связи с подготовкой внесения изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга, но подготовленный проект Правил землепользования активно используется и сейчас. Он является базой для разработки предусмотренных законодательством Санкт-Петербурга временных регламентов застройки территории отдельных частей города (ВРЗ).

В течение двух лет, пока велась разработка Правил землепользования и застройки города, городской бюджет истратил на эти цели 51 млн. рублей.

Также, по словам главного архитектора Санкт-Петербурга, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в целях реализации Генерального плана осуществлена разработка ряда программ развития и размещения основных отраслей инженерной инфраструктуры города и городского транспорта:

  • Генеральная схема теплоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года;
  • Генеральная схема водоотведения (канализации) Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года;
  • Генеральная схема водоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года;
  • Генеральная схема газоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года;
  • Генеральная схема электроснабжения Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года;
  • Концепция развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта в Санкт-Петербурге на период до 2020 года;
  • Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга;
  • схема санитарной очистки территории;
  • схема развития улично-дорожной сети;
  • схема развития и размещения объектов здравоохранения;
  • схема развития и размещения объектов физкультуры и спорта;
  • схема развития и размещения объектов маломерного флота.

Всего на данные работы из бюджета Санкт-Петербурга было затрачено более 100 млн. рублей.

В целях реализации Генерального плана города и развертывания масштабных работ по планировке и межеванию территории Санкт-Петербурга был создан «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга» в виде государственного учреждения при Комитете по градостроительству и архитектуре. С 2006 года он начал получать устойчивое бюджетное финансирование.

Финансирование разработки проектов планировки и проектов межевания территорий осуществляется как за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, так и за счет средств инвесторов-застройщиков или собственников земельных участков, заинтересованных в строительстве или комплексной реконструкции территории.

При этом за счет средств бюджета Санкт-Петербурга осуществляется разработка документации по планировке территорий, определенной:

  • для размещения градообразующих предприятий,
  • для реализации стратегических инвестиционных проектов Санкт-Петербурга,
  • для реализации социально-значимых проектов.

Общая стоимость  указанных работ составляет порядка 70 млн. рублей.

Как отметил Александр Викторов, к настоящему времени выпущено 1046 распоряжений на разработку документации по планировке территории, 65 из которых - только с начала 2008 года. Общая площадь территории города, охваченная разрабатываемыми проектами планировки, составляет 65 тысяч гектаров, или 45 % территории города.

Площадь города, охваченная разрабатываемыми за счет средств бюджета Санкт-Петербурга проектами планировки, составляет 17 тысяч гектаров, или 26 % всех территорий, охваченных проектами планировки.

В связи с произошедшим в последнее время изменением социально-экономического развития города, связанного с резким улучшением инвестиционного климата, приходом в город стратегических инвесторов, реализацией крупных национальных проектов, а также с учетом тенденций градостроительных инициатив, Правительством Санкт-Петербурга принято решение о внесении изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.07.2006 № 899 «О подготовке проекта закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в  закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» (далее - закон Санкт-Петербурга).

Комитетом по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) обеспечена подготовка проекта внесения изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга. Всего на подготовку проекта внесения изменений в Генеральный план было израсходовано из бюджета Санкт-Петербурга 26,5 млн. рублей. В настоящее время проект одобрен Правительством города и направлен на рассмотрение в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

В проектном потоке финансирования градостроительной деятельности используются как средства бюджета Санкт-Петербурга, так и внебюджетные средства застройщиков отдельных участков, на которые получены все установленные законодательством разрешительные документы. На этом цикле проектирования объемы финансирования градостроительной деятельности распределяются согласно имущественно-правовому статусу застраиваемых земельных участков. Активно развивается опыт частно-государственного партнерства при финансировании проектирования и реализации крупных градостроительных проектов. С целью привлечения инвестиций и эффективного использования имущества, находящегося в государственной собственности, в Санкт-Петербурге применяется форма концессионных соглашений. В частности, на подобной основе строятся Западный скоростной диаметр и Орловский тоннель. В проектном цикле градостроительной деятельности за счет средств бюджета осуществляется разработка проектов размещения и строительства объектов инженерно-транспортной инфраструктуры города и проектов социально-значимых объектов, в том числе детских дошкольных учреждений, школ, больниц.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2021 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).