Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

ЭКО-деловые новости

Экологичность должна быть мироощущением любого грамотного российского человека

Дмитрий Медведев предложил внести изменения в систему нормативов, касающихся охраны окружающей среды. По его словам, при проведении экологической экспертизы «должна быть исключена так называемая субъективная оценка допустимости воздействия на окружающую среду». Он отметил, что практика индивидуально установленных для каждого предприятия нормативов выбросов в окружающую среду - «это вчерашний день» и предложил заменить нормативы согласованной системой, которая будет действовать «в регионе, в нескольких регионах или в целом в стране». «Не менее важно усиление ответственности... и ужесточение санкций за негативное воздействие предприятия на окружающую среду».

Медведев подчеркнул, что ряд российских корпораций уже приняли меры для улучшения экологической обстановки на своих предприятиях, «но значимость таких экологических инвестиций осознали пока не везде и не все». Он добавил, что сама система экологических платежей «должна стимулировать предприятия к внедрению экологически эффективных технологий». Идея сама по себе не  новая, но за те 10-15 лет, что она существует, никто не предложил, как именно заинтересовать заводы во вложении значительных средств во внедрение на практике природосберегающих технологий.

Дмитрий Медведев предложил перепрофилировать или закрыть экологически грязные производства. «Только такой подход позволит сохранить уникальное разнообразие нашей страны, здоровье людей и нормальные условия для жизни наших потомков». Он выразил уверенность в том, что экологические проблемы нужно решать на всех уровнях государственной власти и что экологичность должна быть «мироощущением любого грамотного российского человека».

 

Генплан развития до 2025 года: Москву ждут масштабные изменения

Юрий Михайлович Лужков одобрил «Актуализированный Генеральный план развития Москвы до 2025 года».  Градоначальник отметил, что этот «огромный, но сбалансированный документ включает в себя территориальное планирование города и развитие всех городских систем, в том числе строительство жилья, модернизацию транспорта и реконструкцию природного комплекса».

К 2015 году будет сдано в эксплуатацию Четвертое транспортное кольцо. Планируется строительство дублеров Дмитровского, Ленинградского и Варшавского шоссе; строительство автодороги Москва - Ногинск - Орехово-Зуево, магистрали «Рублево - Капотня», входа Егорьевского шоссе на Южную рокаду, входа автодороги «Крым» на дублер Варшавского шоссе, входа автодороги «Беларусь» на Южный дублер Кутузовского проспекта. Предполагается провести полную реконструкцию Ленинградского, Дмитровского, Ярославского, Боровского и Пятницкого шоссе, шоссе Энтузиастов, Волгоградского проспекта.

В периферийных районах города - Марьино, Новокосино, Митино, Куркино, Жулебино появится 220 км трамвайно-троллейбусных линий. Будут организованы новые маршруты автобусов и коммерческого автотранспорта.

Серьезная реконструкция ожидает Московский железнодорожный узел: на Малом кольце МЖД построят 30 пассажирских станций и откроют пассажирское движение. Планируется сооружение дополнительного главного пути на участке Лихоборы-Угрешская, а также на головных участках Рязанского, Ярославского, Горьковского, Киевского, Смоленского, Курского, Павелецкого, Савеловского, Рижского, Октябрьского железнодорожных направлений.

К 2025 году будет создано несколько узловых аэропортов, связанных скоростными поездами с крупными транспортными объектами. Первым узловым аэропортом станет Шереметьево, скоростной железнодорожный транспорт соединит его с Домодедово и Внуково. Второй «узел» появится на базе аэропорта Домодедово. Аэропорт Внуково ожидает реконструкция.

Длина линий московского метрополитена увеличится на 440 км. В ближайшее время удлинятся Люблинская и Митинско-Строгинская ветки, а на Замоскворецкой линии откроется новая станция «Технопарк». В период с 2011 по 2015 годы планируется строительство участков на Замоскворецкой, Люблинской, Митинско-Строгинской ветках. Солнцевская линия будет продлена до станции «Новопеределкино», Калининская линия - до «Новокосино», Таганско-Краснопресненская линия - до станции «Пронская» в Жулебино, Замоскворецкая линия подойдет к Ховрино и Братеево, Сокольническая линия - к Гольяново и Теплому Стану.

Появится новое метрокольцо и новая линия, соединяющая Капотню - Нагатинскую пойму - Кольцевую линию метро. Линия мини-метрополитена соединит станцию «Киевская» с деловым центром «Москва-сити».

План развития столицы предполагает, что к 2025 году поток туристов, посещающих Москву, увеличится на 16,5 млн. и достигнет 20 млн. человек в год. Ожидается, что это произойдет за счет формирования 69 туристско-рекреационных зон, включающих городские достопримечательности и объекты сервиса. Количество рабочих мест в сфере туристической индустрии увеличится приблизительно в 7 раз.

К 2010 году на некоторых московских зданиях (гостиница «Москва», деловой центр «Телеграф», атриум Третьяковской галереи, «Дом на набережной», а также на Китайгородской стене в районе Театральной площади) в рамках городской программы развития туристско-рекреационной зоны «Золотое Кольцо» будут созданы смотровые площадки.

В промышленной зоне «ПромСити Москва-Север» сдадут в эксплуатацию 3 млн. м2 производственных площадей. Такая зона поможет сохранению научно-промышленного потенциала столицы и развитию инновационных технологий.

Что касается экономии природных ресурсов, то водопотребление планируется сократить c 411 литров до 330 литров в сутки на человека за счет установки персональных счетчиков потребления воды и модернизации системы водоснабжения города, а также за счет строительства и модернизации водопроводных станций, использующих новые, высокоэффективные технологии очистки воды. Предполагается реконструкция Рублевской водопроводной станции и Внуковского водопроводного узла.

Мэр Лужков отметил, что после внесения небольших технических доработок «Актуализированный Генеральный план развития города до 2025 года» пройдет серию общественных слушаний, после чего будет рассмотрен Мосгордумой и принят к исполнению.

 

Транспортный коллапс Москве не грозит

Москва вносит свою лепту в реализацию национальных проектов не только за счет строительства новых жилых домов, детских садов и больниц. Специалисты понимают, что без развитой дорожной сети жизнь даже в самом комфортном микрорайоне становится невозможной. Поэтому строительство дорог для Москвы - собственный, отдельный «мини-национальный проект».

Системный подход к строительству дорог закреплен в недавно актуализированном Генеральном плане развития столицы до 2025 года, а также в принятой в прошлом году Программе дорожно-мостового строительства. Его суть - в приоритете крупных общегородских проектов. Конкретный пример - решение проблемы Дмитровского шоссе. Его можно расширить лишь в одном месте, у Бескудникова, - это выручит местных жителей, но основная масса машин упрется в узкое место при пересечении с МКАД. Поэтому город решил строить и дублер Дмитровки, и дополнительную развязку с Московской кольцевой, и несколько других автомобильных дорог.

Координация транспортных проектов поручена первому заместителю руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы Александру Левченко. Мэр столицы поставил перед ним  задачу объединения городских транспортных систем и создания эффективной схемы координации их развития и оперативного управления процессами планирования, проектирования и строительства. Один из примеров такой работы - реконструкция «Большой Ленинградки».

Работы по ее реализации вышли на полную мощность, бессветофорное движение от Тверской улицы до МКАД станет возможным уже через два года. Наибольшую сложность представляет сложная развязка с тремя тоннелями у метро «Сокол», один из которых «нырнет» под Замоскворецкую ветку метрополитена.

Москва активно использует новейшие технологии, упрощающие жизнь не только автомобилистов, но и жильцов окрестных домов. Они с благодарностью восприняли известие о том, что развязка уйдет под землю, а не поднимется на эстакадах до уровня вторых-третьих этажей. После реконструкции Ленинградское шоссе должно заметно разгрузиться. С Пушкинской площади исчезнут светофоры, а плотный поток автомобилей, двигающихся по Бульварному кольцу, спустится в тоннель. Новая транспортная развязка появится и на площади Белорусского вокзала. В большинстве других направлений транспортную напряженность облегчит появление Четвертого кольца. Первый его участок пройдет от Волгоградского проспекта до Открытого шоссе. Параллельно ведутся проектирование и строительство нескольких радиальных трасс.

Нашумевший Звенигородский проспект, включающий Серебряноборский автомобильный метротоннель и Живописный мост, в этом году дойдет до Садового кольца. После сдачи его в эксплуатацию город получит новую, практически бессветофорную трассу.

Кроме дублера Дмитровки, будет построена магистраль, которая даст возможность объехать проблемные участки Москвы - например, Волгоградское шоссе. В планах города - прокладка двух дублеров Кутузовского проспекта: одного - со стороны Москва-Сити, другого - со стороны Мосфильмовской улицы.

Модернизация транспортной сети требует активного освоения подземного пространства. Подземное строительство позволит разгрузить транспортные артерии и организовать бесперебойное бессветофорное движение. Так что транспортный коллапс Москве не грозит.

 

Московская промзона «Перово» будет реорганизована

В Москве реорганизуется производственная зона N55 «Перово». На ее территории предполагается возвести жилые дома и сформировать участки офисной застройки и производственного назначения.

Из промзоны «Перово» на территорию Московского завода холодильного машиностроения «Компрессор» будет перебазирован Кусковский химический завод. На освободившейся территории после рекультивации появится 188 700 квадратных метров жилья и сопутствующая инфраструктура - школа, детские сады, объекты торговли, поликлиника, а также административно-деловой комплекс площадью 20 тысяч квадратных метров и торгово-промышленный комплекс площадью 12 400 квадратных метров. На территории в 13 гектар -   ов разместятся 150 000 квадратных метров производственных площадей, город получит 5 100 рабочих мест.

Проект реорганизации промзоны N55 - это пример того, как город сохраняет успешно функционирующие предприятия, обеспечивающие москвичей рабочими местами, одновременно избавляя жилые и природные массивы от соседства с экологически неблагоприятными производствами.

 

Как сохранить тишину

Ученые выяснили, что из всего многообразия природных шумов звуки шумящего леса (30 децибел) наиболее комфортны для человеческого уха. Санитарные нормы устанавливают пороговые значения шумов: вне помещений  их уровень в дневное время не должен превышать 55 дБ., в ночное - 45 дБ.; а внутри помещений  показатели шумности не должны быть выше 30-40 дБ.

Безопасными для здоровья считаются шумы до 60 децибел. Продолжительное воздействие шумов выше этой отметки может привести к расстройствам слуха и нервной системы, вызвать заболевания сердца и желудочно-кишечного тракта.

Однако, по данным Мосэкомониторинга, 80% жителей столицы живут в зонах шумового дискомфорта: уровень шума на Садовом кольце составляет 70-80 дБ., на МКАД - до 90 дБ.; стройка производит шумы в диапазоне от 60 до 70 дБ., метро и аэропорт - 100 дБ; при этом болевой порог для человека  - всего лишь 130 дБ.

Защитить жилище от шумового воздействия сложно. Ковер на полу, плотные шторы на окнах, установка стеклопакетов или изоляция стен при помощи современных материалов помогут улучшить ситуацию, но полностью оградить себя от шумов вряд ли возможно. Никто не застрахован от бурных вечеринок, с завидным постоянством повторяющихся в соседних квартирах, или от  неожиданно развернувшейся под окнами стройки.

Закон позволяет регулировать подобные случаи. Покой в ночное время регламентируется законом города Москвы № 42 от 12.07.2002 «Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве». В ночное время (с 22.00 до 6.00) запрещается кричать, свистеть, петь, громко включать музыку и телевизор, играть на музыкальных инструментах, а также использовать пиротехнику. Согласно постановлению правительства № 73 от 08.02.2005 года ремонтные работы в квартирах разрешается вести только в будни, с 9 до 19 часов.

Шумных соседей можно призвать к ответственности, вызвав наряд милиции. В первый раз им вынесут предупреждение, но если жалобы повторятся, буянам придется заплатить штраф в размере от 0,5 до 5 МРОТ.

На шумящую под окнами стройку нужно жаловаться в Департамент природопользования и охраны окружающей среды. Его представители могут оштрафовать строительную фирму на значительную сумму или запретить проведение ночных работ.

Если вам  «посчастливилось»  жить над кафе или магазином и вас беспокоит шум вентиляции или работающего оборудования, жалуйтесь в Государственную жилищную инспекцию Москвы или в Центр гигиены и эпидемиологии. Их специалисты проверят режимы функционирования аппаратуры и обяжут владельцев либо переустановить агрегаты, либо купить новое оборудование.

Если донимает грохот лифта, вызывайте замерщиков бытового шума. С результатами замеров следует идти в местное Управление ЖКХ. Не отреагируют - обращайтесь в Государственную жилищную инспекцию.

В условиях мегаполиса горожане находятся под воздействием постоянного шума. Человек может привыкнуть к шуму до такой степени, что перестанет его замечать, но это не значит, что организм никак не отреагирует на такую нагрузку. Неприятностей можно избежать - просто нужно заботиться о понижении уровня шума и самим и с помощью городских служб.

 

После нефти - вода

По мнению председателя Высшего экологического совета Государственной думы РФ, академика РАН Михаила Залиханова, «приближение цивилизационного кризиса, вызванного глобальным дефицитом пресной воды, - самая серьезная угроза стабильности развития человечества, перед которой отступают все остальные - энергетическая, климатическая, продовольственная». Роль нашей страны на рынке этого ограниченного ресурса достаточно велика - Россия занимает второе после Бразилии место по запасам пресной воды. Академик Виктор Данилов-Данильян призывает капитализировать наше водное преимущество.

Обострение дефицита пресной воды стало одним из главных сюжетов в сценариях будущего. По оценкам Всемирного банка, уже к середине XXI века 40% населения Земли будут испытывать дефицит воды, 20% - серьезно от него страдать, причем эти тревожные цифры не учитывают глобального изменения климата, которое, по всей вероятности, усугубит общую ситуацию.

Согласно прогнозу роста глобального водопотребления в соотнесении с наличием ресурсов пресных вод и учетом их потерь вследствие загрязнения, сделанному известным гидрологом Джоном Родда еще в 1997 году, примерно между 2035 и 2045 годами мировой объем потребляемой пресной воды сравняется с ее доступными ресурсами. За 10 лет, прошедших с момента публикации прогноза, прогнозируемый период сместился к 2025 году. Очевидно, что эта тенденция - индикатор острейшего кризиса: ежегодно в мире загрязняется от 12 до 17 тысяч кубометров поверхностных вод, то есть примерно половина доступной пресной воды. Именно загрязнение водных объектов является в настоящее время причиной дефицита пресной воды и неустойчивости водопользования.

Транспортные затраты - главная причина, по которой водой нельзя торговать так, как торгуют нефтью. Рынки воды, за весьма редкими исключениями, всегда будут не более чем бассейновыми (имеются в виду крупные бассейны), так что смягчение дефицита воды в странах, где он уже наблюдается (и будет усиливаться), возможно либо за счет широкомасштабного применения водосберегающих технологий, либо за счет отказа от производства водоемкой продукции и замещения ее импортом.

На мировом рынке сектор технологий интенсивного водопользования будет активнее развиваться и расширяться по мере усиления глобального вододефицита. Эти технологии основаны на использовании широкого спектра веществ «высокой химии» и применении управляющих информационно-вычислительных систем. В роли продавцов выступят развитые страны - обладатели патентов, лицензий, ноу-хау и прочей интеллектуальной собственности, квалифицированных кадров и высокоэффективных производств. В дополняющем его секторе водоемкой продукции продавцами могут выступать только страны, имеющие водные ресурсы в избытке по сравнению со своими внутренними потребностями. К ним, очевидно, принадлежит и Россия.

Перестройка структуры мировой экономики под давлением угрозы глобального водного кризиса формирует исключительно благоприятные условия для водообеспеченных стран, поскольку рост спроса и цен на водоемкую продукцию неизбежен. Экспортеры водоемкой продукции окажутся в положении ныне благоденствующих экспортеров нефти. Воспользоваться этим шансом можно будет только при условии серьезной подготовки к развитию экспортных водоемких производств.

Каковы перспективы выхода России на рынок водоемкой продукции? Для промышленности они, несомненно, очень высоки. К весьма водоемким отраслям относятся все основные подотрасли электроэнергетики, и здесь Россия имеет солидный научный задел и технологический опыт. Конечно, значительная часть оборудования на наших теплоэлектростанциях морально устарела и физически изношена, но перспектива экспорта электроэнергии может послужить стимулом для обновления. Россия имеет колоссальные запасы угля, и весьма вероятно, что до появления принципиально новых способов производства электричества они будут востребованы. Естественно, расширение использования угля требует перехода к технологиям, обеспечивающим радикальное сокращение негативного воздействия на окружающую среду.

Значительные объемы воды необходимы для металлургического производства, а СССР еще 20 лет назад был мировым лидером по выплавке стали и ряда цветных металлов. Исключительно водоемкими являются нефтеоргсинтез, химия полимеров, представленная в России как промышленными предприятиями, так и научными кадрами, способными вывести ее на уровень эффективности. Существенным обстоятельством является и то, что продукция нефтехимической отрасли используется при производстве технологий интенсивного водопользования (полимерные трубы, фильтры). Это может стать стартовой площадкой для прорыва России на рынок высоких технологий данного профиля.

Виктор Данилов-Данильян уверен, что именно водные ресурсы могут стать главным конкурентным преимуществом России в постнефтяной период.

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2021 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).