Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Решения, которые приносят пользу

Беседу с председателем Московской городской Думы Владимиром Михайловичем Платоновым ведет главный редактор журнала «ЭКОREAL», первый заместитель генерального директора НИиПИ экологии города Анна Сергеевна Курбатова.

 

- Владимир Михайлович, какие экологические вопросы, на Ваш взгляд, для Москвы действительно актуальны, а какие - надуманы?

- В Московской городской Думе комиссию по экологии возглавляет Вера Станиславовна Степаненко, причем на эту должность ее выбирают уже во второй раз. Она ведь занималась этими вопросами, еще работая в Моссовете.

Я считаю, что труд экологов - нелегкий труд. Ведь все хотят иметь машины, по максимуму пользоваться благами цивилизации, но никто не задается вопросами, чем приходится расплачиваться за эти удобства, а только удивляются, почему в городе такой грязный воздух и почему растет количество экозависимых заболеваний.

Порой мы сами не знаем, что необходимо для сохранения благоприятной экологической среды. Например, я всегда считал не убранную с газонов листву признаком безобразной работы коммунальных служб. Потом поговорил со специалистами и понял, что не прав. Еще раз убедился в этом на экскурсиях по экологическим тропам на Ленинских горах и в Куркино. Я узнал, что чем меньше человек вмешивается в природу, тем лучше. Мы даже написали коммунальным службам письмо с предложением не убирать опавшие листья, потому что в морозы оголенная земля умирает - вымораживаются корни растений, погибают зарывшиеся на зимовку жучки-червячки.

Работы по уборке оплачиваются из бюджета - чем больше листвы убрали - тем больше заработали,  на эту статью расходов выделяются большие суммы.  Но ведь санация почв обходится еще дороже! Сейчас на Ленинском проспекте идет замена грунта, загрязненного автомобильными выбросами. А если бы он был защищен растительностью, в него попало бы гораздо меньше вредных веществ.

Это одна сторона медали. Но есть и другая: многие экологические проблемы не связаны с действиями  городских властей. Часто  они имеют исторические причины. Почему, например, сегодняшние жители Сантьяго страдают от сильного загрязнения воздуха? Четыреста лет назад столицу Чили стали строить в речной долине,  со всех сторон закрытой от холодных ветров горными массивами. Но в постиндустриальную эпоху город разросся до размеров мегаполиса, на его улицах появились миллионы автомобилей. Сейчас их выхлопные газы буквально стелятся над Сантьяго, потому что горы, окружающие долину, мешают воздушным потокам проветривать городские пространства.

Основная экологическая проблема Москвы тоже связана с загрязнением воздуха. Ни застройка города, ни его дорожная сеть не были рассчитаны на три с половиной миллиона машин, оснащенных не самыми лучшими двигателями. Леонид Арнольдович Бочин уже давно предлагает правительству принять программу, которая обяжет промышленность выпускать двигатели, соответствующие современным экологическим стандартам. Ответа пока нет.

Сегодня московские власти в одиночку стоят перед проблемой очистки автомобильных выхлопов. В свое время городские власти хотели принять закон, обязывающий автомобилистов устанавливать на отечественные машины импортные катализаторы. Но каждое устройство стоит чуть ли не тысячу долларов. Вправе ли мы принять такой закон и тем самым переложить ответственность за недоработки нашей автомобильной промышленности на кошелек и сознательность горожан? Кто будет его исполнять, если «народные умельцы» предлагают муляжи катализаторов всего по 15 долларов? Кто будет контролировать его исполнение, если мы заранее знаем, что сил сотрудников ГИБДД на это не хватит? Поэтому зачем принимать закон, который не будет работать?

Чтобы хоть как-то сдвинуться с мертвой точки, московские власти пошли на огромные затраты, и при отсутствии федеральной поддержки выделили деньги для закупки катализаторов и оснащения ими общественного автотранспорта. Кроме того, городские власти активно участвуют  в разработке двигателей с безвредными выхлопами.

- Получается, что при разработке экологических законопроектов делается поправка на ментальность москвичей?

- Вопрос хороший. Но я не знаю, как на него ответить. Поскольку есть блок московских экологических законов и экологические стандарты, в каждый закон не вкладывается отдельная экологическая составляющая.

Мы принимаем законы, регулирующие разные направления городской жизни. Например, благодаря закону «Об экологическом мониторинге» специалисты могут контролировать экологическую ситуацию в Москве. Ведь сейчас в мегаполисе приобретено и эксплуатируется более 30 установок самого современного оборудования, которое позволяет отслеживать экологическую обстановку, а также применять санкции к тем, кто нарушает установленные нормы. К тому же такие данные пригодятся, когда городским властям придется аргументировать необходимость принятия  непопулярных мер.

- Какие экологические задачи в Москве нужно решать в первую очередь?

- Самое главное - решить проблему очистки атмосферного воздуха. Специалисты считают, что лидер загрязнения воздушной среды - автомобильный транспорт, его «вклад» составляет около 80 процентов. В свое время сотрудники ГИБДД имели право останавливать чадящие машины, проверять выхлопы и накладывать на собственника штрафные санкции. Потом наше либеральное государство посчитало эти действия неправомерными: если у владельца есть документ о прохождении  техконтроля, то его машина исправна, и никто  не имеет права предъявлять претензии к ее состоянию. Реальные последствия этого решения таковы, что теперь ехать за грузовой машиной, которая медленно ползет в напряженном транспортном потоке, просто  невозможно.

Как исправить ситуацию? Мы считаем, что первые шаги должны сделать федеральные власти. Нужно изменить стандарты выпуска отечественных двигателей и увеличить количество контролирующих органов, которым  будет дано право прекращать движение автомобилей, если состав выхлопов не соответствует норме. Пора заняться реализацией этих предложений, потому что от плохого качества воздуха страдают и люди, и зеленые насаждения, и животные.

Кстати, когда московские власти запретили использовать для борьбы с гололедом соль, состояние городской растительности значительно улучшилось. Ходят слухи, что новые антигололедные реагенты очень вредные, чуть ли не радиоактивные. Утверждать такое - просто безумие. Все средства, которые закупает город, проходят проверку на безопасность.

Недавно мы взяли на вооружение финскую методику нейтрализации гололеда - разбрасывание гранитной крошки. Она, наверное, более эффективна, чем реагенты. Но здесь есть проблема - московские водоприемные системы пока не оборудованы специальными ловушками для сбора крошки. А во всех северных странах ее собирают, промывают и снова рассыпают по тротуарам.

- Владимир Михайлович, как Вы считаете, какой город наиболее близок к идеалу с точки зрения экологического благополучия?

- Вы же понимаете, на свете не существует ничего идеального. Просто нужно, чтобы государство создало систему, позволяющую людям комфортно жить. Работа городских властей, безусловно, важна, но в стране должна проводиться еще и четкая федеральная политика, направленная на разработку стандартов, за нарушение которых грозит очень строгое экономическое наказание.

- А в рамках Москвы можно разработать такие стандарты?

- Можно. Но будут ли они работать, вот в чем вопрос! Представьте, сколько транспорта, сколько народа каждый день приезжают в Москву из других регионов, в том числе из Московской области. Если стандарты не будут приняты на федеральном уровне, какой толк от локальных законов?

- А может быть, не ждать, пока федеральные власти решат эти вопросы, а попросить делегировать их разработку Москве?

- Юрий Михайлович Лужков не раз обращался с такими предложениями в федеральные структуры.  Мы понимаем, что нельзя «с первого января» запретить, например, выпуск двигателей старой конструкции. Но когда московские власти получили документальные подтверждения вреда, который причиняют отечественные двигатели окружающей среде, они поняли, что необходимо принимать непопулярные меры. Одна из них - введение жестких экономических санкций против производителей и продавцов некачественного бензина.

- Большинство бюджетных работ распределяется через систему конкурсов. В качестве критериев оценки заявки используются деньги, время и качество. Как измерить время и деньги, понятно всем. Но как в соответствии с принятыми законами оценить качество? Этот параметр не определяется ни в одном нормативном документе. А если для качества не установлены единицы измерения, значит, оно никого не интересует?

- Система конкурсов введена не так давно и не до конца отработана. Именно поэтому недобросовестные фирмы пока еще находят лазейки и обходные пути и выигрывают  тендеры.

- Может быть, настало время принять  московский  закон «О качестве городской среды», в котором  оговаривались бы и критерии отбора добросовестных подрядчиков? Нужно самим налаживать московскую систему качества, не надеясь на федеральную власть. Ведь только за счет повышения качества товаров и услуг экологического профиля мы смогли бы на 50 процентов улучшить экологическую ситуацию в городе.

- Вы хотите построить коммунизм в отдельно взятой стране: сделайте для экологов так, чтобы им было хорошо.  Но дело в том, что такие критерии должны быть выработаны для всех без исключения, причем государство не должно догматично указывать, как работать той или иной структуре.

Сегодня государство снимает с себя многие полномочия. Я считаю, это правильно, потому что будущее за саморегулируемыми организациями. Например, нотариат - важнейшая государственная функция, которая передана частным нотариусам, для которых предварительно установлены правила работы и стоимость услуг. Я с нетерпением жду, когда строители объединятся по такому же принципу, тогда в стране не станет обманутых вкладчиков.  Ни одна строительная ассоциация не потерпит в своих рядах мошенников. В такие же организации могут объединиться экологи. На одном из последних заседаний Госдума приняла закон «О саморегулируемых организациях», уверен, что у него большое будущее. Как только будет получено одобрение Совета Федерации, Москва сможет детализировать его с учетом столичной специфики и активно им пользоваться.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).