Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Экореконструкция промышленных зон. Угол зрения управленца

Е.Н. КОРНЕВА, к.б.н.

Аналитическое исследование процесса экореконструкции промышленных зон проводилось в рамках подготовки VIII Научно-практической конференции ЭКОREAL-2008 «Экологический аудит территорий». Мы уже публиковали в нашем журнале статьи и про экореконструкцию, и про перспективы реорганизации промышленных зон в г. Москве, но в данной работе интересен именно аспект применения принципов экореконструкции к процессу реорганизации промышленных зон и анализ полученных результатов, поэтому мы и предлагаем ее вашему вниманию.

Объектом анализа в работе был представлен процесс управления градостроительной деятельностью на территориях реорганизуемых промышленных зон Московского региона.

Ставились следующие актуальные задачи:

  • изучить процесс экореконструкции на территории Московского региона, в результате которого  проекты реорганизации промышленных зон должны иметь положительный экологический эффект;
  • рассмотреть и проанализировать с применением методов экологического аудита территории промышленного назначения Московского региона в их границах на сегодняшний день по экологическим, экономическим и социальным факторам;
  • определить направления развития экореконструкции промышленных зон Московского региона в процессе реорганизации с учетом различного функционального назначения их территорий.

Современные условия

В современных условиях освоение новых территорий практически в каждом случае требует применения методов экологического аудита, чтобы экологические факторы учитывались на всех этапах подготовки и реализации проектов застройки. Только в этом случае можно говорить о дальнейшем устойчивом развитии территории и всего региона в целом.

В столице сегодня меняются различные сферы жизни, а вслед за ними - и градостроительная ситуация. Согласованность изменений, баланс возможностей и потребностей - вопрос глобальный и должен решаться через призму конкретных управленческих решений, которые принимаются с позиций новой системы мышления и применения новых методических подходов обследования и оценки территорий. В области градостроительства - это экореконструкция, в результате которой каждый проект строительства должен иметь положительный экологический эффект.

Сегодня границы территории Москвы уже определены, а темпы строительства продолжают возрастать. Поэтому создать новую Москву можно только в «старых» границах и на «старых» территориях.

Цель инвестиционно-строительного процесса в Московском мегаполисе - обеспечение экологически безопасного и комфортного развития города. Экологически безопасное развитие города возможно при строительных преобразованиях, четко скоординированных между собой по срокам и идеологии. Более того, преобразования должны быть обеспечены экономически и законодательно и проводиться профессионалами. Для обеспечения указанной цели в Москве необходимо развивать  механизм стратегического планирования застройки. Его вектор ответственности должен быть направлен на экономически доходное и экологически допустимое развитие городской территории. Только при таких условиях обеспечивается формирование комфортной среды обитания и улучшается качество жизни горожан.

Требования к экореконструкции на локальном уровне (для отдельного объекта) определяются, исходя из его экономической целесообразности для города (как системы в целом), а также социальной востребованности и определенного методами экологического аудита функционального назначения территорий. Экологическая эффективность реализации локального проекта определяется уровнем достигаемого комфорта городской среды в районе расположения объекта, а также определением количества экологических, социальных, градостроительных и иных проблем, решенных в результате реализации проекта.

Реорганизация и развитие производственных территорий с точки зрения экологического аудита предусматривает:

  • полную или частичную реорганизацию с изменением функционального использования производственных территорий, сохранение функции которых несовместимо с градостроительными, экономическими, санитарно-гигиеническими требованиями, с последующим использованием указанных территорий для жилищного, общественно-делового строительства, для озеленения, рекреации;
  • полную или частичную реконструкцию территорий, сохраняющих свое производственное назначение, с обновлением, уплотнением застройки, созданием новой транспортной, инженерной, природоохранной инфраструктур;
  • комплексное благоустройство территорий, сохраняющих свое производственное назначение, с модернизацией, перепрофилированием отдельных производств и объектов инфраструктуры.

 

Программы и решения

Правительством Москвы был принят ряд программ и решений о существенном расширении работ по реорганизации производственных территорий, главной из которых стала «Целевая программа реорганизации производственных территорий города Москвы на период 2004-2006 гг.» (ПП № 107 от 24.02.2004).

В свою очередь, основными задачами «Целевой программы реорганизации производственных территорий города Москвы на период 2004-2006 гг.» являлись: привлечение инвестиций в реорганизацию производственных территорий и модернизацию промышленности, формирование специализированных производственных территорий. Задачи программы могли  быть реализованы только при разработке и осуществлении системы взаимоувязанных мероприятий, направленных на совершенствование организационного, методического и нормативного обеспечения реорганизации производственных территорий.

К настоящему времени завершено формирование 35 территорий промышленных зон в границах 19 производственных зон. (Территория Москвы занимает 107,9 тысячи гектаров. Из них 20,9 тысячи гектаров - промышленные территории. Это 87 промзон, 65 из которых находятся в пределах МКАД. Генплан развития города до 2020 года планирует освободить от производственных функций 5,3 тысячи гектаров.)

План строительства жилья на реорганизуемых территориях, установленный  Целевой программой реорганизации производственных территорий и постановлением Правительства Москвы от 8 апреля 2003 г. № 230-ПП «Об утверждении структуры городской программы ежегодного строительства жилья в г. Москве», определен в  размере 600 тысяч квадратных метров в год. И, что характерно, ежегодно выполняется.

Например, в 2005 году было введено в строй более 604 тысяч квадратных метров, а на 2006 год - уже 811 тысяч. В целом же материалы разработанных проектов планировки  предусматривают сокращение производственных территорий на 114 гектаров и строительство в срок до 2010 года около 3 миллионов квадратных метров исключительно жилых объектов.  Например, только в промзоне  № 44 «Братцево» их площадь составит  600 тысяч квадратных метров.

Что даст городу реализация целевой программы?

Сказать по правде, немало. За счет новых планировочных решений и сокращенного влияния сохраняемых предприятий улучшится транспортное обслуживание и экологическая обстановка. Причем особое внимание при разработке проектов планировки территорий производственных зон будет уделено размещению новых объектов природного комплекса, под которые предполагается зарезервировать до 10 % общей территории объекта. К тому же при разработке градостроительной документации  в каждой промышленной зоне предусмотрено размещение технопарков и многофункциональных деловых центров, образованных на базе  низкоэффективных предприятий.

В промзоне «Дегунино-Лихоборы» на территории площадью 4,7 гектара предполагается строительство объекта с условным наименованием «Технопарк «Дегунино-Лихоборы» общей площадью 83 тысяч квадратных метров, который значительно  повысит эффективность использования территории и создаст дополнительные рабочие места.  

Особо пристального внимания заслуживают и проекты организации санитарно-защитных зон и групп сохраняемых предприятий, которые теперь будут создаваться одновременно с  разработкой проектов планировки промышленных зон. Даже три уже «отработанных» проекта  сокращают санитарно-защитные зоны предприятий на 140 гектаров, что позволит при разработке градостроительной документации разместить жилье, объекты социального и делового назначения, территории природного комплекса.

Еще один серьезный плюс Целевой программы реорганизации производственных территорий - упорядочение земельно-правовых отношений.

Не секрет, что сегодня при обследовании производственных территорий методами экологического аудита часто выявляются случаи непрофильного использования занимаемых земельных участков, когда территория, выделенная для выполнения производственных функций, так или иначе используется для решения совсем других задач. Впредь такая информация в обязательном порядке будет учитываться  рабочей группой городской комиссии при принятии предварительных решений о реорганизации территорий.

Кроме того, в перспективе по результатам обследования промышленных зон методами экологического аудита можно будет выявить формально свободные земельные участки, которые будут представлять определенный интерес для города и смогут служить резервом для развития расположенных рядом производств. Как правило, эти участки малы по площади, имеют неудобную конфигурацию и сами по себе лишены инвестиционной привлекательности. Однако их использование совместно с развитием производства будет способствовать притоку финансовых средств в городской бюджет.

Одним из важных аспектов экореконструкции промышленных зон являются партнерские отношения субъектов Федерации при решении важнейших экологических проблем социально-экономического развития Московского региона.  Москва и Московская область являются фактически единым регионом, хотя и разделенным административно. У них единое транспортное и инженерное пространство, объединяющее многомиллионные людские потоки.

Подмосковье обеспечивает столичный мегаполис необходимыми для его жизнедеятельности сырьевыми, трудовыми и экологическими ресурсами (Москва «пьет» из подмосковных водохранилищ, Московская область является поставщиком для строек столицы добываемых в Подмосковье строительных материалов). В области расположена экосистема, обеспечивающая снабжение мегаполиса чистым воздухом (лесозащитный пояс и идущие к его центру зеленые клинья). Размещение отходов потребления и производства Москвы осуществляется также на территории Московской области.

Столица, со своей стороны, стремясь использовать ресурсы Московской области для удовлетворения собственных потребностей, способствует наращиванию социально-экономического потенциала Подмосковья, повышает его инвестиционную привлекательность  (с начала 2000 года бюджет Московской области вырос в 10 раз и в 2007 году, по предварительным оценкам, составит 200 миллиардов рублей).

Интеграция столичного мегаполиса с районами ближнего Подмосковья усиливается с каждым днем. Невольно напрашивается сравнение этих регионов с соседями по коммунальной квартире. Представим себе ситуацию, что один из соседей затеял ремонт у себя в комнате. Совершенно очевидно, что это отразится на состоянии соседнего жилья и затронет личное пространство его обитателей.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).