![]() |
|
||||||||||||
Авторизация
|
Японский садО.Л. СТАРЫНКЕВИЧ Первое, что бросается в глаза европейскому ландшафтному дизайнеру при взгляде на японский сад, - обилие свободных пространств, пустота. Нам, привыкшим полностью заполнять садовые площади, она может показаться тревожной. Но именно пустота - ключевой элемент японского садового искусства
В отличие от суетных европейцев японцы склонны к молчаливому созерцанию прекрасного. Несмотря на занятость, они умеют находить время для того, чтобы весной любоваться распустившимися рододендронами и цветением сакуры, летом - контрастом зеленой листвы и холодных теней, осенью - яркими кленовыми всполохами, а зимой - тихой красотой заснеженного сада. Зима в этой стране - такой же садовый период, как весна, как лето. Японцы говорят о снежных шапках на ветвях деревьев как о «цветах, раскрывших лепестки в мороз и стужу». Для них уснувший сад прекрасен, потому что полон скрытых проявлений жизни. Возможно, это связано с представлением о смерти как о неизбежном этапе жизненного цикла, специфичным для восточной ментальности. Невозможно понять философию японского сада без краткого знакомства с географическим положением Японии, ее национально-историческими особенностями и религиозными традициями.
История садового искусства Сады и парки Японии отражают национальный характер ее жителей. Эстетическая концепция, применявшаяся для обустройства ландшафтов, основана на использовании приемов, готовящих человека к созерцательному восприятию природы. Согласно учению дзен, внешнее не существенно, главное скрывается внутри. Таким образом, основное назначение садового искусства Японии - научить человека вглядываться в обыденное, прозревая в нем самоценную красоту. Сегодня, в условиях постоянно возрастающих темпов урбанизации, этот принцип приобретает особую ценность. О кленовые листья! История японского пейзажного садоводства насчитывает около 1300 лет. Старейший трактат о садоводстве, Сакутэйки, относится ко второй половине ХI века. В нем отражен немалый практический опыт проведения ландшафтных работ. Одни из его разделов посвящены основам композиции, а другие - решению технических проблем. Считается, что японцы заимствовали основы пейзажного искусства у китайцев и корейцев еще в VII веке. Однако уже через 300 лет им удалось создать оригинальный стиль садового дизайна, уникальные приемы расположения камней, водоемов, крошечных островков и насыпей, символизирующих море, горы и острова.
Географическое расположение и особенности ландшафта Природа во многом объясняет происхождение стилистики японского сада. Япония - островное государство, 65% ее площади занимают гористые территории, малопригодные для земледелия и садоводства. Но прекрасные пейзажи - отвесные скалы и пологие склоны, горные ручьи и зеркальные озёра, открытые ветрам морские берега и причудливые формы деревьев стали достойными образцами для создания миниатюрных ландшафтов. Прохладный ветер, На небольших участках земли, тщательно выверяя гармонию трёх стихий - камня, воды и растений, японские садоводы создают собственные модели мира. Камни они отождествляют с островами и скалами, воду или заменяющие её песок и гальку - с морской гладью и озерами, невысокие растения - с лесными кущами.
Философия и религии В Японии распространены дзен-буддизм и синтоизм. В основе их философии учение о том, что истина может быть постигнута в результате некоего толчка извне, раскрывающего мир во всей его обнаженности. Традиционное садовое искусство, усвоившее поэтику намека и развивавшееся в постоянном стремлении освободиться от украшательства, готовило человека к такому восприятию мира и постижению смысла бытия. Взаимопроникновение дзен-буддизма и синтоизма породило новое духовное движение, получившее название «двойной путь духов», в котором синто - обряды и внешнее проявление религии, а дзен - внутренний мир человека. Считается, что это особый тип мировоззрения, целостного постижения мира, в котором эстетическому восприятию и глубокому чувственному переживанию отводится особое место. На осеннем ветру Характерная черта восточной ментальности - умение воспринимать лаконичные образы и активно их домысливать. Она объясняет сложную простоту и символичность, свойственные поэтике японских садов. В отличие от европейского паркового ландшафта, элементы которого подчинены направленному воздействию посредством цвета, фактуры и ароматов, японский сад преследует только одну цель: помочь человеку отстраниться от действительности, и, полностью растворившись в потоке бытия, обрести душевный покой. Ключевыми моментами, требующими серьезного понимания, являются принципы японской эстетики «ваби» и «саби». Как и многие слова японского языка, они не имеют точного перевода на русский язык. «Ваби» можно определить как что-то «единственное в своем роде», даже как некоторое несовершенство, которое отличает конкретный предмет от его идеального образа. Категория «саби» связана со временем, «налетом времени», старением. Например, бетонный фонарик может быть единственным в своем роде, но не соответствовать идеальному образу этого элемента японского сада. Камень может быть старым, покрытым мхом, но если у него нет «ваби», он всего лишь грязный булыжник. Пустое пространство, или «ма», служит для композиционного выделения элементов, расположенных рядом с ним, и, наоборот, элементы оформляют само пространство. Это те самые полярные и переходящие друг в друга начала, которые определяются китайцами как «инь» и «янь». Невозможно создать что-то из ничего. Понятия «ма», «ваби» и «саби» имеют отношение ко времени и пространству: сад может принадлежать человеку, но никому не принадлежащее время пронизывает садовое пространство и даёт возможность увидеть разнообразную красоту одного и того же пейзажа на протяжении разных сезонов года. Символизм Для эстетики японского сада характерно большое количество символических элементов. Без знания их семантики невозможно воссоздать образы, заложенные мастером в основу ландшафтной композиции. Несмотря на великую любовь японцев к растениям, именно в этом островном садоводстве сложился прием, не имеющий аналогов в мировом садовом искусстве. Только в Японии появились сады камней, в которых наличие флористических компонентов вовсе не обязательно... Для японского сада не так важно само растение, сколько связанная с ним символика, образ, рожденный формой, запахом, цветом, традициями, даже историческими событиями. Поэтому растения наряду с камнями, гравием, малыми архитектурными формами (пагодами, фонарями, изгородями) - всего лишь материал, которым садовник пользуется точно как же, как художник - красками. Журавль и Черепаха - древние восточные символы долголетия. Черепаший век действительно очень долог, а Журавль обладает способностью, взмывая и растворяясь в небесах, переноситься в вечный мир божественных истин. Птица и рептилия олицетворяют единство противоположностей, неизменно присутствующее в символике японского сада: союз плоской медлительной Черепахи и высокого энергичного Журавля - залог природного равновесия. Рыбы тоже не случайно стали обязательными обитателями парковых водоемов. По восточным представлениям, они дети мифического дракона - покровителя водной и воздушной стихий. Одно из наиболее известных японских растений - сакура. Ее лепестки не увядают на дереве, они срываются с ветвей свежими и живыми, и, упав на землю, несколько дней бело-розовым снегом лежат на земле. Цветы сакуры символизируют стойкость и чистоту, бамбук - мужество и благородство, сосна - долголетие и вечность. К лотосу в Японии относятся особенно трепетно, он означает чистоту, не подверженную негативным воздействиям реального мира. Белый лотос традиционно связан с образом Будды. Важнейшие компоненты сада Вода - один из важнейших компонентов японского сада, метафора жизненной энергии и постоянного движения. Достаточно посмотреть на планы буддийских храмов, синтоистских святилищ, императорских городских садов и парков, чтобы понять - они буквально окружены озерами, заводями, протоками и ручьями. Застывшее движение воды можно увидеть в любом саду, в котором используется техника сухого пейзажа. Оно изображается на песке и гравии при помощи волнистых линий или концентрических кругов, имитирующих следы волн и упавших камней. Задача посетителя - не просто оценить красоту и гармонию, но, сосредоточившись, увидеть и погружающийся в воду камень, и медленно расходящиеся волны. Согласно учению дзен, мир таков, каким его создает наше сознание. Осенняя луна Японцы в отличие от европейцев считают, что высшее творение природы не человек, а камень. Именно камни - носители емкой и точной информации. Это заключение сложилось гораздо раньше появления первых садов и во многом объясняет благоговейное отношение к первозданному, необработанному камню. Любой японский сад - это «сад камней», потому что с распространением и развитием учения дзен роль камня в создании облика сада резко возросла. Призывая понять истину через созерцание, заставляя работать воображение, дзенские сады приобретают все более упрощенный вид. В таких ландшафтах камень часто становится единственным средством, демонстрирующим красоту и величие природы. Высокий вертикальный камень, низкий вертикальный, изогнутый, наклонный и горизонтальный камни формируют «скелет» японского сада. Обычно они размещаются триадами, но это необязательное условие. Два вертикальных камня, один из которых чуть меньше другого, могут символизировать мужчину и женщину, но традиционно в композициях используется три, пять или семь камней. Как и большинство элементов японского сада, его изгороди и калитки имеют символическое значение. Зритель должен смотреть на сад как на отдельный мир, в котором нет места печалям и переживаниям. Ограды отделяют посетителя от внешнего мира, они также инструмент реализации принципа «миегакуре», его можно перевести как «скрывать и воспроизводить». Иногда мастера вырезают в сплошной стене небольшие оконца, чтобы прохожие могли краешком глаза взглянуть на скрытую красоту. Ворота становятся границей, за которой при входе следует оставлять ежедневные проблемы, а на выходе - готовить себя к встрече с суетным миром. ... ... Полная версия материалов доступна только подписчикам. Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки » Поместить ссылку в:
|
||||||||||||
© 2005-2021 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online). | |||||||||||||