Общество потребления


Опросы показывают, что количество людей, думающих при покупке продуктов о собственном здоровье и об окружающей среде, увеличивается с каждым годом. Если раньше признание продукции экологически безопасной не приносило производителю ощутимых преимуществ, то теперь наличие экологического сертификата реально помогает в конкурентной борьбе.

На вопросы журнала  «ЭкоREAL» ответила заместитель министра потребительского рынка и услуг Правительства Московской области Елена Владимировна Литвинова


Э
R: Какова экологическая составляющая государственной политики Московской области в сферах торговли и потребительского рынка?

Е.В.Л.: Деятельность Министерства потребительского рынка и услуг Московской области тесно связана с работой Министерства экологии и природопользования МО, Министерства промышленности и науки МО, Министерства сельского хозяйства и продовольствия МО, а также Роспотребнадзора. Государственная политика в сфере экологии реализуется в нескольких направлениях.

Например, до недавнего времени серьезной проблемой Московской области была чистота территорий продовольственных и строительных рынков. Сегодня благодаря федеральному закону «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» и областному закону «Об организации и деятельности розничных рынков на территории Московской области» удалось добиться положительных изменений.

Теперь ответственность за работу рынка несет управляющая компания. Она обеспечивает вывоз мусора и порядок в торговых рядах. Разработан план организации розничных рынков на территории Московской области, который учитывает не только архитектурно-градостроительные правила и интересы развития социальной инфраструктуры, но и экологический фактор. Рынки постепенно преобразуются в современные торговые центры, вопросы соблюдения экологических норм торговли поставлены на контроль.

Еще одна важная проблема, которую сегодня решает министерство, - несанкционированная торговля. В теплое время года на дорогах появляется множество мини-рынков и развалов, овощи, арбузы и дыни продаются буквально «с колес». Как правило, продукты, которые можно там купить, не имеют сертификатов качества, никто не может ручаться за их безопасность для здоровья людей. Вокруг импровизированных торговых точек всегда грязно - торговцы не хотят убирать мусор.

Министерство потребительского рынка и услуг Московской области совместно с представителями Роспотребнадзора и милиции проводят комплексные проверки федеральных и областных трасс. В этом году количество торговых точек, на которых не соблюдаются правила продажи, снизилось на 60% по сравнению с прошлым, 2006 годом.

ЭR: Для каких продуктов питания, поставляемых производителями Московской области, приняты экологические стандарты качества?

Е.В.Л.: Серьезная конкурентная борьба на потребительском рынке заставляет производителей создавать новые ниши. Сейчас многие игроки рынка, опираясь на зарубежный опыт, позиционируют свою продукцию как «натуральную» или «экологически чистую». И это притом, что в России отсутствует законодательная база, определяющая понятия «экологических», «органических», «био», «эко» продуктов и регламентирующая отношения в сфере их производства, сертификации и продвижения. На этом фоне массовое использование российскими производителями маркировок, зачастую не соответствующих качественным показателям продукции, грозит серьезным подрывом доверия потребителей.

Сегодня остро стоит вопрос о наличии генетически модифицированных добавок в продуктах питания. Эта тема обсуждается и в Подмосковье. 

 

ЭR: Откуда управляющие структуры министерства получают экологическую информацию?

Е.В.Л.: Мы тесно сотрудничаем с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Специалисты именно этого ведомства контролируют качество продуктов, поступающих на прилавки магазинов.

ЭR: Каковы планы министерства по повышению экологического качества пищевых продуктов?

Е.В.Л.: Сотрудники Министерства потребительского рынка и услуг Московской области вместе с представителями Роспотребнадзора проводят проверки продуктов на рынках и в торговых центрах. Это плановая работа.

Сейчас министерство занимается организацией введения в Московской области добровольной маркировки продуктов питания знаком «Не содержит генно-модифицированных добавок».

 

ЭR: Каким образом контролируется пищевая продукция на наличие генетически модифицированных ингредиентов?

Е.В.Л.: Проблема анализа пищевой продукции на содержание генетически модифицированных организмов стоит достаточно остро. Наибольшие опасения у специалистов вызывает использование ГМО в сельском хозяйстве, пищевой промышленности и в лесоводстве. Подчеркну: в России не выдано ни одного разрешения на коммерческое выращивание ГМ-культур, таким образом, все сырье, содержащее ГМ-компоненты, попадает на российский рынок из-за рубежа.

Первое место в поставках такого сырья в Россию занимает трансгенная соя, которая используется в мясных, молочных, хлебобулочных, кондитерских изделиях, рыбных полуфабрикатах, детском питании. Проверку пищевой продукции на наличие ГМО проводит Роспотребнадзор.

Продукциию, содержащую ГМО, можно разделить на три группы:

Сегодня главная проблема заключается в том, что покупатели не знают,  есть ли в продукте ГМИ. Информация на упаковках отсутствует, а если она и приводится, никто не может поручиться за ее достоверность. Часто выявляются случаи фальсификации: по документам трансгенов в продукте нет, но анализ показывает их наличие.

Сейчас государственное регулирование генно-инженерной деятельности определяется федеральным законом 1996 года. Однако он не требует обязательной маркировки продуктов, содержащих ГМО, и это резко снижает его эффективность. В 2004 году принят федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Наряду с другими требованиями он обязывает производителя наносить на этикетку «информацию о наличии в продукте питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов». Правда, при этом не указывается, какой процент содержания ГМО разрешается использовать без маркировки.

С сентября 2007 года постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Геннадия Онищенко введены в действие новые санитарно-гигиенические правила маркировки продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы. Теперь производители обязаны извещать потребителей, если в составе продукта 0,9 и более процентов ГМО, вынося эту информацию на этикетку товара. Тем не менее, увидеть подобную надпись крайне сложно, так как производителей никто не контролирует, а методы идентификации ГМИ, принятые ГОСТами, неэффективны.

На сегодняшний день в Российской Федерации существуют два национальных стандарта: ГОСТ Р 52173-2003 и ГОСТ Р 52174-2003. Один метод - качественный, при помощи биологического микрочипа можно выяснить, наличествует ли ГМО в испытуемом образце. Но он не прошел метрологическую аттестацию, и в настоящее время применяться не может. Второй метод прошел метрологическую аттестацию и используется для скрининга образцов на содержание наиболее распространенных элементов генетических  конструкций.

С 1 июля в Москве введена добровольная маркировка продуктов питания знаком «Не содержит ГМО». Разрешения будет выдавать Департамент потребительского рынка и услуг Москвы. Для проведения контрольных исследований создано 15 лабораторий, однако они до сих пор не аккредитованы. Министерство потребительского рынка и услуг Московской области, ряд других ведомств выступили с инициативой введения в Подмосковье добровольной маркировки продуктов питания, свидетельствующей об отсутствии или наличии ГМО. Область располагает лабораториями, имеющими необходимое оборудование для проверки продуктов  с ГМО.

ЭR: Насколько важно для потребителей повышение экологического качества продуктов питания?

Е.В.Л.: Вопрос экологического качества продуктов никогда не терял актуальности, ведь он напрямую связан со здоровьем людей. Сейчас  уровень доходов населения растет, потребители могут позволить себе потратить больше, но они хотят отдавать свои деньги только за свежие и качественные продукты. Хотелось бы отметить, что сегодня наибольшее доверие вызывает пищевая продукция отечественного производства.

Опросы показывают, что количество людей, думающих при покупке продуктов о собственном здоровье и об окружающей среде, увеличивается с каждым годом. Если раньше признание продукции экологически безопасной не приносило производителю ощутимых преимуществ, то теперь наличие экологического сертификата реально помогает в конкурентной борьбе.

 

ЭR: Если не секрет, какие Вы предпочитаете пищевые продукты - отечественные или импортные?

Е.В.Л.: Я предпочитаю покупать отечественные продукты, а если есть возможность выбора, то продукты, произведенные в Подмосковье. Они всегда высокого качества и по-настоящему вкусные - будь-то молоко, сыр, мясо или овощи.

Сейчас многие предприятия возрождаются, создаются новые, на которых применяются современные технологии производства и ведется серьезный контроль качества. Это очень радует. Теперь людям не нужно ехать в Москву за покупками, все продается в магазинах и на рынках рядом с домом. Задача министерства - создание в каждом муниципальном районе развитой торговой инфраструктуры.

ЭR: Как Московская область защищает интересы отечественных производителей?

Е.В.Л.: На рынках Московской области для отечественных сельхозпроизводителей резервируются льготные торговые места. Плата за них предусматривает скидку, ее размер определяет управляющая компания рынка. На универсальных и специализированных рынках доля таких мест составляет 20%, на сельскохозяйственных - не менее 50%.

Кроме того, до 1 января 2009 года предоставление торговых мест на розничных рынках гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, осуществляется в упрощенном порядке (в соответствии с изменениями в статье 24  федерального закона от 29 января 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации») в день обращения.