Эволюция представлений об идеальном городе


Моделирование развития человеческого общества в контексте философских воззрений, архитектурных теорий и научных открытий в экологии

В.В. Алексашина, доктор архитектуры

Люди во все времена стремились и стремятся жить лучше. Причем качество жизни зависит от множества факторов - экономических, политических, социальных. Немаловажную роль в этом играет и среда обитания - то, что окружает человека. Именно здесь, на стыке градостроительства и экологии, находится сфера, которую можно назвать жизненным балансом. Ведь все, как известно, хорошо в меру: архитектурно-планировочные решения не должны быть самоцелью и наносить ущерб экологии, и наоборот.

Сфера эта сегодня системно не изучена несмотря на то, что практически в каждую эпоху великие мыслители искали пути достижения гармонии между потребностями в промышленном и градостроительном развитии и экологическими запросами жителей мегаполисов.

Архитектор Виктория Алексашина сделала попытку систематизировать идеи крупнейших мыслителей человечества (социологов, архитекторов, экологов) об идеальной организации поселений человека.

Идеи о взаимосвязи всего живого с окружающей средой выдвигались еще в древнем мире. К числу первых экологов относят древнегреческих поэтов и философов - Гомера, Гиппократа, Платона, Аристотеля и римских прагматиков - Варрона, Сенеку, Плиния Старшего и других. В эпоху Возрождения экологические идеи высказывали Леонардо-да-Винчи и Френсис Бэкон.

Термин «экология» (происходящий от греческого слова ойкос - дом, жилище, местопребывание) был введен в науку немецким биологом Э. Геккелем в 1866 году в работе «Всеобщая морфология организмов» как учение о взаимосвязях организмов с внешней средой. За полтора столетия этот термин претерпел существенные изменения в своем толковании.  Позднее экология из раздела биологии (биоэкологии) превратилась в науку, охватывающую взаимоотношения природы и человечества и изучающую взаимосвязи и взаимодействия природных экосистем, антропосистем, техногенных систем, стала комплексной наукой, взаимодействующей со многими другими отраслями знаний.

Неконтролируемый рост численности людей на Земле давно привлекал внимание ученых. Еще в конце XVIII веке Т.Мальтус предпринял попытку качественно обосновать перспективу развития численности человечества (в книге «Опыты о законе народонаселения») и математически определил принцип: «геометрически растущее население будет опережать линейно растущее производство средств существования». Более ста лет к расчетам Мальтуса относились скептически, но во второй половине XX века его прогнозы привлекли к себе пристальное внимание. Рост численности людей на Земле принял характер «демографического взрыва», и это уже представляет собой ключевую проблему глобальной экологии. Приняв материальное благополучие в качестве основной жизненной цели и не выработав механизмов ненасильственного ограничения своей численности, человечество стремительно разрушает природную среду, вне которой оно жить не в состоянии.

На протяжении XVIII-XIX веков великие естествоиспытатели К. Линней, А. Гумбольдт, Ч. Дарвин, В.В. Докучаев и многие другие ученые обогащали новыми знаниями систему наук, из которых сложилась современная экология. Великий русский химик Д.И. Менделеев выдвинул новые направления в экологии: изучение химического состояния окружающей среды (атмосферы и гидросферы), ее изменений; разработка мер по защите от загрязнений и изучение химических аспектов влияния деятельности человека на окружающую среду и среды обитания на человека (на здоровье, условия труда и др.). Его взгляды явились предтечей развития таких наук, как промышленная экология, химическая экология, экология человека. Многие идеи Д.И. Менделеева не потеряли значения и в настоящее время. Среди них - контроль химического состояния атмосферы и гидросферы, определение источников загрязнения, анализ эволюции химических загрязнений, создание эффективных методов химико-экологического анализа. Кроме того, Д.И. Менделеев сформулировал задачи по сокращению вредного воздействия на окружающую среду производственной деятельности: совершенствование технологических процессов, использование сырья и материалов с необходимыми нормативами качества, организация четкого контроля за соблюдением экологической обстановки в районе действия предприятия, строительство на предприятиях очистных сооружений, изучение характера промышленных отходов, использование некоторых их видов для нужд промышленности и сельского хозяйства, вылившиеся впоследствии в идею вторичного использования сырья и замкнутого цикла производства, и ряд других.

В начале XX века возникла рациональная (в отличие от прежних, религиозных) концепция ноосферы, ставящая в центр мироздания даже не просто человека, а его разум. Первыми с этой идеей выступили Э. Леруа (математик и философ) и П. Тейяр де Шарден (палеонтолог, священник-иезуит, ученый, гуманист) в 1922 году под впечатлением (как они сами об этом писали) от читанных В.И. Вернадским в Сорбонне в 1922-1923 годах лекций по геохимии, проникнутых создаваемым им в это время учением о биосфере. В 1926 году вышла книга В.И. Вернадского «Биосфера», где он обосновал учение о ноосфере («сфере разума»). Ноосферное развитие - это разумно управляемое соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба интересов будущих поколений. Идеи Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. Он первым представил эволюцию биосферы Земли как результат взаимодействия живой и неживой материи, заложив основы системного анализа биосферных процессов. В.И. Вернадский, превративший экологию в науку, раскрывающую взаимосвязь организмов с окружающей средой в их эволюции в новом биогеохимическом аспекте, как бы связал в единое целое экологические воззрения XIX и XX веков. В нашей стране значительный вклад в проблему ноосферы внесли академики Н.Н. Моисеев и В.П. Казначеев. До середины XX века в русле идей Вернадского работали американский эколог Ю. Одум, русские ученые Н.В. Тимофеев-Ресовский, С.С. Шварц и другие.

Однако до середины XX века состояние окружающей среды (в глобальном аспекте) не внушало тревоги. В последние десятилетия ситуация резко изменилась: человечество осознало реальность угрозы разрушения биосферы, несовместимого с существованием человека. В 1970 году вышла книга американского журналиста и писателя Э. Тоффлера «Шок будущего», где он в яркой форме выявил глобальные проблемы современности - экологические, энергетические, демографические, продовольственные и другие. Во всех развитых странах мира начинается активное экологическое прогнозирование во всех областях деятельности. В 1968 году Аурелио Печчеи, итальянский философ-гуманист, специалист в области управления промышленностью, основал Римский клуб, объединивший около 100 ведущих специалистов разных направлений (в том числе и лауреатов Нобелевской премии) более чем из 30 стран. Программу работ этой организации подготовил Д. Форрестер. Главные цели докладов Римского клуба состояли в анализе глобальной демографической динамики и оценок природных ресурсов, а также в обосновании модели глобальной экодинамики ее возможных сценариев развития. Первый доклад «Пределы роста» принес Римскому клубу всемирную славу. Рассчитанные на ЭВМ варианты развития человеческой цивилизации - стремительный рост населения (удвоение каждые 20-30 лет), промышленного производства (в 8 раз за полвека), истощение минеральных ресурсов, возрастающее, приближающееся к необратимой стадии загрязнение окружающей среды, должны привести в ближайшую половину столетия к концу истории человеческого общества, гибели человечества. Единственным вариантом исключения такого развития событий может стать стабилизация численности населения и объема промышленности. А.Печчеи писал: «Проблемы демографии, безработицы, недоиспользование социальных и экономических возможностей общества, дефицит и нерациональное управление ресурсами, неэффективность, инфляция, отсутствие безопасности и гонка вооружений, загрязнение среды и разрушение биосферы, заметное уже сегодня воздействие человека на климат и многие-многие другие проблемы, сцепившись друг с другом, подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету». На протяжении 70-90-х годов деятельность Римского клуба являлась своеобразным катализатором, способствующим пересмотру и коррекции традиционных представлений о росте экономики, а также выявлению возможных альтернатив развития человечества. За это время было подготовлено около двадцати докладов. В 1992 году на свет появился доклад «За пределами роста», констатировавший, что реальный уровень численности населения Земли, отставание производства продовольствия от роста потребности в нем, уровень загрязнения природной среды, рост заболеваемости и многие другие показатели оказались близки к тому, что прогнозировалось первой моделью (1972 год).

Деятельность Римского клуба породила новое направление научных исследований - глобалистику. Возникло особое междисциплинарное направление, сформировавшееся в комплексную науку - синергетику (термин «синергетика» ввел в 1994 году немецкий ученый К. Хаген). Самоускорение научно-технического прогресса и его пагубное влияние на биосферу Земли, так же, как и рост численности населения человечества, описывает синергетическая модель С.П. Курдюмова.

В 80-90-е годы было подготовлено несколько крупных работ. Группой экспертов ООН под руководством лауреата Нобелевской премии В.В. Леонтьева разработана межрегиональная модель баланса мировой экономики с учетом охраны воздушного и водного бассейнов биосферы. Международная группа ООН под руководством Г.Х. Брундтланд в 1987 году представила доклад «Наше общее будущее», где рассмотрены основные глобальные проблемы и предложена идея выхода из глобального кризиса - переход на «устойчивое развитие». Институтом экономики АН СССР разработана проблема «Экономический баланс развития Союза ССР» с учетом охраны окружающей среды (для шести отраслей промышленности, пяти загрязнителей, трех категорий сточных вод).

В 1983-84 годах Государственным вычислительным центром АН СССР (под руководством академика Н.Н. Моисеева) была создана математическая модель биосферы «Гея», состоящая из двух подсистем: кругооборот вещества в природе и последствия атомного взрыва (или крупного пожара, извержения вулкана, создания крупного локального топливно-энергетического комплекса). Н.Н. Моисеев на базе расчетов показал, что «основной причиной эволюции биосферы теперь становится непрерывно возрастающая нагрузка, порождаемая, прежде всего, производственной деятельностью человека». В связи с тем, что основную нагрузку на биосферу оказывает производственная деятельность, ученый придавал большое значение исследованиям специалистов, занимающихся экономикой. Среди многих проблем он назвал три ведущие:

Н.Н. Моисеев не был пессимистом, но предупреждал о том, что «... человечество ныне стоит перед выбором - либо полное переустройство жизни на планете и вступление в эпоху ноосферы, либо неизбежная деградация (более быстрая или более медленная - это уже не столь существенно). Среднего пути нет». Большое значение имели сделанные Н.Н. Моисеевым эколого-математические оценки последствий атомной войны. Его расчеты показали, что ядерный конфликт вызовет «глобальную ядерную ночь» длительностью около года, установится «ядерная зима», жизнь на планете погибнет. Биосферно-аналитические расчеты Н.Н. Моисеева сыграли колоссальную историческую роль, способствовав окончательному отказу человечества от планов ядерной войны.

К рубежу третьего тысячелетия искусственно созданная человеком техносфера стала сопоставима с биосферой, а искусственно созданная человеком техномасса сопоставима с биомассой Земли. Подобная деятельность создала реальную угрозу разрушения природного равновесия биосферы, в связи с чем экологические проблемы приобрели глобальное измерение. Экологические издержки цивилизации уже сегодня начали прямо конвертироваться в экономические, социальные и демографические. Они породили тенденции к снижению рентабельности мировой экономики, увеличению бедности, подрыву здоровья людей и т.д. Приоритетность экологического фактора перед экономическим стала очевидна лишь в последние два десятилетия. В начале нового тысячелетия над «экологическими пессимистами» возобладали «технологические оптимисты». Учёные разрабатывают формулу альтернативной цивилизации - устойчивой, экологически чистой, демилитаризованной, гуманной. В настоящее время только вырабатываются механизмы построения такой альтернативной цивилизации. Архитекторам, работающим в области промышленного строительства и урбоэкологии, предстоит решать нелегкую задачу - превратить теоретическую формулу новой постиндустриальной цивилизации в материальную среду для безопасной жизни и труда новых поколений человека на Земле.

 

Влияние экологических проблем на развитие градостроительной мысли

Экологические представления вместе с развитием научной мысли прошли эволюционный путь и имеют свою историю. Ее можно достаточно четко разделить на несколько этапов, которые определяются, прежде всего, общественной формацией и уровнем развития промышленности.

Период до 1700 года. Модели пространственной организации поселений, соответствующие «идеальному» общественному строю. Экология на интуитивном уровне.

Архетипом утопии на все времена стало идеальное общество, описанное Платоном (427-347 годы до н.э.). Он посвятил описанию его устройства главное свое сочинение - диалог «Государство». Платон, следуя мифу о золотом веке, говорит об идеальной системе жизни города-государства на острове Атлантида, утонувшем в Атлантическом океане 9000 лет назад. История не оставила нам чертежей Атлантиды, но сохранилось детальнейшее описание города. Идеи Платона пользовались популярностью у многих поколений архитекторов. Примеры тому - итальянские идеальные города-крепости XV-XVI веков, которые очень напоминают центрическую, радиально-кольцевую градостроительную идею Платона. Кроме того, его построения дали пищу и для теоретической мысли. Они легли в основу идеальных городов-обществ социалистов-утопистов.

Томас Мор (1478-1535 годы), образованнейший человек своего времени, гуманист, создал «Весьма полезную, а также и занимательную книжечку о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Книга Мора дала имя идеальным образам жизнеустройства на многие сотни лет вперед, они востребованы по сей день.

Немало проектов «идеальных» городов предложили архитекторы итальянского Ренессанса. И, если «Сфорцинда» архитектора Антонио Аверлино (Филарете) осталась лишь на бумаге, то город-крепость «Пальма» В. Скамоцци (1552-1616 годы) был построен. Иными словами, идеальный город из плоскости мифотворчества перешел в область реального градостроительства.

Томмазо Кампанелла (1568-1639 годы), доминиканский монах, создал сочинение об идеальном городе («Город Солнца») в традиции утопии, сочетающей в себе идеи множества мыслителей, от Платона до Томаса Мора. Этот город имеет радиально-кольцевую систему.

Самая значительная после «Города Солнца» социальная утопия XVII столетия - «Новая Атлантида» английского философа Фрэнсиса Бэкона (1561-1626 годы). В духе зарождающейся научно-технической революции он предложил технократическую утопию, поставив на первое место всесилие науки и техники.

 

Период 1700-1900 годов

Моделирование прогрессивного устройства человеческого общества. Появляется зонирование территории, учитываются некоторые санитарно-гигиенические требования. Первые теории урбанизма и промышленной архитектуры

Клод-Анри де Рувруа Сен-Симон, ученик одного из создателей знаменитой «Энциклопедии» Ж.Л. Д'Аламбера, развил технократический утопизм Ф. Бэкона. Условием эффективного производства он считал объединение рабочих в «трудовые армии, дисциплинированными подразделениями которых будут руководить инженеры и выпускники политехнических школ». Последователи Сен-Симона создали «сенсимонистскую религию», пытаясь на ее основе построить этику промышленной цивилизации. В XX веке идеи Сен-Симона вошли в число основ футуризма, с ними связана технократическая грань концепции Л. Троцкого, их отзвуки очевидны в идеологии российского военного коммунизма. Сен-Симон предполагал, что основой градостроительства будущего будет развитие больших городов.

Этьен Кабе (1788-1856 годы) - автор одного из самых популярных французских утопических сочинений XIX века «Путешествие в Икарию». Он принял мысль Сен-Симона о «трудовых армиях», в его Икарии с населением 50 млн человек все обитатели - солдаты. В его стране несколько крупных городов, работают мощные машины, большое внимание уделяется социальной гигиене.

«Классики» утопического социализма - француз Франсуа Мари-Шарль Фурье (1772-1837 годы) и англичанин Роберт Оуэн (1771-1858 годы) искали путь к идеальному устройству общества, наоборот, в уходе от создания мегаполисов. Они не принимали урбанизации, которая побуждалась промышленной революцией, и предлагали систему расселения, в основе которой была сеть небольших самодостаточных общин, равномерно распределенная по территории государства. Население общины должно было заниматься и промышленным производством, и сельским хозяйством. «Фаланги» Фурье должны были иметь 1600-2000 обитателей, использующих территорию, равную квадратной миле. В центре размещался «социальный дворец»- Фаланстер. Инженер В. Консидеран, которого Мишель Рагон назвал «апостолом Павлом фурьеристской религии», опубликовал детально прорисованную перспективу фаланстера. В XIX и XX веках принцип многофункционального дома-комплекса многократно возникал уже в реальном строительстве (дома-коммуны Советской России 1920-х годов, коммунальные дома Швеции, «жилые единицы» Ле Корбюзье 1940-50-х годов, «коллективные дома» Чехословакии).

Роберт Оуэн, современник Фурье, был не только теоретиком. Он сделал несколько попыток построить поселения на основе собственных представлений об идеальном устройстве. В 1800 году в Шотландии был построен поселок для рабочих текстильной фабрики Нью-Ланарк на 3 тыс. жителей. В 1824 году, уже в США, в штате Индиана, появился поселок Нью-Гармония на 800 человек. В 1826 году были построены еще три поселка в США; в 1839 году - снова в Британии. Архитектор Стедман Уайтвелл - последователь теории Оуэна, в 1841 году под его руководством разработал «Проект оуэновского поселения на 2000 жителей, созданного по принципам, рекомендованным Платоном, лордом Бэконом и сэром Томасом Мором».

В 1849 году фурьеристы (последователи Фурье) основали североамериканскую фалангу» в Нью-Джерси (просуществовала до 1856 года). Во Франции в 1846-56 годы Ж.-Б. Годеном был построен «Фамилистер», поселок на 400 человек при чугунолитейном заводе, просуществовавший 120 лет. Последователи Кабе построили в США несколько икарийских поселков (1847-1895 годы).

К концу XIX века стало ясно, что теория строительства в малом масштабе модели идеального государства с его социальными, экономическими и политическими законами несостоятельна. Эпоха социалистов-утопистов закончилась, но идеи их не умерли. Вопросы экологии в их трудах почти не поднимались, хотя экология как наука уже зародилась: в начале XIX века французский естествоиспытатель Ж.-Б. Ламарк (1744-1826 годы) предупредил человечество, что оно погибнет, если разрушит собственную среду обитания. Социалисты-утописты, ставя во главу угла развитие промышленности, не придавали значения экологии. Они лишь отделяли производство от жилых и общественных зданий полосой зеленых насаждений.

В истории архитектуры и градостроительства особое место занимает французский архитектор Клод Никола Леду (1736-1806 годы). Брошенный якобинцами в тюрьму и подготовивший там проект строительства «соляного» города Шо в провинции Франш-Конте и обширную пояснительную записку к нему, он опубликовал этот труд в 1804 году. Геометрическим и социальным центром города является промышленный комплекс солеварни, оружейный и пушечно-литейный заводы. Леду впервые заявил о значении промышленности как градообразующего фактора, задумался об экологической роли производства, ввел функциональное зонирование. Современные историки архитектуры считают К.Н. Леду основоположником идей функционализма в градостроительстве.

В России в XIX веке ряд писателей представили свои варианты «городов будущего». В.А. Соллогуб (повесть «Тарантас»), В.Ф. Одоевский (роман «4338 год»), Н.Г. Чернышевский (роман «Что делать?»), а в начале XX века - В.Я. Брюсов («Город-спрут»), А.И. Куприн («Тост») и другие. Куприн описывает промышленные гиганты как «легендарные замки», откуда «с ревом, подобным грому, вырывалась к небу целая буря пламени и копоти. Казалось, гигантский апокалипсический зверь ворчит там в ночном мраке, потрясая стальными членами и тяжко дыша огнем». В этом же рассказе Куприн описывает «самую вдохновенную, самую героическую мечту человечества» (2906 год) - превращение земного шара в гигантскую электромагнитную катушку и получение чистой электроэнергии (без угля и нефти) в неограниченных количествах («она избавила цветы, травы и деревья - эту истинную радость земли от грозившего им вымирания и истребления»).

 

Период 1900-1945 годов

Развитие архитектурной теории и строительство «городов-садов», «линейных городов», «соцгородов», «индустриальных городов» и ряда других. Становление экологии как науки, разработка учения о биосфере и ноосфере

С развитием промышленной революции в крупных городах мира резко обострились проблемы социально-экономического и экологического характера. В XX века архитекторы и градостроители стали предлагать различные градостроительные концепции, пытаясь в них решить новые проблемы, с которыми столкнулось человечество. Такие теории и концепции выдвигались на протяжении всего XX века.

Длинный ряд социальных утопий, связанных с концепциями утопического социализма, завершила работа Эбенизера Говарда (1850-1928 годы), опубликованная в 1898 и 1902 годах, - «Города - сады завтра». Источником основных зол цивилизации его времени Говарду виделись громадные города с их нездоровой средой. Предлагалась система из группы общин (30 тыс. человек), сгруппированная вокруг центра группы (58 тыс. человек) в непосредственной близости от крупного города-мегаполиса. Предлагалась жесткая планировка каждой ячейки, исключающая рост (при необходимости роста возникала новая система). Такая градостроительная система предвосхитила появление теории группового размещения населенных мест во второй трети XX века. Город-сад Говарда был рассчитан и на промышленное, и на сельскохозяйственное производство. Почти сразу после выхода книги возникло множество последователей его идей, вкладывающих громадные средства в их реализацию (в соответствии с концепцией Говарда, в 1903 году были спроектированы и потом построены города-сады Лечуорт и Хэмпстед возле Лондона, которые послужили основой для строительства серии новых городов в Англии после Второй мировой войны по проекту децентрализации Лондона, предложенному архитектором П. Аберкромби). Лидером российского движения городов-садов перед революцией был архитектор В.Н. Семенов (1874-1960 годы).

Архитектор Т. Гарнье (1876-1948 годы) впервые предложил жесткое функциональное зонирование города на примере идеального «Индустриального города» возле Лиона (на 35 тыс. жителей), проект которого опубликовал в книге «Индустриальный город» в 1904 году. В решении промышленного района, расположенного на некотором удалении от жилых территорий и включающего гидроэлектростанцию, металлургический и судостроительный заводы, а также мясокомбинат, нашли воплощение новые социальные задачи: забота о рабочих, безопасность труда, безопасность жителей (территории, на которых должны были располагаться жилые и общественные здания, размещались с наветренной стороны).

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »