Стандарты качества городской среды. Острые углы круглых столов

Во исполнение поручения мэра Москвы Ю.М.Лужкова о проведении 27 ноября 2007 года VII Научно-практической конференции ЭкоReal-2007 «Стандарты качества городской среды» специалисты Института экологии города и Экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе столицы  провели серию тематических «круглых столов».

В обсуждении городских проблем приняли участие авторитетные представители науки и муниципальных служб. Цель проведения тематических «круглых столов» - формирование условий для разработки системы московских экологических стандартов качества городской среды.

Тематическая программа «круглых столов» была насыщена животрепещущими темами: «Информация о качестве среды обитания москвичей с позиций экологии и экономические методы улучшения ее качества», «Социальные аспекты организации жизни в столице. Статистическая информация», «Московский трафик», «Московский воздух», «Водные ресурсы столицы», «Почвы города», «Физические факторы в жизни горожан (радиация, шум, ЭМИ и пр.)», «Гидрогеологические условия Москвы», «Зеленые проблемы мегаполиса».

Организаторами «круглых столов» являются Алексей Алексеевич Клименко, член президиума Экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы,  и Елена Николаевна Корнева, начальник научно-методического отдела Института экологии города, ученый секретарь НТС института.

Демократичная  атмосфера проведения «круглых столов», уважительные профессиональные отношения, предоставление каждому специалисту возможности высказаться  создали условия для конструктивного обсуждения проблем.

Характерной чертой «круглых столов» стал основательный подход к проблемам мегаполиса: информационным, экономическим, социальным, эстетическим, психологическим, статистическим, транспортным, средовым (касающимся качества воздуха, воды, почвы, зеленых насаждений), к различным аспектам хозяйственной деятельности москвичей - ведь без обсуждения этих проблем невозможно создать социально востребованное  и экологически допустимое качество жизни москвичей.

 

Тема первого круглого стола «Информация о качестве среды обитания москвичей с позиции экологии»

На первом «круглом столе» обсуждались проблемы доступности и достоверности информации, которую горожане получают из средств массовой информации. Докладчиком по этому вопросу выступала Полина Владимировна Захарова, начальник информационно-аналитического отдела ГПУ «Мосэкомониторинг». Ниже приведены выдержки из стенограммы ее выступления.

П.В.Захарова: В настоящее время появляются удобные технологии сбора экологической информации, ее заносят в базу, предприятие получает дискету с многослойной картой, дополняет ее своей информацией, затем дискеты заносятся в базу данных, таким образом создаются каталоги.

Законы изменились, в рамках подчинения Правительству Москвы осталось очень мало предприятий, большая часть оказалась в федеральном подчинении. И теперь, когда мы вооружены современными методиками сбора информации, нужно договариваться с федеральными органами о предоставлении нам  обновленных данных.

Мы опираемся на использование трех составляющих - среднегодовой по транспорту, по выбросам предприятий и метеоинформации. Вопрос только в обмене и сборе исходных данных по предприятиям. Первое, что мы будем делать по требованию Правительства Москвы  -  это объекты ТЭК, база данных департамента  учитывает порядка 40% выбросов, нужно договориться о получении данных по крупным федеральным объектам и внесении их в базу данных и картографические источники. Тогда можно будет говорить о готовности технологии определения среднегодовых кривых по загрязнению воздуха...

У нас два направления работы. Спаренный экомониторинг состояния зеленых насаждений и почв ведется в городе много лет. Конечно, он не позволяет получить информацию по каждому дереву. Но уже начаты работы по проекту «Создание реестра зеленых насаждений города Москвы на основе данных инвентаризации». Данные о зеленых насаждениях, собранные разными организациями, вносятся в электронную базу экологической карты. Ведутся работы по анализу результатов аэрофотосъемки.

А.С.Курбатова (первый заместитель генерального директора НИиПИ экологии города, д.г.н.): Нам нужно сосредоточиться на информационном обеспечении экологической ситуации.

Для того чтобы определить степень важности, необходимости информации и отчитаться перед Юрием Михайловичем, надо понять - как, кем и зачем эта информация будет использоваться. Для улучшения экологической ситуации или для получения цифр?

Я имею в виду профессиональное сообщество. На мой взгляд, информация, что сейчас собирается, безадресная. Потому что информация, на сбор которой  тратятся бюджетные деньги, сегодня не работает. Кто у нас потребители информации? Чиновники правительственных структур, которые принимают решения. Но адресованная им информация представлена не в том формате, в каком она им нужна. В Департаменте поддержки малого предпринимательства, в Департаменте градостроительной политики, в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства свои форматы работающей информации. Им нужны цифры, отчетность, карты, но не проектные решения. Не  очень понятно, в каком именно виде нужна экологическая информация и в какое из своих управляющих решений они готовы включить получаемую информацию. На сегодняшний день эта позиция в правительственных кругах не решена.

Второй адресат, который должен получать эту информацию - бизнес, коммерческие структуры, потому что они влияют на экологическую ситуацию. Строительный, транспортный, производственный сектор. Какая информация нужна бизнесу? Пока бизнес молчит.

Третий адресат -  жители. Но они не могут повлиять на экологическую ситуацию. Им нужна информация со страниц газет, нужно подавать ее как «московскую фактуру». Что такое продукт экологической информации? Что такое радужные перспективы по окиси азота, которые озвучивают некоторые радиостанции? Они не отвечают потребностям горожан в знании экологической ситуации. Люди хотят знать не цифры с точностью до третьего знака после запятой, а хорошо это или плохо и как это отражается на здоровье.

Нужно обсуждать, как информация должна подаваться, что такое вообще экологическая ситуация в городе. Надо говорить об экологической ситуации, имея в виду всех потребителей. Для  каждой категории горожан  будет свое определение этого понятия. Кому и для чего нужна экологическая информация? Врачам она нужна для одних целей, воспитателям детских садов - для других,  операторам очистных сооружений - для третьих, чиновникам правительственных структур - для совершенно иных. И тогда мы понимаем, что система сбора информации, которой сегодня пользуется «Мосэкомониторинг», должна быть реструктурирована.

П.В.Захарова: Как бы мы ни выстраивали систему информации под задачи, самый лучший способ  -  идти не от справочной информации, а формировать систему регламентного использования. Нужно законодательно обязать эксперта принять решения на основе такой информации. Тогда определятся наши задачи по формированию информационной базы. Мы подготовили проект распоряжения, который бы включил в нашу базу данные Роспотребнадзора, Москомархитектуры, Москомэкспертизы и перечень потребителей, кому в соответствии с таким-то законом или на основании такого-то закона предписывается этой информацией пользоваться.

С.В Маршев (первый заместитель генерального директора НИиПИ экологии города): Вы предлагаете использовать информацию тем чиновникам, которые проводят согласование, выписку разрешений и прочее. Но ваша информация не может обеспечить регламентную подготовку, потому что она недостаточно детальна и опирается не на ту методическую основу, которая необходима для проектирования.

П.В.Захарова: Мы готовы это обсуждать. Мы открыты к диалогу, мало того, мы ищем проектировщиков, которые помогут сориентировать предоставляемую информацию.

А.С.Эпштейн (руководитель группы системной оптимизации Национального института развития ООН РАН): Подмена кибернетического подхода системным превратила процесс принятия решений в полный абсурд. Каждый из нас рассматривает исследуемый вопрос как систему, хотя на самом деле решает свою проблему. С точки зрения кибернетики нельзя решать одну проблему, нужно искать оптимальный уровень решения всех проблем. Нельзя рассматривать поиск решения как самоцель. Каждое решение должно рассматриваться как одно из средств достижения высокой цели. Сегодня наша цель - оптимизация взаимодействия отраслевой, территориальной, профессиональной структур на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Состояние среды обитания нельзя изменить до тех пор, пока не будет создана информационная база данных для прохождения комплексных математических моделей обоснования этажности, плотности застройки и выбора строительных систем. Сегодня есть около 30 математических моделей обоснования принятия решений.

Е.Н.Корнева: Вы располагаете готовой технологией взаимодействия власти и социума. На чем она базируется? Как включить местное управление? Как убедить власть ее применять?

А.С.Эпштейн: Я же начал с того, что власть меняет свои решения только тогда, когда понимает свои риски. До тех пор, пока мы - наука, мониторинговые службы не проведем хотя бы экспертные проходы по тем моделям, которые уже есть, мы власть не заинтересуем. Мы не заставим власть проявить инстинкт самосохранения. Они отлично себя чувствуют и ничего не хотят менять.

Реплика из зала: Эпштейн хочет всех напугать.

А.С.Эпштейн: Существующий экономический механизм обрекает губернаторов, мэров, муниципалитеты на поиск оптимального «благопредательства» национальных интересов России и собственного населения. Иначе они не привлекут инвестора, их будут ругать за плохую работу. Хозяйственный механизм толкает мэров и губернаторов на еще большую низость - заключение фиктивных договоров о намерениях. Накапливается доходный ряд, под  него подверстываются бюджетные средства, и если они не будут этого делать, их обвинят в неумении работать с инвесторами. Власть не может ничего сделать, ее толкает хозяйственный механизм, созданный законодательством. Наше законодательство полностью исключает возможность реализации задач, поставленных президентом.

А.С.Курбатова: Нельзя ли предложить конструктивный выход?

А.С.Эпштейн: Конструктивный выход  - модели, по которым мы сделаем расчеты и покажем власти все последствия.

П.В.Захарова: Нам бы хотелось не теории, а конкретики.

А.С.Эпштейн: Экономический механизм - это значит: 1) установлены рычаги воздействия, 2) установлены внутренне сбалансированные числовые значения всех рычагов, потому что если мы не обеспечим внутренний баланс рычагов - все провалено. А для того, чтобы его найти, мне нужны математические модели. И соответствующая работа градостроителей. Первая модель - это определение допустимой численности населения по Федерации.

П.В.Захарова: Для каких городов?

А.С.Эпштейн: Конкретно - ни для каких, численность определена применительно к карте. Я убежден, что если не будет применена моя математическая модель, не будет достигнута дифференциация территорий,  в данном случае - дифференциация загрязнения территорий по средам, а в целом интегрально по всем средам, то никакая городская власть не в состоянии понять последовательность и  приоритетность улучшения экологической ситуации. Нужно решить, с чего начинать.

П.В.Захарова: Опубликованы результаты этой модели? Для кого  создана  эта модель?

А.С.Эпштейн: Я делал по этой модели платежи за землю, она прекрасно работает. И эту модель нужно применить в экомониторинге. Основные принципы опубликованы.

А.А.Клименко:  Наша конференция имеет научно-практическую направленность. Я бы хотел обратиться к Александру Ивановичу Стрельникову.

А.И.Стрельников (ведущий специалист ЦНИИПГр): Я инженер-транспортник. В городе транспорт воспринимается как одна из причин экологического неблагополучия. Однако не будем забывать, что сегодняшнее неблагополучие было запланировано много лет назад, потому что градостроительство  немыслимо без строительства автодорог. Градостроители должны думать, что станет с городом через несколько десятков лет, какого качества среду они создают.

А.И.Стрельников: Наша беда в том, что принятый Градостроительный кодекс надо исполнять. «Правда жизни» муниципального руководителя в том, что Градостроительный кодекс его устраивает. Я сейчас не вижу механизма, который бы заставил чиновника думать о населении, о горожанине.

Второе. О взаимоотношениях с областью. В докладах стратегии развития Московской области Москва отсутствовала. В докладе стратегии развития Москвы ни слова о Московской области. Как же мы зафиксируем все, что административно подчинено Москве и проигнорируем источники, которые находятся за пределами московского подчинения? Выход - агломерация на договорных отношениях, надо вступить в контакт и переговоры. А для этого нужно работать, искать решения вне сегодняшней системы управления. Такой опыт в мире уже есть, двум Берлинам уже удалось договориться.

Вопрос из зала: Как отрабатывать модель? С чего начинать и над чем нам работать?

А.С.Курбатова: Обнадеживает тот факт, что, если бы мы сейчас договорились, мы бы только продемонстрировали свою мыслительную несостоятельность. Все те сложные проблемы, о которых мы говорили, за 2 часа не могут найти решения. Надо постараться перейти от глобальных обсуждений к практическим результатам.

Нас побудило начать эту дискуссию поручение Ю.М.Лужкова. Практическими результатами обсуждения проблем города по изменению качества жизни будут интересоваться крупные и влиятельные организации, например «Миракс Групп». Если мы объясним такому застройщику, как «Миракс Групп», что такое качественная городская среда, то 10-я часть города будет защищена от неправильных экономических решений. И когда мы предлагаем свои решения, давайте думать о том, что перед нами сидит Юрий Михайлович или руководитель компании «Миракс Групп», которые готовы завтра же начать выполнять наши рекомендации.

 

Тема «круглого стола» №2 - «Социальные аспекты организации жизни в столице. Статистическая информация» проблематична и очень актуальна, поэтому вокруг доклада известного российского социолога О.И.Ведениной развилась живейшая дискуссия, стенограмму которой хотелось бы привести почти без купюр.

О.И.Веденина: Хочу вернуться к заявленной теме - «Социальные аспекты жизни столицы». Обычно, когда говорят о социальных аспектах, население рассматривается как жертва, эти темы очень любят СМИ: поляризация общества, бедность и богатство, разные стандарты жизни по регионам, проблемы рынка жилья, демография, смертность.

Но население не является жертвой! Каждый человек ответственен за те решения, которые он принимает, и за действия, которые за ними следуют. Проблема в том, что сейчас отсутствует понимание общих интересов. Когда человек понимает, что у него есть обязанности и общие интересы с живущими рядом с ним людьми, начинает формироваться гражданское общество. Сегодня в Москве всего две сферы, в которых проявляются общие интересы, - транспорт и экология. Отсутствие общих интересов приводит к тому, что главным принципом социальной жизни становится принцип: «сделай для меня, но без меня, чтобы мне было хорошо, но я при этом не участвую».

Другая сторона общественного сознания - чрезмерное преувеличение роли частной собственности, ложное представление о том, что все проблемы можно решить с ее помощью: мол, если у земли нет конкретного землевладельца, то она непременно превратится в пустырь. Меня очень беспокоит дискуссия по поводу приватизации московских дворов. Я рада, что городская власть наложила вето на это предложение, потому что всегда найдется «активист», который узурпирует  право собственности жильцов на двор в собственных, корыстных интересах. Но общественное сознание не воспримет это как воровство, потому что люди убеждены: частный собственник распоряжается лучше. Собственно, мы уже видим повальную застройку городских площадей торговыми центрами.

О.И.Веденина: Московская власть совмещает в себе власть городскую и власть региональную. Но функции городской и региональной властей различны. Понятно, что город должен действовать в интересах региона, а регион должен действовать в интересах страны. В случае Москвы мы имеем доминирование региональной власти над городской властью. «Город Москва» становится донором «региона Москва». Перекосы происходят из-за того, что городские власти действуют как региональная власть.

Городская власть должна координировать всех участников городской жизни - администрацию, бизнес и решать проблемы в интересах населения с помощью экономических ограничений. Что делает региональная власть? Она выстраивает интересы так, чтобы выполнить свои обязательства перед федеральным бюджетом и решить социальные задачи, которые стоят перед регионами.

Что касается видимых и невидимых социальных проблем. Первая проблема - демографическая. Чем лучше будет жить Москва, тем ниже будет рождаемость, это аксиома, и обсуждать ее не стоит. Острая и важная проблема Москвы - проблема неопределенности численности ее населения, так как для города губительно и уменьшение роста населения, и увеличение роста численности населения. Почему?

О.И.Веденина: Увеличение численности населения усиливает напряженность инфраструктуры. Город с трудом обеспечивает потребности существующего населения, а иногда уже и не в силах их обеспечить, и тогда Москва стоит в автомобильных пробках. Кроме того, «дневное» население Москвы (2-2,5 миллиона человек) начинает выжимать ее «ночное» население (870 тысяч человек). Дневное население тратит в городе большие деньги. Поэтому торговля начинает ориентироваться на возможности дневного населения. Инфраструктура становится недоступной для «ночного» населения, люди становятся ущемленными в том месте, где они родились и выросли. Естественным становится желание  уехать из центра, где возникают серьезные стрессы. Город начнет выворачиваться наизнанку. Разумеется, это не случится через два года, но таков прогноз: живая периферия и пустой центр.

Другая опасность -  уменьшение населения. Что произойдет, если население Москвы начнет сокращаться? А оно начнет сокращаться, вспомните: чем лучше живет Москва, тем ниже в ней рождаемость. Прогрессивное старение населения приведет к удорожанию жизни. Молодое население будет обслуживать старое и тоже будет сокращаться, кто же будет зарабатывать деньги?..

И третья проблема - изменение этнического состава населения. К миграционным процессам добавятся игры возрастных структур населения. Через несколько лет, когда дети нынешних мигрантов вступят в репродуктивный возраст, их доля в полном составе населения будет гораздо выше той, что мы имеем сегодня. Произойдет ускоренное замещение населения. Я не считаю это трагедией, это выход для Москвы, я настроена промиграционно. Но перед властью станет задача интеграции этих людей в московский социум - воспитания того чувства гражданственности, общности интересов. Начинать надо уже сегодня.

Важнейшая социальная проблема - бедность. Бедность толкает людей на преступления, пьянство, появляется проблема бездомных детей. Бедность не позволяет получить нормальное образование, не дает нормально социализироваться, а значит, мы растрачиваем, теряем человеческий капитал, это абсолютно недопустимо в условиях резкого старания и сокращения населения страны.

У Москвы есть экзотическая проблема, которая напрямую связана и с рынком жилья, и с реформой ЖКХ. Это проблема нищих собственников. Нигде в мире нет нищих собственников, а в Москве их огромное количество. Они обладают огромной собственностью в виде квартиры, которую не в состоянии ни содержать, ни платить за нее налоги. Проблема разрешается по принципу: «Когда меня бьют рублем, я что-то пытаюсь делать. Когда не бьют, я пытаюсь так поступить, чтобы этот рубль за меня сосед заплатил».

Из проблемы нищих собственников возникает еще одна социальная проблема - защита собственности нищих собственников. Наличие собственности - главный инструмент преодоления бедности. Когда город  строит очередное  транспортное кольцо, проходящее по самым дорогим районам Москвы, цена недвижимости резко снижается, но никто не занимается защитой собственности бедных собственников. Я уверена, что интересы «Дон-Строя» найдется, кому защищать, а интересы Петрова и Иванова, если под окнами их квартир пройдет четвертое транспортное кольцо, никто защищать не будет.

Проблема коррупции. Помимо управленческого и экономического, она имеет социальный аспект и морально разлагает общество. Никакие общие интересы не могут сформироваться, если есть возможность решить проблему, положив деньги в карман нужного человека.

Проблемы транспорта, энергодефицита, ЖКХ  тоже имеют социальный характер. Не будем на этом останавливаться.  Принято считать, что опасаться следует либо террористической угрозы, либо экологических бед. Но на самом деле риск умереть под колесами машины или от того, что нас не довезли вовремя до больницы, гораздо выше вероятности гибели от террористического акта или даже от экологической угрозы.

И.В.Бестужев-Лада (президент Международной академии прогнозирования): Давайте обратимся к научной базе. В Москве 3 миллиона 300 тысяч машин, каждый третий москвич - автовладелец. Есть вероятность, что каждый год к имеющемуся количеству машин будет прибавляться по 300 тысяч новых. Москва строилась вокруг крепости, город прирастал кольцами, на них нельзя бездумно нанизывать десятки миллионов машин. Пройдет 3-4 года - получим 4,5 миллиона, машины займут 35% площади города, ступор неизбежен.

Далее. Москва не предназначена для заводов XIX века и складов, занимающих десятки гектаров, они должны быть выведены из города.

Е.Н.Корнева: Простите, что перебиваю, но Московская область не желает принимать «грязные» московские предприятия. В Подмосковье принята специальная экономическая программа до 2010 года, отдающая приоритет иностранным инвесторам, размещающим экологически чистые предприятия.

Игорь Васильевич Бестужев-Лада: Я не против промышленных предприятий в Москве, я  против бесполезных предприятий.

Вещевые рынки должны быть выведены за пределы Москвы. В Москве должны остаться магазины. 

Треть населения города - пенсионеры. Я не говорю о пенсионерах, живущих в семьях, им хорошо, все счастливы. Но есть тьма пенсионеров, которым в Москве плохо. Я против того, чтобы пенсионеров выгоняли в дома престарелых, я за то, чтобы вокруг Москвы и в Подмосковье для них строились пансионаты. И я уверен, что собственники, которые не могут содержать свою собственность, с удовольствием обменяют ее на пансионат.

Политическая проблема. В Москве сосредоточена вся власть: и политическая, и экономическая. Чиновников нельзя рассматривать как население. Предлагаю построить еще один Зеленоград, президенту, губернатору и мэру построить по резиденции, пусть там работают. И, наконец, банки. Я уверен, что банкам было бы лучше, если бы у них была своя резервация. 

Итак, что делать, мы решили. Какие  градообразующие структуры Москвы станут главными в новых условиях? Структура первая - университет. Вокруг него общежития. Пример - западногерманский город с 11 тысячами населения, всего одна улица. С одной стороны университет, с другой - церкви. Годовой доход от туризма - 11 миллиардов долларов. Почему же Москва не задействует свой ресурс?

Мы говорили об ужасной демографической ситуации. Дети нынешних гастарбайтеров не пойдут по стопам родителей, у них другие претензии. Я живу в Царицыно и вижу, с какими настроениями они ассимилируются в обществе. Чтобы не было враждебных и непатриотичных настроений, я предлагаю украсить Москву ожерельем из Зеленоградов.

Вопрос из зала: Какой Вы видите городскую среду, содержащуюся на деньги налогоплательщиков?

Игорь Васильевич Бестужев-Лада: Учитывая, что туристы и студенты передвигаются исключительно по газонам, то городская среда будет как в Амстердаме - без засилья машин и сумасшедших пробок.

Е.Н.Корнева: Недавно в Москве экспериментально выяснили, кто движется быстрее: пешеход, велосипедист, человек на роликах или автомобиль. Маршрут наметили от Пятницкой до Бауманского сада. Велосипедист приехал через 16 минут, роллер - через 25, пешеход пришел через полчаса, машина приехала через полтора часа.

А.И.Стрельников: Содержание Москвы обходится очень дорого.  Инфраструктура города скоро не сможет справляться с натиском транспортных и коммунальных проблем.

Взаимоотношения властей Москвы и Московской области не способствуют решению общих социальных проблем. Два тесно граничащие субъекта Федерации не разговаривают друг с другом.

С материалами круглых столов вы можете ознакомиться в сборниках, подготовленных к VII Научно-практической конференции ЭКОREAL - 2007.