Формирование, учет и мониторинг земельных участков общего пользования Москвы

Основой жизни и деятельности населения города Москвы, как и любого другого населенного пункта, является его земля. К настоящему времени в Москве как субъекте Российской Федерации сформирована и совершенствуется нормативно-правовая база, с помощью которой регулируются отношения в сфере землепользования и застройки в городе Москве, установления градостроительных требований к землепользованию, платы за использование земель, охраны земель и контроля за их использованием, а также осуществления городом Москвой полномочий по управлению и распоряжению находящимися в собственности города землями в городе Москве. Наличие такой нормативно-правовой базы необходимо, так как процесс разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность не завершен.


На снимке слева направо:
А.Н.Шанихин, начальник общего отдела Департамента земельных ресурсов города Москвы
А.П.Сизов, главный специалист, к.б.н.
А.В.Родин, директор ЗАО «Минфос»
В.А.Леонтьев, начальник управления, к.т.н.
Ю.Б.Скоробогатов, начальник информационно-технологического центра ГУП «НИиПИ Генерального плана Москвы»,  к.т.н.
Н.Ю.Женина, начальник сектора мониторинга земель

Земли общего пользования и их характеристика

В первую очередь было необходимо принять решение по землям общего пользования как не подлежащим приватизации. Из всех земель общего пользования формирование перечней начиналось с земельных участков улично-дорожной сети, поскольку они не подлежат приватизации и являются важнейшей составляющей городской инфраструктуры. Кроме того, земли УДС являются источником возникновения конфликтных ситуаций: при размещении парковок и объектов из быстровозводимых конструкций возможно последующее оформление прав, что дает основание землепользователю претендовать на приватизацию земли.

Еще одной интересной особенностью обладают земли УДС - это их достаточно парадоксальный механизм влияния на экологическое состояние городской среды. Сами земли УДС являются мощным источником негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов автотранспорта, но суммарное количество этих выбросов является максимальным при недостаточной протяженности УДС в городе за счет повышенного образования вредных веществ при разгонах и торможении автомобилей. Однако при увеличении обеспеченности города транспортными магистралями, начиная с некоторой критической величины, суммарное количество выбросов в атмосферу начинает снижаться при том же автопарке за счет оптимизации режима движения.

Территориальная приуроченность земель УДС показана на карте, а распределение их площадей в разрезе административных округов города - в таблице, подготовленной по материалам наиболее актуального официального баланса земель города Москвы. Доля земель УДС в общей площади земель достаточно устойчива и колеблется в пределах 9,7-12,9%. Экстремальными значениями отличаются компактные ЦАО с четко сформированной сетью планировочных кварталов, разделяемых элементами УДС  различного уровня (20,6%), и ЗелАО, отличающийся градостроительными признаками города существенно меньшего размера, чем Москва (8,5%).

Улично-дорожная сеть УДС составляет около 11,4% территории города и накрывает собой около 45% подземных магистральных инженерных коммуникаций

Статистический анализ взаимозависимости площади земель УДС и общей площади земель по административным округам показывает высокую тесноту связи, что подтверждает системообразующую роль земель УДС, наряду с землями жилой и общественной застройки, в планировочной структуре любой административно-территориальной единицы города. Площадь земель УДС возрастает прямо пропорционально с ростом площади округа (r = 0,81). Теснота связи существенно увеличивается при исключении из выборки уникального ЦАО, планировочные решения в котором во многом обусловлены историческими особенностями функциональной организации его территории, резко отличной от периферийных округов. Величина коэффициента корреляции достигает при этом 0,95.

 Такая закономерность отсутствует для распределения земель большинства иных целей использования, кроме жилой и общественной застройки, что дает возможность считать их распределение обусловленным специфическими особенностями землепользования в различных административных округах.

Особенности правового положения земель УДС как земель общего пользования показывают данные, представленные в таблице. Всего лишь около 3% земель УДС в целом по городу Москве имеют оформленные права (в основном, оформлена краткосрочная аренда), в то время как в целом по землям Москвы земельно-правовыми отношениями охвачено около 1/3 площади земель. Соответственно невелик  вклад земель УДС в денежные поступления от арендной платы (около 0,5% от суммарной арендной платы за землю в городе), да и формирует его в основном всё тот же «экстремальный» округ - ЦАО.

Состояние земель УДС весьма динамично. Наибольшие её изменения связаны со строительством 3-го транспортного кольца и транспортных магистралей на вновь застраиваемых территориях. В границах УДС, по данным мониторинга земель города Москвы с использованием космического зондирования, достаточно активно возникают разнообразные постройки: здания автозаправочных станций, торговые киоски и палатки, гаражи и даже отдельные промышленные объекты.

Методические решения при осуществлении работ по учёту земель общего пользования

Формирование и индивидуализация земельных участков предшествуют их государственному кадастровому учёту, а сам учёт земель является одной из функциональных подсистем системы государственного земельного кадастра. Структурирование множества сформированных объектов земельного учёта осуществляется на основе кадастрового деления территории путём однозначной идентификации земельных участков с помощью кадастровых номеров.

В процессе работ были решены, кроме чисто производственных задач, важные методические проблемы, относящиеся к порядку формирования земельных участков УДС. В качестве исходной информации для выделения земельных участков УДС использовалась информация базы данных «План линий градостроительного регулирования» по состоянию на 1 января 2003 года, входящая в состав информационных фондов ГУП НИиПИ Генплана Москвы.

Земельные участки по УДС выделяются с учетом:

Правила выделения земельных участков УДС:

Базовым слоем для выделения земельных участков УДС принята существующая и проектная УДС по плану красных линий (слой плана линий градостроительного регулирования) М 1:2000, получившая статус УДС по утвержденным разбивочным чертежам - актам установления линий градостроительного регулирования за период с 1972 по 2002 год.

Основные правила установления границ выделяемых земельных участков по УДС:

  1. Земельный участок выделяется по границам проектируемого проезда (улицы), выделенного на плане М 1:2000, имеющего одинаковый номер (название).
  2. Территория, занимаемая площадью, имеющей название в общегородском классификаторе, формируется подходящими улицами и выделяется в отдельный замкнутый контур - земельный участок.
  3. Если улица, примыкающая к площади, имеет продолжение и одинаковое название до площади и после нее, то территория улицы исключается из границ земельного участка площади.
  4. Если улица, подходящая к площади, имеет продолжение, но другое название, то территория присоединяется к участку площади.
  5. Границей земельных участков двух набережных, различных по наименованиям и продолжающих друг друга, является линия одной из сторон улиц, подходящих к набережной.
  6. Земельный участок пересечения двух улиц присоединяется к улице высшей категории, а при одинаковом значении - к улице (проезду) большей протяженности.
  7. При пересечении улиц с набережными территория пересечения присоединяется к набережным, а границы земельных участков улиц заканчиваются на границе с набережной.
  8. Площади мостов и путепроводов не учитываются как элемент УДС с точки зрения землепользования.
  9. При пересечении улицы с железнодорожными путями в одном уровне территория пересечения присоединяется к участку улицы.
  10. При пересечении магистралей с Московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД) территория развязки присоединяется к МКАД.

Правила адресации земельных участков УДС:

  1. Адресация земельных участков проводится по названию улицы или по N проектируемого проезда, если название отсутствует.
  2. Адрес участка указывается   по названию улицы от улицы (N) до улицы (N).
  3. При отсутствии названия (N) одной из улиц указывается улица, от которой проходит участок.

Результаты работ по учёту земель общего пользования

Правительством Москвы в 2004 году было утверждено два перечня земельных участков общего пользования:

  1. Существующей УДС сети как не подлежащих приватизации и отчуждению из собственности города Москвы;
  2. Проектируемой УДС как не подлежащих приватизации и резервируемых для государственных нужд города Москвы.

Одновременно была утверждена графическая схема их расположения.

В следующем, 2005 году Правительством Москвы было подготовлено и утверждено Положение о мониторинге земельных участков, входящих в состав земель общего пользования города Москвы. Осуществление мониторинга поручено Департаменту земельных ресурсов города Москвы совместно с ГУП «НИиПИ Генплана Москвы». В части земель УДС такой мониторинг активно осуществляется с применением современных геоинформационных систем.

Департаментом земельных ресурсов города Москвы в течение 2004-2005 годов во исполнение принятых решений были поставлены на кадастровый учет все земельные участки общего пользования, относящиеся к УДС.

По итогам работ в целях создания условий для развития транспортной инфраструктуры города Москвы был подготовлен Перечень земельных участков УДС города Москвы в составе 9313 участков, расположенных в границах существующей УДС города Москвы и относящихся к землям общего пользования, утвержденный в 2007 года законом города Москвы «О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы».

В настоящее время аналогичная работа продолжается для земель объектов социальной инфраструктуры, водного фонда и природного комплекса города Москвы.


Варшавское шоссе


Набережные Яузы (Русаковская и Ганнушкина) в районе Матросского моста


Проспект Мира и площадь Шарля де Голля. Вид на Всероссийский выставочный центр


Перовская улица


Третье транспортное кольцо и Автозаводский мост


Основой разграничения собственности на землю являются нормы, установленные федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с учётом изменений, внесенных в него соответствующими федеральными законами. В статье 3.1 названного документа установлено, что к собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся следующие земельные участки, расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации:

Фундаментальным законодательным актом в сфере земельных отношений является закон города Москвы «О землепользовании и застройке в городе Москве», положения которого, регулирующие осуществление городом Москвой полномочий собственника земельных участков, применяются в отношении земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения, если иное не установлено федеральным законодательством.

В свете разграничения государственной собственности на землю важной является правовая норма, установленная статьей 21 Устава города Москвы, в соответствии с которой на территории города Москвы к объектам собственности города, не подлежащим отчуждению, относятся две группы земель:

1) земли общего пользования: земли транспортных магистралей, улицы, площади, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы в соответствии с перечнем, установленным законом города Москвы, принимаемым Московской городской Думой по представлению мэра Москвы;

2) земли особо охраняемых природных территорий,

а также земли под иными объектами, не подлежащими отчуждению.

В соответствии с требованиями федерального законодательства на территории города Москвы одновременно реализуются два процесса в сфере городского землепользования: разграничение государственной собственности на землю на федеральную и собственность субъекта Российской Федерации города Москвы и создание условий для приватизации земельных участков (формирование института частной собственности на землю в городе).

В рамках практического решения этих вопросов необходимо выделить из состава земель города Москвы земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы. К ним относятся земельные участки:

 


Распределение  земель улично-дорожной сети по административным округам Москвы


Распределение земель с различным уровнем техногенного загрязнения по административным округам Москвы

 

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »