Как не закопать деньги в землю

Недавно, возвращаясь из  подмосковного города N, я увидела, как на участке земли между железнодорожной веткой и вечно забитой пробками автотрассой проводились работы по благоустройству территории. Рабочие прокладывали дорожки, устанавливали фонари и практически через каждые 10 метров расставляли симпатичные скамейки. Так администрация  N готовилась ко Дню города.

Я ничего не имею против прокладки дорожек и установки фонарей, меня поразила нелогичность выбора места для размещения рекреационной зоны. Не могу представить, чтобы здравомыслящему человеку захотелось отдыхать там, где шум электричек заглушает голоса, а выбросы автотранспорта превышают норму, потому что при движении в пробках автомобили выбрасывают в окружающую среду гораздо больше загрязняющих веществ. Так для кого установили эти скамейки? Неужели во всем городе не нашлось места, где они действительно необходимы?

Примеры подобного «благоустройства» совсем не редкость: дорожки, ведущие в никуда, покрытые асфальтом площадки посреди леса... А ведь во все это вкладываются немалые деньги.

Никто не спорит с тем, что любая городская территория должна быть комфортно обустроена, но, прежде чем что-то сделать, обязательно следует подумать,  для кого и для чего предназначены будущие объекты. Важно не только соблюсти нормы и правила проектирования комплексного благоустройства, устанавливающие «основные параметры и необходимое минимальное сочетание элементов благоустройства на различных территориях для создания безопасной, удобной и привлекательной городской среды», но и определить оптимальное расположение элементов благоустройства, их необходимое количество и требования к качеству исполнения работ. При этом нужно учитывать потребности населения, особенности существующего ландшафта и экологическое состояние территории.

Чтобы понять, оправдано ли размещение сквера, детской или спортивной площадки на выбранных для этого местах, необходимо провести специальное комплексное исследование, включающее изучение функционального назначения и экологического состояния территории, социальных и экономических аспектов, исторической и архитектурной ценности участка будущего благоустройства.

Любые городские объекты полноценно функционируют только в согласии с природой.  Ещё Гете писал: «Природа не признает шуток. Она всегда правдива, всегда серьёзна, всегда права. Ошибки же и заблуждения исходят от людей». Без данных о состоянии почв и микроклиматических особенностей объекта невозможен рациональный побор растительного материала. Не зная гидрогеологических особенностей участка, нельзя провести грамотную планировку рельефа. Исследованиями такого рода занимается аудит территории.

Уже удалось добиться того, что работы по благоустройству в Москве в большинстве случаев проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией. Практика показывает, что для создания экологически устойчивого, всесезонного и действительно востребованного ландшафта в состав проектов необходимо включать работы по предварительному обследованию (аудиту) площадей, предназначенных для благоустройства.

Cпециалисты НИиПИ экологии города провели процедуру аудита территории Московской аллеи (САО, Москва).

Полученная информация легла в основу разработки проекта ее дальнейшего благоустройства. Высокая значимость в иерархической системе городской структуры, примыкание к исторически и архитектурно значимым сооружениям, разнообразие функций и динамичность нагрузки, довольно сложная экологическая ситуация - все эти факторы выделяют Московскую аллею как наиболее интересный объект для исследований в плане выявления ограничений и приоритетов использования территории.

Основная цель аудита - обследование состояния территории Московской аллеи для создания на ней оптимальной структуры ландшафта с учетом её функционального назначения. Процедура предварительного обследования  включала определение:

Итогом работы стали научно обоснованные предложения для разработки проекта благоустройства Московской аллеи.

Современных стандартов качества городских ландшафтов не существует, поэтому критериями аудита стали нормы статей природоохранного законодательства, нормы и правила проектирования комплексного благоустройства  на территории города Москвы (МГСН 1.02-02 - ТСН 30-307-2002), нормы и правила проектирования планировки и застройки г.Москвы (МГСН 1.01-99  - ТСН 30-304-2000), а также положения «Генеральной схемы благоустройства г.Москвы», утвержденной постановлением Правительства Москвы №746-ПП от 2 сентября 2003 года.

Московская аллея протянулась вдоль Ленинградского проспекта от Новой Башиловской улицы до Театральной аллеи,  вмещая станцию скоростного внеуличного транспорта (метро «Динамо») с двумя вестибюлями. Территория благоустройства вплотную прилегает к значимым историческим объектам Москвы:
- стадиону «Динамо», построенному в 1928 году и ставшему на многие годы центром спортивной жизни столицы. Спортивная арена является памятником истории и культуры;
- Петровскому парку, на территории которого расположен Петровский путевой дворец, построенный архитектором Казаковым в 1777-1783 годах, и церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы, построенная в 1847 году архитектором Рихтером.
В ближайшее время планируется масштабная реконструкция стадиона «Динамо» и прилегающей территории Петровского парка. Проект предусматривает комплексную реконструкцию большой спортивной арены, футбольного манежа и других спортивных объектов, расположенных на территории Петровского парка, а также строительство многофункционального комплекса «Петровский парк». В нем разместятся апартаменты, гостиницы, офисы и объекты торговли. Начало строительства запланировано на весну 2008 года.
Спортивная арена «Динамо» является памятником истории и культуры, поэтому стены стадиона и элементы спорткомплекса при реконструкции будут сохранены.

Результаты аудита территории

Функциональное назначение

Московская аллея относится к территориям общественного назначения и является примагистральной пешеходной зоной. Ее основная функция - обеспечение транзитного передвижения. Пик транзитной нагрузки приходится на утренние и вечерние часы. Аллея вплотную примыкает к стадиону «Динамо» - объекту городского значения и  во время проведения спортивных мероприятий выступает в качестве приобъектной территории стадиона с активным режимом посещения. В соответствии с планами градостроительного развития функциональное использование территории  (пешеходная транзитная зона) не изменится.

Планировочная структура

Территория общественного назначения должна обеспечивать открытость и проницаемость пространства для визуального восприятия, а также возможность беспрепятственного передвижения населения (включая маломобильные группы).

Однако входная зона в аллею и на участки, прилегающие к вестибюлям метро, заняты хаотично расположенными объектами торговли и быстрого питания, не имеющими единого архитектурно-колористического решения и мешающими движению пешеходов.

Наличие стихийных грунтовых троп на территории аллеи указывает на то, что имеющаяся дорожно-тропиночная сеть проложена без учета реальных условий перемещения людей. Недостаточное освещение территории (мачты городского освещения расположены только со стороны автотрассы) приводит к неравномерному распределению пешеходных потоков в темное время суток.

Историческая значимость объекта

Поскольку обследуемая территория  вплотную прилегает к исторически значимому объекту - стадиону «Динамо», в соответствии с концепцией развития пространства необходимо проводить благоустройство аллеи с учетом исторического облика и колористического решения спортивной арены.

Экологическое состояние территории

Для определения экологического состояния территории проведены исследования акустического режима, загрязнения почв и атмосферного воздуха, дендрологическое и энтомофитопатологическое обследование зеленых насаждений.

Акустический режим территории

Московская аллея расположена в примагистральной зоне Ленинградского проспекта. Ее акустический режим определяется шумоизлучением транспортного потока.

В настоящее время эквивалентный уровень транспортного шума в центральной части аллеи составляет не менее 74 дБА. В соответствии с санитарными нормами территория Московской аллеи является некомфортной по фактору шумового воздействия и не может выполнять функции объекта, предназначенного для длительного пребывания населения (допустимый уровень не более 55 дБА), или рекреационной зоны (допустимый уровень шума не более 45 дБА).

Атмосферный воздух

Определение фонового загрязнения воздуха базировалось на оценке выбросов и рассеивания загрязняющих веществ с учётом интенсивности движения по автостраде в час «пик».

Результаты расчета рассеивания загрязняющих веществ позволили определить поля максимальных приземных концентраций по каждому ингредиенту автомобильных выбросов.

Полученные значения концентраций по диоксиду азота, оксиду углерода  и углеводородам (суммарно) превышают санитарно-гигиенический норматив.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »