Бразилия. Калейдоскоп впечатлений

XIV Международная конференция Международного союза архитекторов «Современные тенденции в градостроительстве и архитектуре, урбанистические формы в эпоху глобализации»

XIV Международная  конференция, посвященная современным тенденциям структурных преобразований городов, вопросам урбанистических форм, планированию, архитектуре и строительству, экологии, ландшафтной архитектуре, архитектуре и строительству состоялась в начале сентября в бразильском городе Оро-Прето.

Оро-Прето, основанный в 1698 году, не случайно стал местом проведения конференции. Разбогатевший во времена «золотой лихорадки», он притягивал не только охотников за желтым металлом, но и художников, скульпторов, зодчих, построивших множество городских зданий, восхищающих изысканностью стиля и гармонией форм. Оро-Прето включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО и по праву считается жемчужиной барочной архитектуры Бразилии.

XIV Конференция Международного союза архитекторов была организована федеральными университетами штата Минас Жераис и города Оро-Прето при участии Института архитекторов Бразилии и научного совета ISUF. Форум прошел под патронатом мэрии Оро-Прето. В его работе приняли участие архитекторы с мировыми именами, ведущие ученые, строители, реставраторы из 40 стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки.

В рамках конференции проводился семинар, на котором обсуждалась возможность использования опыта градостроительных преобразований Оро-Прето, разработанных бразильцами, англичанами и итальянцами. Участники семинара получили уникальную возможность изучить работы зарубежных коллег в области структурной реорганизации городов, современных форм урбанизации, познакомиться с тенденциями в развитии градостроения.

Основные темы XIV Международной конференции

Темы секционных заседаний и спецсессии

В ходе рабочих поездок участники конференции ознакомились с архитектурой, строительством и особенностями благоустройства городов Сан-Паулу, Оро-Прето, Бело Оризонте, Бразилиа, Фоз-де-Игуасу, Рио-де-Жанейро.

С.А. Амосов

 


Бразилиа, современная столица Бразилии, включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ее генеральный план составлен архитектором Лусио Коста, использовавшим идеи Ле Корбюзье. Главным архитектором административных и общественных зданий стал Оскар Нимейер. Планировка города необычна: главные магистрали с прилегающими кварталами образуют подобие самолёта, летящего на юго-восток. Правда, сам Коста утверждал, что проектировал город как гигантскую бабочку.
Интересно, что под каждое здание города отведён определённый объём подземного пространства. Поэтому здания коммерческого сектора - банки, магазины, гостиницы, как правило, компактнее своих типовых собратьев.
Значительно больше свободы предоставлено строителям в пригородах Бразилиа, где живет небогатое население. Общественный транспорт представлен двумя линиями метрополитена, идущими из центра через южное крыло в города-спутники, а также многочисленными автобусами, маршруты которых сходятся на центральной станции Родовиариа.


Фоз-де-Игуасу. Водопады Игуасу (в переводе с индейского - большая вода) расположены на границе трех государств - Бразилии, Аргентины и Парагвая


Рио-де-Жанейро - бывшая столица и самый посещаемый город в Бразилии. Он поражает контрастным сочетанием ультрасовременной архитектуры и нищетой фавел.
Визитная карточка города - огромная 38-метровая статуя Христа-Спасителя на горе Корковадо.
Настоящую славу принесли Рио знаменитые пляжи - Копакабана, Ипанема и Лебнон


Сан-Паулу - крупнейший промышленный центр не только Бразилии, но и всей Латинской Америки. Третий по размерам мегаполис мира не производит особого впечатления - город не может похвастаться ни особыми красотами, ни оригинальными планировочными решениями


БРАЗИЛИЯ ПОД ВАШИМИ НОГАМИ

Особое внимание участников конференции привлекло разнообразное мощение улиц бразильских городов.


Бразилия стала государством, объединившим африканцев и индейцев, европейцев и арабов, китайцев и японцев. Их национальные мотивы нашли отражение в рисунках мощения улиц и площадей


Рисунок, напоминающий океанские волны, использован для мощения бульвара  вдоль берега Копакабана. Морской мотив стал очень популярен и часто встречается  на улицах бразильских городов.  Другой тип мощения - полосы из мелких черных, белых и коричневых камней. На протяжении километров можно следить за тем, как прихотливо вьются пестрые каменные змейки, скользя по широкому тротуару вдоль отелей, магазинов и ресторанов.
Иногда рисунок мощения сохраняется даже в обрамлении тротуаров, на пандусах, проезжей части дороги


Произвольная посадка деревьев оживляет рисунок мощения бульвара, делает его естественным и органичным. Создается впечатление, что ландшафт был таким  всегда, а пальмы выросли сами, удачно сформировав пространства, в которых разместились площадки для отдыха


Великолепный классический рисунок  используется на пересечении улиц или для обрамления памятников


Нестандартное мощение одной из пристаней Рио


В городских парках Сан-Паулу встречается мощение, имитирующее персидские ковры


Уличное мощение разнообразно: классический стиль в виде правильных квадратов соседствует с абстрактным и традиционным, морским


Особый стиль мощения придумал О. Нимейер: сочетание шлифованных бетонных плит с газоном и камнем


Старинное мощение улиц города Оро-Прето поражает своей красотой

 

ВСТРЕЧА С ВЕЛИКИМ АРХИТЕКТОРОМ

2007 год был объявлен в Бразилии годом Оскара Нимейера - прижизненного классика бразильской архитектуры.

Оскар Нимейер - один из виднейших архитекторов ХХ века, основатель современной школы бразильской архитектуры, пионер в использовании железобетонных форм. Бразильцы считают его национальным героем. На родине и во многих странах мира по его проектам сооружены десятки неординарных зданий. Именно ему обязана своим обликом новая столица. Маэстро создал архитектурный ансамбль Бразилиа, исключительный по оригинальности и выразительности.

Московским участникам VII Международной конференции архитекторов посчастливилось получить от Нимейера приглашение в гости. Встреча состоялась в мастерской, расположенной на 10-м этаже высотного дома, выходящего фасадом на знаменитую набережную Копакабана.

В начале беседы Нимейер затронул тему бедности и социальных проблем: «Я не понимаю архитекторов, которые с блеском в глазах рассказывают о своих проектах, забывая о том, что множество людей живет в трущобах - за чертой бедности». Маэстро - ветеран Коммунистической партии Бразилии. Он друг Фиделя Кастро, по просьбе которого создал для одной из гаванских площадей скульптурную композицию, представляющую человека, размахивающего красным флагом перед мордой огромного разъяренного быка - аллегорию противостояния Кубы и США.

«Ноу-хау» мастера заключается в том, что идею будущего здания он старается обдумать в течение короткого периода - двух-трех дней,  значительно большее время отводится для реализации задуманного. Если ему кажется, что «проект не содержит элемента неожиданности» (дословный перевод), бумаги отправляются в мусорную корзину, и все начинается заново. Когда чертежи готовы, он показывает их друзьям. Если они вносят ценные замечания или дополнения, проект считается совместным. Принцип Нимейера - никогда не отступать перед заказчиком, не менять ни одной детали проекта. Еще один принцип - не критиковать проекты других архитекторов.

Оскар Нимейер показал гостям свои новые работы. Его комментарии были немногословными и касались расположения, назначения сооружений, их технических параметров. Мастер обратил особое внимание, что использование в проектах железобетонных конструкций расширяет творческие возможности архитектора.

Удивило количество проектов - такую нагрузку выдержит не всякий, а ведь 15 декабря маэстро должно исполниться 100 лет! Разумеется, мы спросили, как ему это удается. Он ответил, что черпает силы в  общении с людьми, а опыт помог выработать собственный подход к созданию проектов.


Интерьер отеля г. Бразилиа


Кафедральный собор г. Бразилиа


Концертный зал г.Сан-Паулу


Административное здание г. Бразилиа