Кремленоградъ

Благовещенский собор

Задуманная Иваном III грандиозная перестройка Кремля коснулась и Благовещенского собора. В 1484 году старый собор был разобран и заложен заново. Строительство нового собора велось пять лет. В августе 1489 года с него сняли строительные леса и перед москвичами предстал храм, увенчанный тремя куполами, окруженный с трех сторон крытой галереей. С восточной стороны храма для хранения государевой казны была устроена Казённая палата. Здесь были собраны старинные предметы царского обихода, в том числе царские регалии - короны, скипетры, диадемы и прочее, а также золотая и серебряная посуда. Летописное сведение о начале строительства Казенной палаты относится к 1484 году. Палата была заложена при Иване III одновременно с новой Благовещенской церковью: «...князь великий Иван Васильевич всея Руси заложил церковь камену Благовещение пресвятыя Богородица на своем дворе, ...а за церковию полату заложил». Строил палату итальянский архитектор Марко Руффо, автор Грановитой палаты, и закончил ее в 1485 году. Северная и западная паперть  служили притвором храма и одновременно входом в парадные палаты великокняжеского, а затем царского дворца. Архидиакон Павел Алеппский, посетивший Москву в середине XVII в., писал, что через паперть собора проходили во дворец послы православных стран, в то время как католики и нехристиане пользовались другим входом. Послы поднимались на северное крыльцо собора, проходили по галереям и далее шли во дворец по лестнице, находившейся в западной части, против входа в собор.

В 1563-1566 годах по повелению Ивана Грозного Благовещенский собор был перестроен, была поновлена стенопись, иконы украшены драгоценными окладами. Над галереей собора были устроены четыре одноглавых церкви: Собора Пречистой Богородицы, Победоносца Георгия, Собор Архангела Михаила, Входа Господня в Иерусалим. В диаконнике собора был устроен придел Василия Кесарийского. После обновления храм увенчался девятью золотыми куполами. Порталы и столбы галерей украсила белокаменная резьба. Позднее пол собора был выложен узорной яшмой по верх первоначального кирпичного пола. С запада было устроено Благовещенское крыльцо, соединившее собор с площадкой Средней золотой палаты. Во времена Алексея Михайловича Благовещенский собор был расписан «разными красками», хотя не исключено, что декоративные росписи фасадов появились уже при Иване Грозном.

В иконостасе собора и приделов - иконы XIV - XVI вв. Ряд икон предположительно выполнен святым преподобным Андреем Рублёвым и Феофаном Греком.

Фрески Благовещенского собора выполнены в 1508 году под руководством Феодосия, талантливого сына и ученика великого Дионисия. Росписи храма неоднократно поновлялись: при Алексее Михайловиче, при Екатерине II и трижды - в 19-м столетии. Благовещенский собор служил государевой домовой церковью, поэтому в системе его росписи большое место было отведено теме государственной власти. Ее смысл - преемственность власти московских великих князей и царей от византийских императоров - через древних князей владимирских и киевских. На стенах храма - изображения прославленных византийских императоров, русских князей Владимира Мономаха, св. Александра Невского, св. Даниила Московского, Ивана Калиты, св. Дмитрия Донского, Ивана III. Здесь же помещены образы святых небесных покровителей присоединенных к Москве русских земель - Новгорода, Пскова, Твери, Ярославля, Ростова.

Интересной особенностью Благовещенского собора являются изображения на стенах паперти двенадцати языческих мудрецов - тех, которые «не ведая закона, творили законное по природе». Эти изображения служат напоминанием о том, что не только Ветхий завет раскрывал тайну воплощения Спасителя, но и у других народов возникало предощущение его «света невечернего». Среди этих мудрецов, изображенных со свитками в руках - Аристотель, осознавший троичность Божества («Первое Бог, потом же Слово, и Дух с ними един»; древнегреческий поэт Менандр, призывавший возлюбить единого Бога («иже бо не любит Создателя своего, да будет проклят»); нравоучитель Плутарх («Бога бойся, родителям повинуйся, иереев хвали, старцев честных почитай»); Платон, предощущавший явление Мессии («Должно надеяться, что сам Бог ниспошлет небесного учителя и наставника людям»); древнеримский поэт Вергилий.

В соборе хранилась икона Донской Богоматери, с которой Дмитрий Донской шел на Куликовскую битву, и перед которой молилось русское воинство перед сражением. Позднее она была перенесена в Донской монастырь. Среди других реликвий Благовещенского собора наиболее известны чудотворная икона Пименовской Богоматери, принесенная в Москву из Константинополя в 1381 году митрополитом Пименом, и крест царя Константина, присланный византийским императором Алексеем Комнином в дар Владимиру Мономаху.

В Благовещенском соборе великие князья Московские принимали крещение, исповедовались, иногда венчались. С XV века протоиереи собора являлись духовниками русских царей.

Успенский собор

Успенский собор построен при Иване III в 1475-1479 гг. Аристотелем Фиораванти на месте прежнего собора 1326-1327 гг. В Успенском соборе поставляли великих князей, а удельные князья присягали им на верность, здесь венчали на царство, а позже короновали императоров. В соборе возводили в сан епископов, митрополитов, и патриархов, оглашали государственные акты, служили торжественные молебны перед военными походами и после побед. Фиораванти было поставлено условие построить собор по образцу Успенского собора древнего Владимира.

Относительно обилия архитектурных форм и цветным узорочьем палат, дворцов, церквей, башен и садов Кремля Успенский собор подчёркнуто строг по своему цвету и архитектуре. По горизонтали собор украшен аркатурным поясом, в котором были помещены окна и ростовые изображения русских святых. Северный и южный входы в храм оформлены традиционными порталами с дыньками. Над западным  порталом было возведено открытое крыльцо на колонках с двойными подвесными арками и висячей гирькой. Этот мотив получил в дальнейшем широкое развитие в русском зодчестве. В XVI в. порталы были украшены фресками. В закомарах над апсидами помещены образы: Отечества, Софии и Похвалы Богородицы. Ныне существующая живопись на фасадах относится, по всей видимости, к 1626-1627 гг. и была выполнена Л. Тимофеевым, Ф. Савиным, Т. Гавриловым и Н. Истоминым. Аристотель сделал столпы, на которые опираются своды, круглыми и относительно тонкими - «подобно древам», что позволило добиться единства свободного и обширного внутреннего пространства.

Для южного портала вскоре после завершения строительства собора были изготовлены так называемые Корсунские врата, украшенные изображениями сивилл и пророков, выполненными в технике золотой наводки на медных пластинах.

В 1481 г. иконописец Дионисий с помощниками - Тимофеем, Ярцем и Коней исполнили для нового собора трехъярусный иконостас, который был установлен над алтарной преградой (не сохранился). После пожара 1626г. в процессе ремонта сводов, осуществлявшегося Дж. Талером и Б. Огурцовым, были подложены подпружные арки и сбиты капители столпов. В 1642-1643 гг. собор был расписан заново, но с сохранением всей прежней системы фресок, их иконографического состава и расположения на поверхности стен. С обветшавшей стенописи предварительно были сняты прориси. Некоторые фрески конца XV века, к счастью, уцелели. В росписи собора участвовали сто пятьдесят иконописцев из шестнадцати городов, включая Москву (И. Владимиров, Б. и И. Паисеины, С. Осипов (Поспеев), М. Матвеев, Б. Савин, И. Борисов, С. Ефимьев и другие). Стенопись храма отличает исключительная полнота отдельных тематических циклов и их строгая продуманность, благодаря чему она стала образцом для других храмов Древней Руси.

Пятиярусный иконостас относится к 1653 г. Иконы деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого рядов (всего 69 икон) были написаны живописцами, призванными из Ярославля (И. Владимиров, К. и В. Ананьины, И. Козлов и другие), из Костромы (В. Ильин, М. Яковлев, С. Павлов и другие), Осташкова (С. и П. Сергеевы). В деисусный чин помимо образов Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и архангелов Михаила и Гавриила вошли изображения двенадцати апостолов (по образцу храмов Греции и Балкан). Это первый на Руси деисус такого состава. Его создание связано с реформами патриарха Никона. Иконостас с апостольским деисусом получил в дальнейшем широкое распространение в русских храмах. В нижнем местном ряду иконостаса помещались главные чтимые иконы присоединённых к Москве русских земель. Особо чтимая святыня - чудотворная икона Владимирской Богоматери, привезенная около 1136 г. из Константинополя и в 1155 г. отправленная Андреем Боголюбским во Владимир. В 1480 г. икона была принесена в Москву и поставлена в особом ковчеге слева от Царских врат.

Справа от иконостаса сохранилось моленное место Ивана Грозного - «Мономахов трон» (1551) в юго-восточной части Успенского собора. Его боковые стенки украшены композициями, воссоздающими историю о происхождении шапки и барм Владимира Мономаха. Деревянная резьба моленного места была покрыта золотом и орнаментальными росписями.

В юго-западном углу собора сохранился бронзовый шатер, отлитый в 1642 г. мастером котельного дела Д. Сверчковым. В дни праздников в нем выставляли на престоле в золотом ковчеге реликвию - часть ризы Христа. В 1913 г. в шатре была установлена гробница патриарха Гермогена.

Грандиозный и величественный Успенский собор так органично вошел в историю древнерусского зодчества, так отвечал духу своего времени, что надолго стал образцом для подражания вплоть до конца XVII века. 

В соборе вдоль стен погребены:

  1. Митрополит Пётр (ум. 1326)
  2. Митрополит Феогност (ум. 1353)
  3. Митрополит Киприан (ум. 1406)
  4. Митрополит Фотий (ум. 1431)
  5. Митрополит Иона (ум. 1461)
  6. Митрополит Филипп I (ум. 1473)
  7. Митрополит Геронтий (ум. 1489)
  8. Митрополит Симон (ум. 1511)
  9. Митрополит Макарий (ум. 1563)
  10. Митрополит Филипп II (Колычёв) (ум. 1569)
  11. Патриарх Иов (ум. 1607)
  12. Патриарх Гермоген (ум. 1612)
  13. Патриарх Филарет (ум. 1633)
  14. Патриарх Иоасаф I (ум. 1640)
  15. Патриарх Иосиф (ум. 1652)
  16. Патриарх Иоасаф II (ум. 1672)
  17. Патриарх Питирим (ум. 1673)
  18. Патриарх Иоаким (ум. 1690)
  19. Патриарх Адриан (ум. 1700)

 

Н.М. Аввакумов

Продолжение следует...