Благоустройство как искусство создания городской среды

Префектура СВАО, благодаря усилиям префекта Рабер Ирины Яковлевны, является признанным лидером в области благоустройства городских территорий.

В префектуре, создано и уже четыре года работает Управление природно-исторических территорий СВАО. Для достижения успехов в благоустроении района, коллектив управления нарабатывает новые подходы, перспективно мыслит и привлекает к работе лучшие проектные и подрядные организации.

О проблемах и планах мы попросили рассказать начальника управления Руденко Наталью Александровну. Беседу вела Курбатова Анна Сергеевна, первый заместитель генерального директора ООО «НИиПИ экологии города».


Руденко Наталья Александровна

А.С.: Наталья Александровна, как Вы считаете, какой вопрос в области комплексного благоустройства сегодня наиболее остро стоит перед органами муниципальной власти?

Н.А.: Я считаю, что муниципальные власти сегодня, прежде всего, должны научиться грамотно управлять всей цепочкой процессов в области создания благоустроенной городской среды - от проектирования до эксплуатации. Создание эффективной системы управления - это именно  та работа, которую они призваны выполнять. А эффективная система управления - это, как мне кажется, и создание в том числе реальных методик и рекомендаций, помогающих правильно организовать работу.

На одном из последних заседаний Правительства Москвы была представлена Генеральная схема озеленения города - хорошая, нужная работа, которую можно использовать как основу для перспективного планирования, определения приоритетных объектов благоустройства и т.д.

Но для ее практической реализации нам нужны еще и четкие методики. К сожалению, та нормативная база, которую мы сегодня имеем, достаточно теоретична и вызывает много вопросов. Например, критерии определения категорийности объектов в процессе эксплуатации. Допустим, мы сделали какой-то замечательный объект. Дальше его кто-то должен поддерживать в должном состоянии: ремонтировать дорожки, красить малые формы... А от категории объекта зависит и финансирование, и объемы работ по эксплуатации. Сегодня нам предлагают принцип определения категорийности по географическому признаку: все, что в пределах Садового кольца - первая категория; все, что за пределами Садового кольца, но более 10 гектаров - тоже первая; а все, что подальше и поменьше - вторая и так далее. Но разве это правильно? Вместо того чтобы говорить, что категорийность зависит от насыщенности городского ландшафта элементами системы благоустройства,  мы руководствуемся степенью удаленности объектов от центра!

Нам кажется, что базой для определения категории объекта может служить паспорт благоустройства. Это документ, в котором фиксируются все виды и объемы, все элементы созданной среды. Он необходим для оценки затрат на эксплуатацию: к примеру, за дорожками из отсева требуется определенный уход, и стоимость этой работы иная, чем ухода за асфальтовыми дорожками, а для покрытия из брусчатки нужно предусмотреть совсем другие расходы.

При определении категории нельзя механически руководствоваться территориальным принципом, нужно учитывать качество благоустройства, функциональное назначение, социальную значимость объекта, множество других факторов.

А.С.: А кто именно должен разрабатывать необходимый вам комплекс методик?  Москомархитектура, наверное, не в состоянии в одиночку решить вопрос, она же не хозяйствующий субъект. Скорее всего, это задача  Департамента ЖКХ.

Н.А.: Это задача и Департамента ЖКХ, и Департамента природопользования, и Москомархитектуры. У каждого из них своя роль в этом многофункциональном процессе. Главное, чтобы они не ограничивали свои полномочия только контрольными и согласующими функциями, а помогали бы повысить качество благоустройства города созданием методик и практических рекомендаций, разработкой типовых приемов, популяризацией новейших технологий, серьезным анализом.

Например, мы уже несколько лет одержимы идеей посадки и пересадки деревьев: сажаем-сажаем, а приживаемость подчас всего 20 %. Может быть, кто-то должен проанализировать эту ситуацию и сказать, зачем мы это делаем? И не механически увеличивать количество деревьев, а улучшать качество городской среды комплексом мер, каждый раз индивидуально, определяя это в зависимости от конкретной территории и ее функционального назначения?

Недавно мы завершили работы в сквере «Знаки Зодиака». Он создан на месте старого скучного сквера, выполнявшего единственную функцию - транзита, да еще и с неудобно расположенными дорожками. Люди сами решили проблему прокладки оптимальных путей движения, протоптав тропинки на бывших газонах. В проекте реконструкции мы учли эти моменты, систематизировали и оптимизировали дорожную сеть, но, главное, мы создали новую полноценную рекреационную зону. Благодаря изменению планировочной структуры, применению новых пространственных и ландшафтных решений, необычных малых архитектурных форм, сквер стал интересен, люди приходят в него отдыхать.

В этом мы видим главную задачу - создание рекреаций на разных уровнях: и на берегу реки, и во дворе, и в транзитном сквере. Главное - создавать. И в этом созидательном процессе роль проектировщиков, как мне кажется, очень важна. А также важно правильно оценивать их работу. И не по метражу проектируемой территории, а по сложности и оригинальности проектных решений. Ведь зачастую бывает значительно сложнее и трудозатратнее спроектировать благоустройство маленькой территории. Такой, как сквер Знаков Зодиака, или территория музыкальной школы «Весна», которую в этом году очень высоко оценила городская конкурсная комиссия.

Хотелось бы, чтобы методики расчета стоимости проектирования учитывали не только площадь объекта, но и сложность работы с территорией, необходимость проектирования индивидуальных форм и элементов, оригинальность ландшафтно-планировочных решений.

А.С.: Как оценить качество проектных решений по благоустройству? Кто оценивает, хороши они или плохи?

Н.А.: Анна Сергеевна, это очень серьезный вопрос. Мы относимся к благоустройству как к искусству создания городской среды. Представляете, что будет, если заставить чиновников оценивать качество? Восприятие искусства очень индивидуально, оно зависит от уровня образованности и культуры, от развитости художественного вкуса. А ведь люди очень разные. Если ориентироваться на их мнения, возникнет коллапс.

С моей точки зрения, оценивать качество благоустройства нужно с других позиций: сначала оценивается качество проекта, для этого существует профессиональные инстанции,  затем идет процесс согласования во множестве организаций - от Москомархитектуры до Департамента природопользования.

 Что касается качества укладки дорожек, разбивки газона, посадки растений, то для этого существуют специальные нормативы и профессионалы служб технического надзора.

А.С.: Мало сделать хороший проект, но каким город увидит объект, во многом зависит от уровня и качества реализации, то есть от подрядной организации, которая этот проект выполнит в натуре.

Н.А.: Во-первых, все наши проектировщики в обязательном порядке ведут авторский надзор. Мы это жестко контролируем, да и сами как заказчик проверяем, как подрядчик выполняет свою работу. Конечно, не всегда получается настоять на своем, но этому много причин, в том числе и объективных.

Во-вторых, мы видим, что чем интереснее и необычнее проект, тем с большим удовольствием и отдачей работают по его воплощению подрядные организации. Они тоже многому учатся, и, хотя иногда и сопротивляются, все же привыкают к нашим высоким требованиям к качеству и точности исполнения проектов.

А.С.:  Сложился ли в префектуре свой, оригинальный подход к цветочному оформлению городских территорий и в чем он состоит?

Н.А.: Мы не считаем, что нужно придерживаться какого-то единого метода цветочного оформления. Город - это многофункциональная структура, во дворах жилых домов оно должно быть одним, вдоль улиц - другим, в транзитном сквере - третьим, в природоохранной зоне - четвертым... Универсальной программы не существует. В каждом случае мы пытаемся найти градостроительные подходы  к размещению цветников, к определению их формы, площади, ассортимента растений. 

Каждый год мы разрабатываем окружную программу цветочного оформления и реконструкции уже имеющихся цветников. Наше Управление каждый год составляет адресный перечень работ по созданию цветников и вертикального озеленения на новых территориях. И так от года к году увеличиваем цветочное оформление округа, но не формально, как некоторые городские подрядные организации, которые переставляют одни и те же конструкции вертикального озеленения с одной улицы на другую. Мы стараемся в рамках выделенного бюджетного финансирования улучшать внешний вид наших улиц, постепенно охватывая весь округ.

А.С.: Вы стараетесь наращивать количество вертикального озеленения?

Н.А.: Мы стараемся за этим следить, хотя и не считаем, что на каждом столбе обязательно должна висеть корзина с цветами. На балконах или на первых этажах домов, фасады которых выходят на «красную линию», уместно, с градостроительной точки зрения, разместить контейнеры с цветами. Но есть дома, которые совсем не приспособлены для цветочного декорирования, на попытки их озеленения не стоит тратить ни времени, ни денег. То же можно сказать и об отдельно стоящих вертикальных конструкциях, которые в городе подчас устанавливаются очень непродуманно. Мы считаем, что вопросы цветочного оформления нужно решать индивидуально для каждого объекта городского пространства. И делать это с учетом градостроительной ситуации.

А.С.: Совершенно с Вами согласна: именно градостроительного мышления не хватает при разработке проектов благоустройства, призванных  повысить качество городской среды.

Н.А.: Слово «градостроительство» отсутствует в лексиконе некоторых ландшафтных архитекторов. А ведь именно градостроительство является основой создания урбанистического пространства. Любое пространство можно преобразовать за счет грамотного градостроительного решения. Это и функциональное зонирование, и колористика малых форм и дорожного покрытия, и целый комплекс задач, в том числе, и ландшафтный дизайн. Но именно - в том числе, а не только он. Поэтому проектировщики, которые берут на себя смелость заниматься городской средой, должны как минимум обладать знаниями в области градостроительства. Город - это не дачный участок, и тут одних знаний по растениеводству бывает маловато.

А.С.: В чем  секрет успешности ваших проектов?

Н.А.: Секрет в том, что мы смотрим на  наши объекты с точки зрения Архитектуры. Было когда-то такое понятие - «архитектура земли», это не просто решения, связанные с посадками зеленых насаждений, это сбалансированные проектные решения, создающие пространство.

Сегодня многие люди, которые просто умеют сажать цветы и более или менее разбираются, какие растения нельзя сажать рядом, называют себя ландшафтными архитекторами. Но, к сожалению, они не понимают, что этих знаний и навыков не достаточно для создания архитектурной среды. Город - это сложно организованная многофункциональная среда, она создается  и растительностью, и пятнами застройки,  и малыми формами, и декоративным мощением. Каждый из этих элементов играет свою роль в создании целостной системы городских пространств.

А.С.: Как Вы относитесь к практике проведения фестивалей цветников, прижившейся в нашем городе?

Н.А.: Мы относимся к этой теме не совсем так, как относятся к ней в других округах Москвы. Мы не устраиваем фестивали цветников ради фестивалей цветников и считаем, что проведение такого праздника - это не цель, а средство. У нас фестивали используются для приведения в порядок конкретных территорий. Такой подход дает возможность осмысленно использовать часть городского бюджета для благоустройства целостных в градостроительном отношении территорий. Мы никогда не приходим на одни и те же площадки несколько раз.

В фестивальный проект обязательно закладывается идеология дальнейшей эксплуатации объекта. Поясню: когда мы готовим фестиваль, мы заботимся о размещении большого количества цветочных композиций, но в проекте обязательно есть пометки, какие цветники подлежат восстановлению на будущий год, а какие - нет: обычно из 15 цветников сохраняется всего 6-7, остальные превращаются в газон. И тогда территория после проведения фестиваля остается благоустроенной, ухоженной, комфортной.

 Мы считаем, что цветочные праздники предоставляют хорошую возможность для всех заинтересованных организаций поучиться приемам ландшафтного дизайна, ознакомиться с новыми тенденциям в цветочном оформлении города, современными технологиями, в том числе и зарубежными.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »