Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Механизмы реализации Киотского протокола

И возможности, открывающиеся для предприятий теплоэлектроэнергетики России


Рязанская ГРЭС стала площадкой для реализации в России пилотного проекта снижения выбросов парниковых газов.

В феврале 2005 года вступил в силу Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК). Конвенция призвана объединить усилия стран-участниц на основе «общей, но дифференцированной ответственности» по смягчению опасных изменений климата и добиться стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере «на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему». Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, а также позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе.

Киотский протокол - первое глобальное соглашение об охране окружающей среды, основанное на рыночных механизмах регулирования, то есть на международной торговле квотами на выбросы парниковых газов (ПГ).  Этот документ устанавливает обязательства по количественному ограничению или сокращению национальных выбросов ПГ, включая диоксид углерода,  метан,  закись азота,  гидрофторуглероды и перфторуглероды, а также гексафторид серы.

Необходимо подчеркнуть, что сферой регулирования РКИК и Киотского протокола являются только антропогенные выбросы и стоки ПГ; при этом не установлены какие-либо ограничения или запреты для конкретных видов экономической деятельности или производства. Сторонам предоставляется широкое право выбора действий на основе общей, но дифференцированной ответственности в соответствии с конкретными национальными и региональными приоритетами.

Киотский протокол закрепляет конкретные обязательства стран-участниц в отношении выбросов парниковых газов в период с 2008 по 2012 год.  Для России это обязательство состоит в непревышении объема выбросов по сравнению с базовым уровнем 1990 года.

Этот документ предусматривает целый ряд так называемых «механизмов гибкости» - рыночных инструментов, позволяющих привлекать дополнительные средства для реализации проектов и программ, направленных на снижение выбросов ПГ.   Для России наибольший интерес представляют Проекты совместного осуществления (ПСО). Фактически это инвестиции в проекты по уменьшению выбросов, которые по взаимному согласию выполняет одна страна на территории другой, причем обе они должны быть включены в так называемое «Приложение 1» к РКИК. Перечисленные в этом документе промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой (в том числе Россия) взяли на себя определенные обязательства в отношении выбросов парниковых газов. Достигнутые проектные снижения выбросов, измеряемые в особых единицах, вычитаются из  бюджета выбросов страны-реципиента и прибавляются к бюджету страны-инвестора. Россия является потенциальной страной-реципиентом, уже разработан широкий спектр предложений, которые могли бы  рассматриваться в качестве проектов совместного осуществления. 

Российским министерствам потребовалось почти два года на подготовку и согласование необходимых нормативных актов для начала реализации механизмов Киотского протокола. В мае 2007 года Правительство РФ выпустило постановление, определяющее процедуры подготовки и регистрации проектов совместного осуществления (ПСО).

Наиболее серьезный интерес к ПСО проявляет РАО «ЕЭС России». Это обусловлено тем, что на его долю приходится значительная часть выбросов парниковых газов;  на предприятиях компании по-прежнему высока доля устаревшего и низкоэффективного оборудования, что определяет  необходимость его замены или модернизации; многие проекты не реализуются из-за инвестиционных барьеров, так как экономическая эффективность проектов невелика, необходимы дополнительные источники финансирования.

Теплоэлектроэнергетика на протяжении многих лет занимала первое место по валовым выбросам загрязняющих веществ в атмосферу и только в 2004 году уступила его нефтедобыче. Необходимо подчеркнуть, что причиной повышения энергоэффективности и снижения негативного воздействия на окружающую среду стало внедрение предприятиями  отрасли передовых технологий производства и управления, в частности, современных систем экологического менеджмента, позволяющих решать задачи обеспечения высокой экологической результативности предприятий.

Согласно международной терминологии ISO 14001:2004 система экологического менеджмента (СЭМ) представляет собой часть общей системы менеджмента, которая включает организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, достижения целей экологической политики, а также ее пересмотра и корректировки. Речь идет о неотъемлемой части общей системы менеджмента, которая развивается в соответствии с основополагающими принципами цикла Деминга: планирование, внедрение, контроль и корректировка.  Следовательно, цели СЭМ соответствуют стратегии развития организации, их достижение способствует усилению ее позиций.

Принципы экологического менеджмента успешно реализуются на предприятиях РАО «ЕЭС России». Головной организацией по вопросам внедрения систем экологического менеджмента стал Центр энергоэффективности РАО «ЕЭС России». Цель экологической политики холдинга состоит в  «повышении уровня экологической безопасности, росте капитализации энергокомпаний... за счет обеспечения надежного и экологически безопасного производства, транспортировки и распределения энергии, комплексного подхода к использованию природных энергетических ресурсов». Экологическая приемлемость производства энергии не противопоставляется надежности и экономическому развитию холдинга. Перед предприятиями РАО «ЕЭС России» ставятся задачи сокращения негативного воздействия предприятий холдинга на окружающую среду, они конкретизированы для каждого объекта в соответствии с типом и объемом производства.

В качестве первоочередных задач намечены  снижение выбросов ПГ и сокращение удельных выбросов загрязняющих веществ.  В перечне перспективных подходов к решению задач СЭМ серьезное внимание уделено предотвращению загрязнения окружающей среды и внедрению технологических подходов, позволяющих повысить эффективность производства энергии и снизить образование вредных веществ, например, оксидов азота.


Относительный вклад отраслей экономики России в выбросы парниковых газов

Логическая связь совершенствования энергоэффективности и развития систем экологического менеджмента получила документальное подтверждение. Это очень важный момент, так как на отечественных предприятиях самых разных отраслей промышленности вопросы эффективности использования  энергии, сырья и материалов часто рассматриваются вне взаимосвязи с экологическими аспектами, а подходы к разработке СЭМ ограничиваются обсуждением необходимости внедрения средозащитной техники и достижения соответствия требованиям природоохранных органов.

Но модель системы экологического менеджмента построена на процессном подходе, он определяет ее результативность и эффективность при снижении воздействия предприятий на окружающую среду. Процессный подход к охране окружающей среды и  методология СЭМ построены на включении требований к качеству внешней среды в планирование и организацию деятельности предприятий. При таком подходе выделяются и контролируются аспекты деятельности, продукции и услуг, связанных с окружающей средой. Стандарты ISO серии 14000 вводят специальный термин - экологический аспект как элемент продукции или услуг предприятия, который может взаимодействовать с окружающей средой и  оказывать на нее значительное влияние. СЭМ предназначена для обеспечения контроля экологических аспектов предприятия, необходимого для предотвращения или сокращения негативного воздействия производства на окружающую среду.

Однако внедрение системы экологического менеджмента и ее влияние на производство не ограничиваются только контролем экологических аспектов. Напротив, СЭМ способна принести российским предприятиям практически любой отрасли широкий спектр преимуществ, которые позволяют достаточно легко окупить затраты на ее внедрение. Впрочем, существует одно важное условие: система экологического менеджмента должна работать, быть составной частью общей системы менеджмента, механизмом обеспечения и принятия решений.

Модель системы экологического менеджмента строится исходя из определения миссии компании и стратегии ее развития. На их основе разрабатывается экологическая политика, определяются цели деятельности в рамках СЭМ. Таким образом, внедрение СЭМ является серьезной причиной для развития стратегического планирования компаний, не уделявших ранее должного внимания этому вопросу.

СЭМ также учитывает тактическое планирование, и именно планирование составляет значительную часть требований ISO 14001.  Функционирование СЭМ немыслимо без взаимодействия функциональных направлений в рамках предприятия, за счет этого появляются возможности избежания конфликта основной и экологической деятельности, а также постановки непротиворечивых и реально достижимых экологических целей.

Методология СЭМ предлагает широкий спектр инструментов, обеспечивающих и облегчающих координацию действий подразделений и функциональных направлений. Среди них главное положение занимают процедуры, практически универсальный инструмент развития и совершенствования регулярной деятельности компании. Для внедрения СЭМ и изменения подходов управления производством требуются значительные усилия по обучению  и мотивации сотрудников. Решение этой задачи позволит укрепить организацию, повысит заинтересованность сотрудников  в успехе ее деятельности.

Таким образом, совершенствование управления компанией и повышение ее устойчивости можно отнести к системным преимуществам внедрения СЭМ. Результатов применения системы экологического менеджмента приходится ждать несколько лет,  лимитирующим фактором часто выступает изменение отношения персонала и практики работы в рамках всей компании. Впрочем, часть преимуществ, касающихся, например, устранения дублирования функций, сказывается уже в короткие сроки.

В качестве прямого следствия системных преимуществ, проявляющихся в повышении устойчивости и управляемости компании, выступают рыночные преимущества, связанные со взаимодействием с финансовыми организациями при инвестировании, кредитовании и страховании. СЭМ способствует предотвращению рисков воздействия на окружающую среду, в том числе аварийных. В результате многие финансовые организации уделяют серьезное внимание наличию СЭМ в менеджменте компании, устанавливая меньшие страховые проценты при финансировании, а страховые компании - меньшие тарифы при страховании компаний, внедривших или внедряющих современные системы менеджмента. 

Для самого предприятия СЭМ приносит и рисковые преимущества: уменьшается вероятность нарушения законодательства, получения штрафов и других видов административной или иной ответственности; готовность к действиям в нештатных ситуациях обуславливает меньшую вероятность возникновения аварий; минимизируется масштаб их вероятных последствий.  Эти следствия проявляются в полную силу в среднесрочный период, однако они могут ощутимо проявиться уже в течение первого года внедрения СЭМ.

Ресурсные и природоохранные преимущества СЭМ взаимосвязаны с системными,  рыночными и рисковыми преимуществами. В совокупности они приводят к эффекту синергии: СЭМ «запускает» механизм последовательного улучшения, способствуя повышению устойчивости, результативности и эффективности компании в целом. Данные приведены в таблице.


Выбросы диоксида углерода предприятиями РАО «ЕЭС России» в 1990-2005 годах

Система экологического менеджмента в действии

Рассмотрим перспективы сокращения выбросов парниковых газов предприятиями теплоэлектроэнергетики при условии внедрения систем экологического менеджмента. Предприятия этой отрасли получают ресурсные преимущества, проявляющиеся в снижении себестоимости производства энергии за счет рационального использования топлива.

РАО «ЕЭС России» учреждена некоммерческая инвестиционная экологическая организация «Энергетический углеродный фонд». Ее целью является «обеспечение экологически устойчивого и эффективного социально-экономического развития энергетики и других секторов экономики России посредством создания и использования на внутрикорпоративном, национальном и международных уровнях инновационных организационно-финансовых механизмов реализации проектов и мероприятий по решению глобальных, региональных, национальных и локальных экологических проблем, в том числе направленных на энергоэффективность и сокращение выбросов парниковых газов в России и за рубежом». Руководство холдинга считает, что проекты, пригодные к финансированию за счет механизмов Киотского протокола, позволили бы сократить выбросы ПГ  на 30-35 миллионов тонн и принести России «углеродные» доходы в сотни миллионов евро. Интерес к подобным проектам проявляют такие страны-инвесторы, как Нидерланды, Швеция, Дания, Австрия.

Сейчас РАО «ЕЭС России» рассматривает планы реконструкции оборудования для перехода на сжигание природного газа в Амурске,  замены паровых котлов газотурбинными установками  с утилизацией тепла отходящих газов в котлах-утилизаторах в Медногорске, перевода муниципальных котельных на природный газ в Oмской области. Предлагаемые решения основаны как на российском, так и на международном опыте и во многом отражают рекомендации, содержащиеся в «Ссылочном документе по наилучшим доступным методам в отношении топливосжигающих установок» (BREF), созданном в рамках реализации европейской Директивы по комплексному контролю и предотвращению загрязнения окружающей среды.

Особенность этого документа состоит в том, что приведенные в нем характеристики европейских объектов теплоэлектроэнергетики и наилучшие методы (НДМ) снижения воздействия на окружающую среду могут быть использованы в качестве ориентиров при оценке результативности отечественных теплоэлектростанций.  Таким образом, процедура оценки экологической результативности, играющая ключевую роль в определении экологических целей и задач, может быть реализована на российских предприятиях теплоэлектроэнергетики. Это позволит определить приоритеты развития СЭМ и их значимость для повышения эффективности производства энергии.

Эффективность Рязанской ГРЭС

Подобная процедура была осуществлена на Рязанской ГРЭС, одном из филиалов генерирующей компании оптового рынка ОАО «ОГК-6» в ходе проекта «Распространение подходов повышения эффективности и снижения выбросов парниковых газов крупными объектами теплоэлектроэнергетики». Проект выполняется Ассоциированным центром ЮНЕСКО по химической науке и образованию и международной консалтинговой компанией E.ON Power Technology при содействии РОО «Эколайн». Его финансирование производится на безвозмездной основе Министерством иностранных дел Великобритании в рамках программы Фонда глобальных возможностей, который создан с целью поддержки прогрессивных инициатив в различных странах в областях деятельности, представляющих особую значимость для Великобритании. В России Фонд глобальных возможностей реализует три программы: Программу экономического управления, Программу устойчивого развития и Программу по климатическим изменениям и энергии.

Сопоставление применяющихся методов снижения воздействия на окружающую среду показало, что на Рязанской ГРЭС реализованы практически все меры, призванные уменьшить возможное негативное воздействие при обращении с сырьем, воздействие твердых отходов и сбросов в водные объекты.

 На предприятии реализованы основные меры по уменьшению образования вредных веществ. Вторичные меры по управлению выбросами, заключающиеся в использовании средозащитного оборудования для снижения выбросов в атмосферу, рекомендованного BREF, не осуществлены. Это связано с отличиями в подходах к нормированию воздействия и процедуре выдачи разрешений, действующими в России, и соответствующими стандартами Евросоюза В результате на Рязанской ГРЭС не применяется оборудование для очистки дымовых газов от оксидов серы и азота, а оборудование для очистки от пыли недостаточно эффективно. Поэтому концентрации загрязняющих веществ в выбросах ГРЭС значительно выше, чем у аналогичных предприятий ЕС, но в то же время Рязанская ГРЭС с большим запасом соблюдает установленные для нее нормативы валовых и максимально разовых выбросов.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2018 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).