Лишние площади

Сегодня, пожалуй, ни государство, ни бизнес не отдают себе отчета в том, чего они хотят от городского ландшафта. Государство еще не решило, какие требования нужно предъявлять к бизнесу, бизнес пока не знает, что запрашивать у государства. В результате работа с ландшафтом в современных российских условиях представляет собой хаотичные попытки латания постоянно возникающих дыр, и не только уже привычных, в асфальте, но и  на газонах, на клумбах, на стенах...

Люди

Хаотичное городское благоустройство и поступки воспитанных в хаотичной же среде молодых горожан порождают неожиданные проектные решения. Например, мой четырнадцатилетний сын, увидев подготовленные нашим институтом разработки скамеек для молодежных площадок, категорически заявил: «Скамейки должны быть не цветными, а черными!». И пояснил: «Сегодня большинство подростков носит с собой черные маркеры. Если цвет скамеек будет светлым, их обязательно разрисуют».

Борьба

На информационном щите компании, которая занимается строительством офисного здания на 2-й Брестской, размещена информация экологической направленности о количестве вырубленных и вновь  посаженных деревьев. Невероятно! Компания-застройщик заботится не только о квадратных метрах, но и о деревьях! Мы решили разобраться, как планируется осуществлять заявленную заботу.

Выяснилось, что самому застройщику деревья не нужны. Производителей работ заставляет думать о зеленых насаждениях Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы. Но как об этих деревьях думать, строго говоря, не указывает. Ведь требования «пересадить», «сохранить», «компенсировать» - еще не значит указать, как это сделать в интересах городского сообщества. В результате застройщик пытается сохранить дерево, которое не только не украшает улицу, а иногда даже пугает прохожих, навевая мысли о бренности земного существования и о бесконечной череде ошибок, которые уродуют родной город.

В никуда

Бедой для жителей городов становятся не только дороги, но и дорожки. Как они прокладываются, из какого материала строятся, на какое время года и суток рассчитаны? Изучая дорожно-тропиночную сеть современного города на примере районов Беляево и Коньково, мы пришли к выводу, что прокладка и ремонт многих дорожек ведется по принципу «от сих до сих», необходимость ремонта их «истоков» и мест пересечения с другими дорожками игнорируется. В результате большинство из них не отвечает требованиям удобства передвижения пешеходов.

Преграды

Физических границ между пространственно-функциональными системами (ПФС) и внутри них не существует. Правда, в последнее время в Москве активно занялись строительством заборов и заборчиков, часто необоснованных и ненужных. Но они не помогают  организовать пространство, а часто лишь подчеркивают необоснованность его структуры и ее экономическую несостоятельность. Ведь заборы - это всегда преграды. Они встают на пути человека, который хочет пересечь пространство так, как ему удобно, а не как диктует организация, которая обязана обустраивать эту территорию.

Вазоны без...

Сегодня в Москве и Подмосковье клумбами и цветочными газонами украшен едва ли не каждый свободный уголок. В течение как минимум четырех лет подряд каждая префектура отчитывалась по показателям приращения площадей цветников, но объем средств на содержание уже созданных цветников пропорционально достигнутым объемам не увеличивался. В результате к весне 2007 года появилось множество пустующих вазонов и до критических размеров увеличилось расстояние между цветами на клумбах (материал для наблюдений набирался в исследуемых районах - Беляево и Коньково). Создается впечатление, что на сегодняшний день единственно успешно выполняемая такими цветниками функция - преграда для нежелательного проезда или парковки транспорта в микрорайонах. Малая форма, заполненная цветочным грунтом, оказалась более действенной даже в сравнении с низкими металлическими заборами.

Что происходит с качеством городской среды?

Качество городской среды - проблема видимая, только когда над ней начинаешь задумываться. Опрос горожан показал: на вопрос «нравится ли Вам городская среда, в которой Вы живете?», 80% респондентов ответили положительно. И только когда задавался уточняющий вопрос «Что конкретно Вам нравится?», опрашиваемые начинали задумываться над слагаемыми среды, которая им «нравилась». Следующие ответы подтверждали правоту поговорки «стерпится-слюбится». Нужно отметить, что в такой ситуации трудно использовать заранее заготовленные вопросы, потому что  только в процессе ответов на наводящие вопросы люди начинали понимать, что:

Чтобы добраться до ответа на вопрос, что мы имеем в виду под качеством городской среды, что такое «хорошо» и что такое «плохо», нужно начать издалека.

Функция, много функций

В советский период развития градостроительства, когда право частной собственности на землю было заменено правом государственной собственности, горожанам предложили некий суррогат, им стало нормирование землепользования, выражающееся в определенном количестве квадратных метров площади на человека.

При этом определение набора функций (включая планирование площадок для выбивания ковров или мест для сушки белья во дворах) происходило в специфических экономических условиях. Не каждый день страна строит социализм, усредняющий жизненные потребности человека и сводящий их к минимальным социальным нормам. Что говорить о дворовых пространствах, если даже кухни в домах типовой застройки были ужаты до 5-6 квадратынх метров...

По нормативам тех лет функцию социальных пространств, попадающих в непосредственное пользование горожан, выполняли дворы, реже - площади, еще реже - парки. Они создавались под специфический для того времени образ жизни, характеризовавшийся определенным набором услуг и удовольствий, которые человек мог получить  от города в определенные периоды времени.

Оценка услуг городского пространства в контексте времени, на протяжении которого человек нуждается в этих услугах - принципиально важное обстоятельство для определения качества городского ландшафта. Она позволяет определить, можно ли сочетать несколько и каких функций урбанистического пространства на одном участке. Если время востребованности функций не совпадает со временем суток или сезоном года, использование этого пространства может стать многофункциональным. 

В современной градостроительной терминологии многофункциональными принято называть пространства, которые используются для выполнения разных функций одновременно, в итоге складывается некая горизонтальная мозаичная структура. Мы предлагаем дополнить фактор пространства фактором  времени. Тогда многофункциональными станут пространства, используемые для разных функций не только одновременно, но и поочередно. С экономической точки зрения это наиболее эффективное использование городской земли.

  Например, в жилом комплексе «Десятая планета» были запроектированы многофункциональные пространства для пешеходов и машин. В дневное время, когда активность транспорта в микрорайоне практически ничтожна, проезды и стоянки превращаются в площадки для игр. Кроме того, за счет регулирования движения автотранспорта часть проездов выделяется для использования в качестве мест для игр или тихого отдыха. Если развивать пространство по вертикали (строительство мостов), один и тот же (в проекции) участок можно одновременно использовать для разных видов движения.

Еще одним примером многофункционального использования пространства может стать озелененная плоская крыша. Функцию кровли она исполняет на протяжении всего времени существования объекта, но периодически «зеленая крыша» может использоваться для рекреационных целей.

Следствия нормирования

Вот мы и подошли к существующей системе нормирования. Поскольку норматив придомовой озелененной территории в 5 - 7 квадратных метров на человека не относится к категории вечных истин, вряд ли кто-то будет спорить, что они определяются отношением общества к земельному вопросу: чья земля и для чего земля?

Сегодня, пусть и в скрытой форме, но уже существует частная собственность на землю (аренда на 49 лет или без срока). Поэтому пора соглашаться с тем, что, если земля используется собственником в соответствии с указанными государством функциями, то право определения комфортности жизни на ней должно принадлежать собственнику, а не государству. Однако этот процесс должен быть контролируемым. Государство (и только государство) должно разработать новую, привязанную к меняющейся социально-экономической ситуации политику развития городского пространства.

Лишние земли. Где они?

Сегодня в городах России появились лишние земли.

Лишние земли - это участки,  лишенные природной основы функционирования, которые невозможно эффективно использовать в рамках существующей экономической и социальной ситуации.

Обследование территории районов городской застройки 70-80-90-х годов сформировало следующее представление о землепользовании: единственное, что сохранилось от первоначального функционально-планировочного замысла архитекторов и строителей в жилых микрорайонах, это местоположение (размещение, привязка) озелененных участков между фасадами зданий, вокруг детских площадок и внутриквартальных проездов. Все остальное, включая состояние вышеназванных объектов в пространственно-функциональной системе, претерпело существенные изменения.

Государственное регулирование пространственно-функциональной организации городского пространства в новых социально-экономических условиях должно быть направлено на создание условий для формирования среды обитания такого качества, которое можно оценить как
- социально востребованное,
- экономически целесообразное,
- экологически допустимое.

Попробуем оценить реальную ситуацию в городах. Сделаем это на примере результатов проведенного нами мониторинга жилой среды Москвы, Нижнего Новгорода и подмосковного поселка Селятино. Сегодня в наших городах повсеместно существует и постоянно тиражируется экономически малоэффективная, неудобная для жителей и мешающая действовать силам природы структура жилых кварталов. От 50 до 80% их территории, «отводимой под озеленение», не только не выполняют своих эстетических и средоформирующих функций, но и провоцируют социальные конфликты. (Они возникают, когда, например, часть населения желает реализовать свои потребности в парковочных местах для автомобилей за счет использования «ничейных» участков, а остальная часть всегда выступает против.)

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »