Экология путей сообщения

Эволюция развития человечества и создание индустриальных методов хозяйствования привели к образованию глобальной техносферы, одним из элементов которой является железнодорожный транспорт. Состояние окружающей среды при взаимодействии с объектами железнодорожного транспорта зависит от инфраструктуры по строительству железных дорог, производству подвижного состава, производственного оборудования и других устройств, интенсивности использования подвижного состава и других объектов на железных дорогах, результатов научных исследований и их внедрения на предприятиях и объектах отрасли.

Материал подготовлен по вопросам гостей интернет - сайта издания. Самые интересные вопросы мы попросили прокомментировать в пресс-службе ОАО «РЖД».

ЭR: Какие виды грузов допускаются к хранению на сортировочных станциях? Есть ли специальные технологии транспортировки грузов, способных оказывать негативное влияние на окружающую среду?

- Порядок хранения грузов на открытых и закрытых складах, в вагонах и контейнерах на станциях  устанавливается нормативным документом - Правилами хранения грузов в местах общего пользования при перевозке железнодорожным транспортом. К хранению допускаются все виды грузов, за исключением опасных. Правила определяют условия и срок хранения отдельных видов грузов, например, продовольственных товаров. Кроме грузов, перевозимых по железным дорогам, на складах станций допускается хранение товаров и изделий по договору с их владельцами.

Для железнодорожных перевозок применяются закрытые (крытые вагоны, цистерны, изотермические вагоны, хопперы - цементовозы и зерновозы, минераловозы, контейнеры) и открытые (платформы и полувагоны) типы подвижного состава. При транспортировке в закрытом подвижном составе груз не оказывает негативного влияния на окружающую среду.

В последние годы ОАО «РЖД» запрещает использование открытого подвижного состава для перевозок в неупакованном виде таких пылящих грузов, как комовая сера, минеральные удобрения, концентраты цветных металлов. Это требование направлено на устранение возможности загрязнения окружающей среды. Сейчас транспортировка сыпучих грузов осуществляется в мягких контейнерах разового использования, а для укрытия применяются брезент и полимерные материалы.

Если грузоотправители заключают договор на транспортировку новых видов грузов, РЖД проводит экспертизу их нормативных документов, а также запрашивает рекомендации по условиям перевозки. Эти действия необходимы для обеспечения не только безопасности движения, но и экологической безопасности перевозок.

ЭR: Какие меры предпринимаются для предотвращения железнодорожных происшествий, имеющих негативные последствия для окружающей среды?

- Обеспечение безопасности движения в системе ОАО «РЖД» регламентировано федеральным законом от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10 января 2003 года № 18-ФЗ, Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации № ЦРБ-756 от 26 мая 2000 года, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации № ЦД-790 от 16 октября 2000 года, а также рядом других нормативных правовых актов.

На период 2006-2008 годов утверждена отраслевая Программа повышения безопасности движения, на реализацию которой выделено более 17 миллиардов рублей, а также разработана инвестиционная Программа обновления основных производственных фондов.

ОАО «РЖД» имеет специальную службу, обеспечивающую контроль безопасности движения. Она разрабатывает и реализует программы повышения безопасности движения, а также проводит ежегодные технические ревизии и проверки каждого филиала компании.

Обеспечение экологической безопасности в ОАО «РЖД» организовано в соответствии с федеральными законами от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасными объектами на железнодорожном транспорте осуществляют 17 производственных экологических лабораторий, принадлежащих ОАО «РЖД».

ЭR: Насколько актуально для ОАО «РЖД» принятие закона об экологических рисках и их страховании?

- Этот вид страхования востребован временем. Наши зарубежные коллеги уже ввели лицензирование перевозки опасных грузов и дополнительные условия лицензирования, направленные на уменьшение риска причинения вреда населению и окружающей среде. Они касаются осуществления технической стороны перевозок опасных грузов и упорядочения  правил  получения  лицензий.

Риск последствий аварий при транспортировке опасных грузов зависит не только от технических возможностей перевозчика и соблюдения им правил перевозок, но и от маршрутов перевозок. Транспортировка опасных грузов по территориям городов с высокой плотностью жилой застройки повышает риск причинения вреда населению и природной среде. Процедура оценки риска транспортировки опасных грузов широко используется в большинстве европейских стран.

В план научно-технического развития ОАО «РЖД» в 2007 году заложена разработка методики эколого-экономической оценки риска при перевозке нефтепродуктов и пылящих материалов.

ЭR: Какие основные экологические задачи приходится решать на главных предприятиях отрасли?

- В числе основных задач - снижение уровня техногенного влияния филиалов ОАО «РЖД» на окружающую среду, повышение их экологичности и обеспечение производственного экологического контроля их деятельности.

ЭR: Расскажите о современных технологиях борьбы с шумом.

- Исследования показали, что экраны являются малоэффективным средством защиты от низкочастотных шумов, источником которых является подвижной состав. Поэтому на железных дорогах применяются новые пассивные и активные средства шумоподавления.

 К пассивным средствам относятся полимерные прокладки, они устанавливаются между земляным полотном и щебёночным балластом, между шпалами и щебёночным балластом, между рельсами и шпалами. К этим же средствам относится шлифовка рельсов и колёс. Проведение таких мероприятий значительно сокращает шум и вибрацию и позволяет достичь уровня шумового воздействия на окружающую среду в пределах 35-40 дБА, это значительно ниже допустимого в дневное время суток  уровня шума в 65 дБА.

Активные средства шумоподавления - современные системы, состоящие из микрофонов, динамиков и электронного устройства, которое анализирует спектр шума и формирует сложный гармонический сигнал, подающийся в  динамики в противофазе источника шума. Сигналы накладываются друг на друга, образуя за динамиками область с низкими шумовыми показателями.

Для уменьшения шумового воздействия на окружающую среду используются и другие методы. По заказу ОАО «РЖД» разработан первый отечественный магистральный локомотив-газотурбовоз. Уникальные конструкторские решения его двигателя позволяют снизить уровень шума и объем выбросов вредных веществ, образующихся при  сгорании сжиженного природного газа. Во втором полугодии 2007 года на Куйбышевской железной дороге начнутся его испытания.

При капитальном ремонте тепловозов устаревшие двигатели меняются на современные, более экологичные, при этом топливная экономичность тепловозов повышается на 15%, а экологические показатели - на 30%. В 2006 году модернизацию прошли около 150 тепловозов.

ЭR: Вдоль московских железнодорожных путей появились экраны из гофрированного металла - какова их роль?

- Экраны из гофрированного металла, установленные вдоль путей Московской и Октябрьской железных дорог, предназначены для ограждения территорий и исключения проникновения людей и животных в зону повышенной опасности.

ЭR:  Для отсыпки железнодорожного полотна используются щебень и гравий. Контролируется ли уровень радиационного фона этих материалов?

- Закупка щебня на нужды путевого хозяйства ОАО «РЖД» осуществляется только при наличии у товара сертификата соответствия, который выдается Регистром сертификации на железнодорожном транспорте. При выдаче сертификата щебень проверяется и  на радиационную безопасность.

ЭR: Что делает РЖД для создания комфортной городской среды на вокзалах и железнодорожных станциях?

- Обеспечение экологической безопасности на подведомственных объектах является одним из актуальных направлений работы Дирекции железнодорожных вокзалов. Мероприятия по повышению комфортности вокзалов отражены в Программе развития вокзального комплекса до 2015 года. К ним относятся:

- соблюдение экологических требований и проведение экологической экспертизы при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию сооружений и иных объектов железнодорожного транспорта;

- применение при строительстве и реконструкции вокзальных комплексов новейших технологий и материалов, гарантирующих экологическую безопасность;

- применение экологически чистых и безопасных средств обработки помещений и прилегающих территорий;

- предотвращение загрязнения окружающей среды за счет применения безопасных технологий, связанных с утилизацией промышленных и бытовых отходов;

- установка контейнеров для раздельного сбора отходов;

- охрана атмосферного воздуха, а также очистка и обеззараживание воздуха в местах массового скопления людей;

-  оборудование помещений вокзалов системами кондиционирования;

- контроль содержания ливневых водосборных лотков и профилактические мероприятия для систем водоприемных дождевых колодцев.

ЭR:  Как утилизируются отходы железной дороги, есть ли у РЖД собственная служба сбора и утилизации отходов?

- В ОАО «РЖД» проводится системная работа по снижению отрицательного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и максимальному вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве источников сырья.

На железных дорогах ежегодно образуется более 2 миллионов тонн отходов различных классов опасности. При этом наибольшее количество отходов (1,42 миллиона тонн) относится к самому низкому, 5-му классу опасности. Более 30% отходов используется в технологических процессах производства в качестве вторичного сырья, часть отходов обезвреживается на площадках структурных подразделений железных дорог, имеющих специальные мусоросжигательные установки.

Специальной службы, занимающейся вопросами  утилизации, на железных дорогах пока нет. Координацией деятельности структурных подразделений занимается Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД».

ЭR: Контролируется ли поверхностный сток с железнодорожных территорий в городской черте?

- На территории Москвы контроль качества поверхностного стока с территорий структурных подразделений ОАО «РЖД» осуществляется лабораториями Мосводостока. Железнодорожные предприятия, размещенные в черте Москвы, оборудованы лотками для сбора дождевых стоков, а также канализационными и локальными очистными системами. Очищенный поверхностный сток отводится в канализационную систему предприятий Мосводостока.

ЭR: В заключение интервью хотелось бы узнать о перспективах интеграции железнодорожного транспорта в систему городского транспорта.

- Филиалы ОАО «РЖД» обсуждают с администрациями Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Перми и Челябинска вопросы интеграции железнодорожного транспорта в городскую инфраструктуру и реализации проекта «Городские электропоезда».

По инициативе Правительства Москвы и руководства ОАО «РЖД» создана межведомственная рабочая группа, которая занимается проработкой предложений, связанных с организацией курсирования скорых пригородных поездов на участке Москва - Крюково (Зеленоград) - Алабушево; она же рассматривает возможность организации движения пассажирских электропоездов по Малому железнодорожному кольцу.