Заправочный бизнес учится плавать

На сегодняшний день в городе существует порядка 5 тысяч частных водных катеров, которые заправляются «вручную», из канистры, что небезопасно для окружающей среды  поэтому московские акватории в течение ближайших двух лет планируется снабдить и плавучими автозаправками - через каждые 50 км водного пути.

О развитии этого бизнеса мы попросили рассказать  Алексея Кондакова, главного конструктора предприятия - изготовителя водных АЗС ЗАО «Металсервис».

ЭR: Алексей, почему в Москве нет водных заправочных станций? Сейчас появилось много маломерных судов и, чтобы наполнить их баки топливом, владельцам приходится пользоваться канистрами. Это неудобно, а с точки зрения экологии - вообще неприемлемо.

А.К.: А Вы не хотите задать этот вопрос Олегу Митволю?.. Шучу... Спрос на водные заправочные станции действительно большой. Наша компания принимала участие в Третьем Московском фестивале яхт, который проходил в июне этого года на причале «Парк культуры». Мы выставляли свою модель плавучей заправочной станции и демонстрировали подробную фото- и видеоинформацию о проекте. Разработкой интересовались многие: и владельцы яхт, и владельцы яхт-клубов, даже представители Государственной инспекции по маломерным судам и Министерства чрезвычайных ситуаций. Казалось бы, все просто: покупай  и пользуйся, нужно только решить вопрос о выделении места для ПЗС... И вот тут вмешивается его Величество бюрократический фактор. Как только потенциальные владельцы плавучих заправочных станций его одолеют, дело сдвинется с мертвой точки.

Если для заправки малых судов используются двадцатилитровые канистры,  из каждой из них, по статистике (проверенной личным опытом), в воду проливается около 50 граммов топлива, а конструкция наших ПЗС исключает любые, подчеркиваю - любые случайные проливы нефтепродуктов. Ни капли бензина не может попасть ни на берег, ни в воду, ни на заправляющиеся катера и яхты. Мы гарантируем экологическую чистоту окружающей среды.

ЭR: Не проливается ни капли топлива? Неужели такое возможно?

А.К.: Сертифицированные армированные маслобензостойкие рукава оснащены сертифицированными герметичными разъемами, такие же разъемы установлены на бензовозах и на самой плавучей заправочной станции. Конечно, при их размыкании может стечь пара капель бензина, но это происходит внутри герметичных емкостей, а не за их пределами.

ЭR: Как заправляются ваши ПЗС? Кажется, есть закон о том, что бензовозы не могут подъезжать к воде ближе ста пятидесяти метров?

А.К.: В нашу плавучую заправочную станцию топливо может закачиваться двумя способами. Абсолютно законный на сегодняшний день - первый: заливка топлива в емкости ПЗС с судна-бункеровщика, но это неудобно и экономически невыгодно.

Второй, наиболее удобный способ - бункеровка с бензовоза через герметичные сертифицированные рукава, оснащенные герметичными же сертифицированными разъемами. Однако по закону бензовоз должен остановиться в 150 метрах от кромки воды, подъезжать ближе категорически запрещено. До сих пор это положение не урегулировано на законодательном уровне, хотя давно находится на рассмотрении в государственных структурах. Если бы с помощью публикации в вашем журнале удалось сдвинуть решение проблемы с мертвой точки, было бы здорово!

ЭR: А где проблема плавучих заправочных станций уже решена? Другими словами - где ваши ПЗС уже работают?

А.К.: Эта проблема уже решена во всём цивилизованном мире. Сейчас мы решаем ее в России. В мае 2007 года начала работу плавучая заправочная станция МС-001 на Телецком озере в районе поселка Артыбаш (Республика Алтай); в июне ввели в эксплуатацию ПЗС МС-002 на Волге, в Тольятти, в зеленой зоне яхт-клуба «Химик»; в июле заработала ПЗС МС-003 в Самаре, в устье реки Самарки.

В России сегодня активно возрождается малое судоходство. Растет количество яхт, прогулочных катеров, гидроциклов, теплоходов небольшого водоизмещения. Заправлять их по старинке, используя канистры, неудобно, этот способ экологически небезопасен, да и просто смешно в век высоких технологий бензин на себе носить.

Заправка малых судов должна отвечать международным стандартам. Поэтому ЗАО «МеталСервис» разработало проект плавучих заправочных станций и наладило в Новосибирске их производство.

ПЗС доставляется к месту сборки автомобильным или железнодорожным транспортом. Процесс монтажа и запуска проходит под контролем экспертов Российского речного регистра, которые выдают объекту следующие документы:

Владельцу плавучей заправочной станции необходимо:
- поставить ПЗС на учет и согласовать место её стоянки в региональном филиале Российского речного регистра;
- согласовать название судна с центральным московским офисом Российского речного регистра.

Если заливка топлива в емкости ПЗС будет производиться с судна-бункеровщика, никаких разрешительных документов не понадобится.

При бункеровке с бензовоза нужно обустроить на берегу специальную площадку и согласовать её с местными природоохранными органами.

ЭR:  Вы планируете выходить на московский рынок?

А.К.: В Москве и  Санкт-Петербурге о нашей продукции уже знают, идут переговоры с несколькими потенциальными заказчиками о поставке плавучих заправочных станций.

Например, представители Государственной инспекции по маломерным судам считают, что для заправки их московских патрульных катеров, потребляющих за сезон более 100 тонн бензина, требуется хотя бы одна ПЗС.

ЭR: В Москве и области около 50 тысяч маломерных судов. Как Вы считаете, сколько для них понадобится плавучих заправок?

А.К.: С плавучими заправками дела обстоят так же, как с автомобильными: чем их больше и чем чаще они расположены, тем удобнее водителям (читайте - капитанам), но тем меньше прибыль каждой заправочной станции. Дайте время, пусть в Москве появятся несколько водных заправок, а там будет видно, нужно ли  ставить ПЗС в промежутках между имеющимися. Наши плавучие заправочные станции мобильны, их легко перебуксировать на новое место. К тому же где-то плотность стоянок маломерных судов большая, где-то малая, где-то интенсивность судоходства высокая, где-то низкая. По-хорошему нужно составить что-то наподобие генерального плана всех судоходных артерий региона и использовать его для утверждения  места водных заправок. Но какое ведомство должно этим заниматься - вопрос будущего...