Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Экологическая информация - инструмент управления городским бизнес-пространством

Во всех развитых стран мира экологическая ситуация, складывающаяся в столицах, является предметом особого внимания официальных властей всех уровней, политических партий и общественных организаций и движений, средств массовой информации и широких слоев населения. Экологическая ситуация столицы - «зеркало», в котором отражается уровень социально-экономического развития страны, поэтому не случайно в развитых странах информация о существующем в городе экологическом состоянии общедоступна и занимает одно из ведущих мест в политической и общественной жизни общества.

Для города Москвы, где процесс преобразования экономических отношений происходит на фоне острейшей политической, социальной, экономической и психологической борьбы, проблемы тяжелой, а местами и катастрофической экологической ситуации, могли бы стать той объединяющей платформой, которая позволила бы найти общность взглядов и позиций многим политическим партиям, движениям и общественным объединениям. В этой связи потребность в открытой, достоверной официальной информации о состоянии окружающей природной среды города Москвы особенно остра.

Экологическая информация - любая информация о состоянии вод, атмосферы, почвы, живых организмов и экосистем и их изменениях, о деятельности, факторах и мерах, которые оказывают или могут оказать воздействие на них, а также о запланированной или осуществляемой деятельности по использованию природных ресурсов и последствиях этого для окружающей среды, включая данные, необходимые для оценки этих последствий для окружающей среды и населения, а кроме того - о мерах, направленных на охрану и рациональное использование окружающей среды.

Экологическая информация не относится к гостайнам

Она является открытой, гласной и подлежит опубликованию через СМИ. Однако речь идет о негативном ньюсмейкерстве, когда предпринимаются многократные попытки, например представителей прессы, сделать очередную «сенсацию» и раздуть скандал. Материал посвящен проблеме, связанной с дефицитом экологической информации, позволяющей изменить сознание законодателей, управленцев, градостроителей, застройщиков и промышленников. Ведь использование экологической информации именно в процессе принятия управленческого решения позволяет осознать этим категориям граждан последствия своей деятельности и реально влиять на качество городской среды в аспекте ее улучшения. Уже давно известно, что простое принятие решений, заведомо не наносящих вреда другим, философия «не делай другим того, что не хотел бы получить сам», обдумывание того, что будет, если все будут поступать так же, как и ты, - всё это снижает опасность возникновения «парадокса Черномырдина»: «хотели как лучше, а получилось как всегда!».

Экологическая информация должна стать инструментом

Сегодня управленцам необходимо изменить отношение к экологической информации. Она должна работать и предшествовать решению, т.е. выступать в роли эффективного инструмента управления городским бизнес-пространством. При этом нельзя забывать и о той экологической информации, которая играет роль образовательной, формируя сознание управленцев. Как бы мы ни изощрялись в области ограничений, контроля и наказаний, это не заменит норм общественной морали, которые должны прививаться детям с раннего возраста.

Важна также специализированная экологическая информация

Например, экологические карты создают информационную основу для ведения градостроительного проектирования с учетом экологического фактора. Таким образом, экологическая информация, представленная в картографическом виде, выступает в роли инструмента принятия экологически обоснованных градостроительных решений.

Экологические рейтинги

В настоящее время очень популярными являются экологические рейтинги, которые позволяют оценить меру экологической ответственности предприятий. Однако рейтинг рейтингу рознь. Так, если учитывать только объем затрат на охрану окружающей среды, в вечных фаворитах окажутся крупные нефтяные или газовые концерны. Если оценивать только уровень загрязнения производственной деятельностью, неизменными лидерами будут химические или металлургические комбинаты. Для составления рейтинга нужно учитывать множество факторов и искать между ними баланс, который бы позволил получить более или менее объективную картину. Важна здесь и инициатива самих организаций, от которых требуется только заполнение несложных опросных листов. Однако остается не до конца проработанным самый, на мой взгляд, важный вопрос: «Что получает предприятие от того, что оно занимает высокое место в рейтинге?». Данный вопрос пока остается открытым и требует дополнительных исследований.

Поощрение экологически целесообразной деятельности

Главной задачей внедрения экологических премий как поощрения экологически целесообразной деятельности бизнеса можно назвать активизацию общества в области решения задач по реконструкции окружающей среды. При этом немаловажна роль экологических премий в выявлении и представлении общественности экологически продуманных проектов. Такой премией, в частности, является «Экологический Олимп», присуждаемый за созидательный экологический подход к организации проектной и инвестиционной деятельности, привносящей красоту и здоровье в жизнь города. Победителем конкурса «Экологический Олимп» становится компания, которая осуществляет проектную, строительную, инвестиционную или иную деятельность с учетом принципов устойчивого развития города и применяет экологические подходы, направленные на созидание комфортной городской среды, благоприятной для современников и будущих поколений.

Социологический опрос - объективная информация

Одним из механизмов получения достаточно объективной экологической информации являются социологические опросы - выяснение мнений различных групп населения. При этом при принятии управленческих решений подойдут данные не всяких опросов. В частности, например, не подойдут данные опросов общественного мнения, которые, можно сказать нужнее для маркетинговых исследований. В нашем случае при проведении опроса необходима строгая репрезентативная выборка. Таким образом, для проработки вариантов решений экологической задачи необходим экспертный опрос, для формирования которого важно не количество мнений, а их качество (полный набор всех высказываний профессионалов-экспертов).

В результате взаимодействия городских структур управления со СМИ возникает новостная экологическая картина города. Экологическая информация часто используется как мощный инструмент воздействия на общественное мнение. В любом случае главная задача всех структур, так или иначе занимающихся экологической информацией, минимизировать экологический алармизм.

Суммируя все вышесказанное, можно подвести итог и обозначить главные проблемы, возникающие при работе с экологической информацией:

  • Экологическая информация часто не работает в связи с тем, что имеет разрозненный как в идеологическом, так и в территориальном аспектах, односторонний и устаревший характер
  • Экологическая информация часто является безадресной, недоступной населению, проектировщикам, застройщикам, управляющим структурам и др., следовательно, не может серьезно влиять на различные ситуации в городском бизнес-пространстве
  • Экологическая информация часто не отформатирована, то есть предстает в виде  текста,  цифр, плакатов, но редко в виде карт, что снижает ее значение для развития конкретной городской территории
  • Экологическая информация практически не стимулирует городскую хозяйственную деятельность, не говоря уже о предпринимательской деятельности, так как нет методик перевода экологических данных в конкретные экономические результаты, которые бы отражали потери бизнеса в отсутствие достоверной экологической информации
  • Экологическая информация в периодических изданиях часто является «антиинформацией», вызывая испуг у населения и расхождение мнений у специалистов, поэтому требуются новые методы и способы ее подачи, новые методы обмена этой информацией, включая вовлечение представителей бизнеса в сбор и оценку этой информации, а также оценку недвижимости с использованием достоверной экологической информации. 

Материал редакции

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2020 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).