Кремленоград

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА

Грановитая палата - одна из немногих сохранившихся частей царского двора, построенного в конце XV века Иваном III, его парадный тронный зал. Это самое древнее из сохранившихся каменных гражданских зданий Москвы. Она построена в 1487-1491 годах русскими мастерами под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Свое название Грановитая палата получила от применения граненого руста в облицовке главного фасада.  На фризе палаты была помещена надпись с титулом Ивана III, написанная золотыми буквами по зелёному фону на медных досках.

В древности Святые сени имели выход на Соборную площадь через Красное крыльцо и лестницу. Эта лестница состояла из 32 ступеней и была вымощена белым камнем, облицованным железными плитами. По левой стороне она была ограждена каменными перилами, украшенными резьбой. У каждой площадки на этих перилах был помещён каменный золочёный лев, всего три. Вся лестница была покрыта медной кровлей, которая над двумя нижними площадками была устроена в виде красивых шатров с орлами на верху, а верхняя площадка была покрыта бочкой. Шатёр над нижней площадкой был построен на резных каменных столбах, сомкнутых вверху сводами в виде портика, над которыми красовались золочёные резные орлы. В пожар 1696 года шатры сгорели и с того времени больше не восстанавливались. Эта лестница ещё со времён царя Фёдора Ивановича называлась золотой, вероятно потому, что была расписана золотом и красками и имела золочёную кровлю, особенно в шатрах. В XVII столетии она называлась ещё большой и красной. У входа она запиралась железной решёткой, покрытой также красками и золотом.

До перестройки после пожара 1682 г. окна второго этажа были парными и меньшего размера, со стрельчатым завершением, верхние имели полуциркульное завершение; затем, в 1685 г., они были растесаны и обрамлены новыми наличниками, состоящими из резных колонок с раскрепованным антаблементом, опирающихся на консоли (выполнены О. Д. Старцевым).

Тогда же (в 1684-1685 гг.) были произведены и другие строительные работы: над сенями сделан тайник для хранения ценностей, переложен карниз, а вместо медной установлена железная кровля. В древности в парадные покои Грановитой палаты попадали через Святые сени - продолговатую комнату, перекрытую сомкнутым сводом, украшенным золочеными резными жгутами. Торжественность и пышность придают сеням шесть белокаменных, резных, обильно позолоченных порталов с резными дверями. Три из них ложные, сделанные в XIX веке. Войти в Грановитую палату из Святых сеней можно только через один портал. Надписи над порталом выхода свидетельствуют о времени постройки Святых сеней и Грановитой палаты: «Заложены при благоверном и великом князе Иоанне Васильевиче III в лето 1487». Стены сеней расписаны на библейские темы в XIX веке художником Завьяловым. На втором этаже, над сенями можно видеть окно «тайника».

В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали великие Земские Соборы, на одном из которых более 300 лет назад был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. Здесь отмечались победы русских войск. Так, Иван IV праздновал здесь взятие Казани в 1552 году, а Петр I отмечал в 1709 году Полтавскую победу, а в 1721 году - заключение Ништадтского мира, завершившего Северную войну. В Грановитой палате давались государевы большие церемониальные столы при венчании на царство, при объявлении царевичей как наследников престола, при поставлении патриархов, митрополитов и архиепископов, брачные, родинные, крестинные, праздничные и посольские.

По обычаям того времени женской половине царской семьи запрещалось присутствовать в палате на торжественных церемониях. Поэтому царевны и царица находились в особой комнате, называемой тайником, и через специальное решетчатое окошечко наблюдали за всем происходящим в палате.

Первый этаж палаты предназначался для хозяйственных нужд. Сама палата представляет собой огромный квадратный зал с крестовыми сводами, опирающимися на центральный позолоченный столб (гипсовые рельефы 1968 г. воспроизводят первоначальные белокаменные), на который опираются пяты четырех крестовых сводов, в свое время был самым большим залом на Руси (площадь его 459 кв. м). Такие одностолпные палаты в дальнейшем получили на Руси широкое распространение.

Величественный и просторный зал высотой 9 метров освещается 18 окнами, расположенными с трех сторон, а вечером - 4 круглыми массивными люстрами. Они сделаны в XIX веке из бронзы по образцу древних новгородских паникадил. Во второй половине XVI веке палата была украшена стенописью на церковно-библейские темы. В 1668 году художник Симон Ушаков возобновил стенопись и сделал ее подробную опись.

После пожара 1682 года палату восстановили и великолепно отделали. Окна были растесаны и украшены снаружи белокаменными резными наличниками. Кровлю покрыли позолоченными листами и сверху прописали цветным орнаментом. В пожар 1696 года эта кровля сгорела. По некоторым предположениям, в XVIII веке стенопись в палате забелили известью и наглухо затянули малиновым бархатом, на котором серебром были вышиты двуглавые орлы. Во время нашествия наполеоновских войск палата пострадала от пожара, но вскоре ее восстановили. В 80-х годах XIX века художники из Палеха братья Белоусовы расписали стены заново - по описи Симона Ушакова. Желая восстановить старинный облик палаты, ее решили расписать в стиле древнерусской живописи.

Интересной особенностью росписей Грановитой палаты является объединение религиозных сюжетов с историко-бытовыми сценами. Главная идея росписи - прославление царской власти. Интерес представляет композиция с изображением царя Федора, при жизни которого впервые были выполнены росписи. Среди росписей можно видеть изображения, повествующие о сотворении мира, об Иосифе Прекрасном, притчи о неправедном и праведном судье. Обращает на себя внимание сцена с изображением киевского князя Владимира со своими двенадцатью сыновьями, которых он поучает, как правильно жить и мудро править государством.

Пышно и торжественно обставлялись в Грановитой палате пиры и приемы. Пол застилался персидскими коврами. Вокруг центрального столба ярусами стояли полки с золотой и серебряной посудой, приносимой сюда из Казённой палаты. Трон царя под резным золочёным шатром располагался в юго-западном углу комнаты. Рядом с троном стояли царские телохранители в белоснежных одеждах. Богатый царский венец, парчовые одежды, расшитые самоцветами, производили сильное впечатление на иностранных послов.

Слева от Грановитой палаты, которую ещё называли Большой Золотой палатой, находилась Средняя Золотая палата, разобранная в 1752-1953 гг. Средняя Золотая палата наряду с Большой (Грановитой) и Малой (Набережной) палатами, построенными ранее, предназначалась для торжественных церемоний. Она располагалась на общем цокольном этаже нового дворцового комплекса между Благовещенским собором и Грановитой палатой к западу от них и главным фасадом была обращена к нынешней Соборной площади. Отсюда на уровень парадного Красного крыльца, находившегося перед Средней палатой, поднимались три лестницы: одна от северной паперти Благовещенского собора, вторая вдоль южного фасада Грановитой палаты и Средняя вела к сеням Средней (Золотой) палаты. К северу от средней лестницы были устроены проездные ворота во внутренний двор комплекса. Она была украшена резными и расписными подзорами, двумя флюгерами в виде единорогов и другими украшениями. Сохранилось содержание надписи золотыми буквами, находившейся на фризе палаты: «В лето 7069 августа повелением благочестивого и христолюбивого царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России, Владимирского, Московского, Новгородского, царя Казанского и царя Астраханского, государя Псковского и великого князя Тверского, Югорского, Пермского, Вятского, Болгарского и иных, государя земли Ливонской, града Юрьева и иных. И при его благородных чадех Иване и царевиче Феодоре Иоанновиче всея России самодержце». Второе название «Золотая» палата получила от росписи в интерьере, выполненной по образцу византийской на золотом фоне.

Справа от Грановитой палаты стоит Малая Золотая палата - Царицына палата. Впервые она упомянута в источниках в 1526 году под названием Наугольной. Наряду с Грановитой палатой это - древнейшее сохранившееся сооружение Кремля гражданского назначения. В 1580-х годах палата перестраивается под парадный приемный зал царицы Ирины Годуновой, жены Федора Ивановича, при этом она получает богатую отделку. Стены и своды расписываются фресками по золотому фону. Уникальная тематика росписи отвечает назначению палаты: это сцены из жизни и подвиги знаменитых византийских цариц Ирины, Феодоры и Софьи, русской княгини Ольги и грузинской царицы Тамары.

После постройки над Золотой Царицыной палатой в 1630-1640-х годах Верхоспасского собора и галереи вдоль южного фасада она перестала снаружи существовать как самостоятельный объем. В 1679-1682 гг. верха трех древних храмов выравниваются общим карнизом под единую кровлю. Работы по реконструкции храмового комплекса выполнил зодчий Осип Старцев. Над образовавшимся удлиненным с севера на юг объемом зодчий поставил на едином постаменте одиннадцать небольших главок на тонких изящных барабанах, разместив их таким образом, что получилось три совмещенных пятиглавия. В картушах, украшающих главки, помещались иконы святых, написанные на медных досках. 

КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО

В центре Кремля на Соборной площади возвышается одно из замечательнейших сооружений XVI века - колокольня Ивана Великого. Она объединяет в величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля.

Колокольня считается чудом архитектурного искусства XVI века. История возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в 1329 году примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая каменная церковь в честь Иоанна Лествичника. В 1505 году эту церковь разобрали и в 1508 году заложили новую, строителем которой был архитектор Бон Фрязин.

Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола. Верхний восьмигранник завершается рядом кокошников, в которых на синем фоне сверкают позолоченные звезды. Затем поднимается цилиндрическая часть столпа с ложными окнами, закрашенными черной краской. Выше идет трехъярусная надпись, выполненная по зелёному фону позолоченными буквами славянской вязью и разделенная поярусно белокаменными витыми валиками. Надпись гласит: «Изволением Святыя Троицы повелением Великого Государя Царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Русии самодержца и сына его благоверного Великого государя царевича и Великого князя Федора Борисовича всея Русии храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 (1600)».

Толщина стен первого яруса - 5 метров, второго - 2,5 метра. Исследования показали, что стилобат, на котором покоится колокольня, заглублен всего на 4,3 метра от древнего уровня Соборной площади (около 6 метров от современного). В процессе реставрации развеялась легенда о том, что фундамент колокольни якобы пронизывает всю толщину Боровицкого холма. Внутри столпа в стене первого яруса устроена каменная лестница в 83 ступени. Во втором ярусе она переходит в винтовую и имеет 149 ступеней. В третьем ярусе металлическая лестница в 97 ступеней ведет по внутренней стене до купола. Таким образом, всего в лестнице 329 ступеней.

В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой замечательные памятники русского литейного искусства XVI-XIX веков. Сейчас их - 21. Все колокола украшены орнаментами, барельефами и надписями, в которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Самый большой колокол - Успенский - весит 70 тонн. Его отлили в XIX веке мастера Завьялов и Русинов. Другой колокол весом 19 тонн отлит Андреем Чоховым в 1622 году. В Филаретовой пристройке висит колокол весом 12,5 тонны, отлитый в XVIII веке Иваном Моториным. 

Высота колокольни - 81 метр. Она использовалась в качестве  главной дозорной башни Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась Москва и ее окрестности в радиусе до 30 километров. В старину колокольню уподобляли свече, зажжённой посреди царствующего града Москвы перед престолом Всевышнего.

В 1532-1543 годах зодчий Петрок Малый с северной стороны колокольни пристроил прямоугольную Успенскую звонницу с храмами Рождества Христова и Воскресения Христова. Для входа в храм, который находился на третьем ярусе звонницы, московские мастера построили в 1552 году высокую каменную лестницу.  В царствование Михаила Фёдоровича звонница была перестроена и по примеру Годунова под карнизом главы была помещена надпись: «Повелением Богом венчанного Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руссии самодержца, по благословению и по совету, по плоцкому рождению отца его государева, а по духовному чину отца и богомольца, великого господина, святейшего патриарха Филарета Никитича».

 В 1624 году с северной стороны звонницы мастер Бажен Огурцов возвел Филаретовскую пристройку с церковью Креста Господня. Второй и третий ее этажи были отведены под патриаршую ризницу. В 1812 году отступавшие из Москвы Наполеоновские войска пытались взорвать колокольню. Она уцелела, но Успенская звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819 году их восстановил архитектор Д.Жилярди с некоторыми элементами архитектуры XIX века. На третьем ярусе Успенской звонницы расположена церковь Николая Гостунского, перенесенная сюда в XIX веке с Ивановской площади. По образу колокольни Ивана Великого в древней Руси было построено немало столпообразных храмов. 

Н.М. Аввакумов