Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Кремленоградъ

Боровицкая Башня

У подножия Боровицкого холма, на котором зародился когда-то Кремль, возвышается Боровицкая башня, построенная Петром Антонио Солярио в 1490 г. на месте более ранней башни. Это был древнейший выход из Кремля и ближайшие ворота к реке. Свое название башня унаследовала от густого соснового бора, который покрывал в древности весь Кремлевский холм. Это название удержалось за ней, несмотря на то, что указом царя Алексея Михайловича в 1658 году башню переименовали в Предтеченскую по находившемуся поблизости собору Рождества Иоанна Предтечи на Бору. Царь хотел, чтобы кремлёвские башни назывались по стоящим возле них храмам.  Церковь была построена в 1508-1509 годах итальянцем Алевизом Новым. Когда в 1583 году у Ивана Грозного родился младший сын Дмитрий, к церкви пристроили придел мученика Уара - по родильному имени маленького царевича. Престол разобранного храма в 1848 году был перенесён в Боровицкую башню.

Боровицкая башня имеет оригинальную ступенчатую, пирамидальную форму. На мощный нижний четверик поставлены один на другой три уменьшающиеся кверху четырехгранника. Сверху они увенчаны открытым восьмериком и высоким каменным шатром.

Над воротами помещалась икона Иоанна Крестителя, за огнём лампады которой присматривал причт находившегося неподалёку храма Николы Стрелецкого.

Отводная стрельница у Боровицкой башни пристроена не спереди, как у других башен Кремля, а сбоку. В ней сделаны проездные ворота. По бокам ворот с наружной стороны видны отверстия в форме замочных скважин. В древности сквозь них пропускали цепи механизма подъемного моста через реку Неглинку.

В 1821 году мост был сломан. В проезде ворот до сего времени сохранились в кладке стен вертикальные пазы для опускной железной решетки.

Боровицкие ворота, в отличие от парадных Спасских, с древнейших времен служили для хозяйственных надобностей. К ним примыкали хозяйственные и деловые великокняжеские дворы - Житный и Конюшенный.

В конце XVII века башню надстроили высоким многоярусным шатровым верхом, а при ремонте в XVIII веке к нему были добавлены белокаменные псевдоготические детали.

В 1812 году башня частично пострадала от взрыва Водовзводной башни, у нее была разрушена верхушка шатра. Вскоре она была восстановлена, а готические детали удалены. Их остатки в виде оконного обрамления сохранились лишь на северном фасаде четверика второго яруса Боровицкой башни и в украшениях фриза третьего и четвертого ярусов.

Высота башни 54,05 метра. До 1935 года Никольскую башню венчал двуглавый орел.

 

Гербовые ворота

При строительстве в конце XV века каменного великокняжеского дворца Ивана III архитектор Алевиз Фрязин одновременно с ним возвел стену из кирпича от дворца до Боровицкой стрельницы, дополнительно защитившую княжеский двор с набережной стороны. Аналогичная ограда с воротами отделила Передний государев двор с запада. На плане «Кремленоград» начала 1600-х годов в западной стене изображены два арочных проема: большой для проезда и малый - для прохода. Предположительно в 1630-х годах, то есть одновременно со строительством Теремного дворца над этими воротами соорудили надвратную башню.

Ворота назывались Гербовыми, потому что были украшены изразцами с изображениями гербов Нижнего Новгорода, Чернигова, Великого Новгорода, Казани, Астрахани, Пскова, Смоленска, Твери, Югры, Перми, Вятки, Болгарии.  Ещё ворота назывались  Колымажными или Куретными по Колымажной палате, входившей в состав Конюшенного приказа, располагавшегося к северу от Боровицких ворот.

Квадратное в плане трехъярусное сооружение завершалось шатром, увенчанным двуглавым орлом. Первый ярус башни прорезала арка ворот, второй со спаренными фигурными окнами был богато декорирован белокаменными резными деталями и разноцветными изразцами. Третий ярус прорезали два ряда бойниц, нижние из которых имели форму машикулей. Над бойницами по периметру башни проходила открытая галерея с глухим ограждением, украшенным аркатурным поясом. Шатер, крытый черепицей, имел в двух уровнях слуховые окна со сложным декоративным обрамлением.

На запад и юго-запад от площади располагался Царский дворец, композиция которого была основана на образе Небесного Града. Об этом упоминается в письме царя Алексея Михайловича в связи со строительством Ново-Иерусалимского монастыря Никоном. В плане дворец представлял собой трапецию, но воспринималась она квадратом, углы которого отмечены храмами: Рождества Богородицы, Спаса за Золотой решеткой, Благовещенским и Сретенским соборами. На площади внутри дворца стоял собор Спаса Преображения на Бору. С каждой стороны дворцов на площадь выходило по три входа, то есть всего 12 входов, по числу ворот Небесного Града в Апокалипсисе апостола Иоанна Богослова. Западные входы расположены при   Гербовых   воротах. С востока три входа сгруппированы среди главных тронных зал: Грановитой, Золотой и Столовой палат. С юга, с висячих садов и Запасного дворца, входы расположены под Сретенской церковью. С севера - внизу между церковью Лазаря и Теремами.

Слева от башни находилось крыльцо, которое вело в здание Приказа Большого дворца, справа - в Иконный терем.

С 1801 года по инициативе начальника Дворцового Ведомства П.С. Валуева начались мероприятия по благоустройству территории Кремля, предполагавшие, в том числе, разборку древних, утративших функциональную необходимость, ветхих построек. В 1807 году был разобран и этот оригинальный памятник русского зодчества.

 

О строительстве Московского  Кремля и его духовном значении

В 1453 году под натиском турок пал Константинополь - столица Византии. Древний центр православного мира прекратил свое существование. В сознании русских людей роль нового центра православия взяла на себя Москва. Впервые эта идея была отчетливо высказана в послании инока Спасо-Елизаровой обители старца Филофея: «Два убо Рима падоша, третий стоит, а четвертому не быти...» Обращаясь к Великому князю Московскому Василию III, инок Филофей писал: «Стараго убо Рима Церковь пала неверием Апполинариевой ереси, второго Рима Константинова града Церковь агаряне секирами и оскордами разсекоша. Сия же ныне Третьего нового Рима державного твоего царствия Святая Соборная Апостольская Церковь во всей поднебесной паче солнца светится... Ведай и внимай, благочестивый царь, что все царства Православной Христианской веры снидошася в твое единое царство. Един ты во всей поднебесной христианам Царь».

В 1472 году великий князь московский Иван III вступил в брак с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог. В глазах европейских правителей он предстал преемником власти византийских императоров и римских цесарей. Древний герб Византии - двуглавый орел - стал гербом Российского государства.

Все эти события оказали существенное воздействие на формирование государственной идеологии, нашли отражение в памятниках литературы и искусства и послужили основной причиной грандиозной перестройки Московского Кремля.

В 1485-1495 годах итальянские мастера возвели новые стены и башни Кремля. Выдвинутые вперёд три круглые угловые башни Кремля весьма определённо подчеркнули треугольную схему его плана. И это было уже не простым учётом природной ситуации, но и сознательным выделением таких градостроительных признаков, которые, по-видимому, должны были служить указателями на символическую сущность Кремля как подобия Константинополя - города, построенного согласно средневековым представлениям «на три угла». Предопределённость формы плана Кремля естественным рельефом местности могла служить лишь дополнительным аргументом в пользу того, что самим божественным промыслом Кремлю было предначертано стать преемником Второго Рима.

Известно сказание о начале Москвы, содержащее пророчество: «...На сем месте созиждется град превелик, и распространится царствие треугольное, и в нем умножатся различных орд люди». Треугольная форма кремлёвского плана могла служить определённым указанием на образ «царствия треугольного» - царства Троицы. К этому надо добавить, что именно так воспринимался в средневековье и Константинополь: «...А стояние его треугольно именуется во образ святыя Троицы».

 Иностранные путешественники часто стали называть его «замком». Действительно, форма башен и корона венчающих стены зубцов напоминают замок Скалигеров в Вероне и знаменитый замок Сфорца в Милане. Но это сходство чисто внешнее. Замки Европы, как правило, были недоступны для горожан, не были для них убежищем или центром общественной жизни. В отличие от них, Московский Кремль, выстроенный по последнему слову европейской фортификации, прежде всего, был крепостью, защищавшей всех жителей города. А поскольку там были сосредоточены высшая светская и духовная власть, наиболее почитаемые храмы, монастыри и общерусские христианские святыни, Кремль стал осознаваться как место «особой государственной святости» для всей России.

По указу Ивана III в Москву для создания достойной «государя всея Руси» резиденции были приглашены не только русские мастера, но и зодчие из Италии, искусство которых высоко ценилось во всех странах Европы. Они возглавили строительные работы. В центре Кремля на основе синтеза русской традиции и художественных принципов итальянской архитектуры эпохи Возрождения был создан ансамбль главной Соборной площади.

В 1475-1479 годах итальянский архитектор Аристотель Фиораванти возвел новый Успенский собор - главный храм Русского государства. На противоположной стороне площади еще один итальянский зодчий Алевиз Новый в 1505 - 1508 годах построил великокняжеский храм-усыпальницу - собор Архангела Михаила. Западную сторону площади украсил вновь выстроенный дворец великого московского князя Ивана III, включавший Набережную палату, Среднюю Золотую палату, Большую Грановитую палату - целый комплекс парадных зданий. Далеко не все здания дворца сохранились.

Но и сегодня Соборную площадь украшает парадный тронный зал Ивана III - Грановитая палата, возведенная Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари в 1487-1491 годах. В юго-западной части площади поднялся Благовещенский собор (1485-1489 годы) - домовый храм великого князя, а рядом с Успенским собором - церковь Ризположения (1484-1485 годы) - домовый храм митрополита. Они были построены артелью русских мастеров, приглашенной Иваном III из Пскова. Пространство между Архангельским и Благовещенским соборами заняло здание Казенного двора, где расположилась основная часть великокняжеской сокровищницы. В 1505-1508 годах архитектор Бон Фрязин возвел колокольню Ивана Великого и тем самым завершил создание ансамбля Соборной площади. Окруженная плотно стоящими зданиями, площадь превратилась в парадный зал под открытым небом, стала местом проведения важнейших церемоний и обрядов.

Новые храмы по традиции были поставлены на месте своих предшественников, первых московских белокаменных церквей времен Ивана Калиты и Дмитрия Донского, и были посвящены тем же христианским праздникам и святым. Из старых соборов в новые бережно перенесли все захоронения, священные сосуды, книги, иконы. Из Владимира в Успенский собор Кремля была принесена особо почитаемая русская святыня - икона Владимирской Богоматери, что подчеркивало духовную связь Москвы с древней столицей и ставило ее под особое покровительство Богоматери.

 Иван Грозный первый из русских князей венчался на царство в 1546 году, а через 14 лет после этого получил от Константинопольского  патриарха Иоасафа грамоту, утверждавшую его в сане царя. Москва стала столицей православного царства, а идея «Москва - Третий Рим» стала государственной. Иван Грозный существенно расширил границы государства, присоединив Казанское и Астраханское царства.

Только при его сыне - Фёдоре Иоанновиче устанавливается патриаршество. Глава Русской Православной Церкви получил равные права среди Вселенских патриархов. Первым патриархом избирается Иов.

После смерти царя Бориса в 1605 году в России начинается ожесточенная борьба за власть. Она сопровождалась заговорами, появлением царей-самозванцев и иностранной интервенцией. Период 1605 - 1612 годов вошел в историю под названием Великой Смуты.

В 1612 году народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и купцом из Нижнего Новгорода Кузьмой Мининым после упорных боев с поляками, длительной осады Китай-города и Кремля освободило Москву от интервентов. По свидетельству современников, перед вошедшими в Кремль предстала картина полного запустения. Церкви были ограблены и осквернены, значительно пострадала царская сокровищница, все деревянные постройки были разобраны на дрова и сожжены. Всем миром москвичи стали расчищать кремлевский холм от всего, что напоминало о захватчиках.

В начале 1613 года в Грановитой палате Кремля был созван Земский собор, который избрал на царство шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова - первого царя новой династии, правившей в России триста лет. В 1635-1636 годах «каменных дел подмастерья» Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков возвели для царя Михаила Федоровича Теремной дворец с приемными залами и жилыми покоями. Его живописный силуэт, высокая кровля и яркий декор придали парадной половине Государева двора празднично-нарядный облик.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон воплотили идею византийского учения о Симфонии властей. Учёные книжники того времени называли царя и патриарха «премудрой двоицей»: в предисловии к «Служебнику», изданному в 1653 году, прозвучал призыв торжественно «восхвалити и прославити утешительными песнями» Бога, « яко избра в начальство и снабдение людем премудрую двоицу: великого государя Алексея Михайловича и великого государя святейшего Никона патриарха». Царь поддерживал идеи патриарха. Первые годы патриаршества Никона и его дружбы с царем - время взлета духовной власти на Руси. Никон обсуждал с царем государственные вопросы, поддержал его в деле присоединения Малороссии и благословил на войну с Польшей ради воссоединения русских земель. Отправляясь в 1654 году в поход, царь оставил Никона править государством. А по возвращении с войны наградил патриарха титулом «Великий государь». Добрая дружба царя и патриарха, к сожалению, длилась очень короткий промежуток времени, а именно 1640-1650-е годы, и закончилась известной размолвкой и добровольным уходом Никона с патриаршего престола в 1658 году. На этот короткий, но очень значительный период русской истории приходятся самые выдающиеся события в биографиях царя и патриарха. Это время характеризуется полным взаимопониманием и успешным взаимодействием светской и церковной власти в разных областях внутренней и внешней политики русского государства.

В это же время у Алексея Михайловича сформировалось представление об особой значимости царской власти не только в пределах России, но и для всего вселенского Православия.  Московское царство стало главным покровителем прежде великих, но теперь пришедших в глубокий упадок восточных православных патриархатов - Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. В Москве - новой столице православного мира - заговорили об освобождении Константинополя и всех единоверцев от власти мусульман и католиков. В Константинополе были созданы регалии для царя Алексея Михайловича.  Пророчество старца Филофея о славе «третьего Рима» сбывалось. Светские и церковные власти Руси стремились подтвердить преемство Москвой политического, культурного и духовного наследия Византии.

    Чтобы грядущее объединение всех православных земель стало прочным, нужно было устранить накопившиеся различия в богослужении - результат раздельного существования патриархатов. Для этого еще в XVI веке началось исправление церковных книг по греческим и южно-славянским образцам. В XVII веке эта работа продолжилась и стала особенно активной при царе Алексее Михайловиче (1645-1676 годы). По тем же образцам вносились изменения в обрядность и чины богослужений, но сами реформы и методы их проведения стали причиной церковного раскола.

В 1652-1656 годах патриарх Никон перестроил патриарший дворец в Кремле. Исполнителями заказа были русские мастера Алексей Корольков и Иван Семенов. Особое восхищение современников вызывал парадный зал дворца - Крестовая палата, где заседали церковные соборы и устраивались пиры в честь высоких гостей. В каменных палатах дворца хранились сокровища Патриаршей ризницы, не менее ценные, чем Государева казна.

В царствование Алексея Михайловича значительно вырос и усложнился государственный аппарат. В 1675-1680 годах было возведено новое двухэтажное здание Приказов, которое протянулось вдоль бровки холма, от Архангельского собора почти до Спасской башни. Оно завершило формирование ансамбля Ивановской площади, на противоположной стороне которой к этому времени поднялись новые корпуса и храмы Чудова монастыря. Панорама Кремля со стороны Москвы-реки получила законченный вид.

В 1620-1680-е годы возведены ярусные шатровые завершения угловых и проездных башен Кремля (кроме Тайницкой и Никольской). Остальные башни были надстроены низкими шатрами, не мешавшими обзору кремлевских соборов и дворцов.

К концу XVII века Кремль достиг своего расцвета. Самобытная красота и выразительность его архитектурно-художественного ансамбля вызывала у современников не только искреннее восхищение, но и образное сравнение с райским градом Небесным Иерусалимом.

Вместе с XVII столетием закончился средневековый период русской истории с его традиционной культурой, устоявшимся бытом, представлениями о мироздании. Москва исполнила свою роль собирания земель и создания единого Российского государства. 

Н.М. АВВАКУМОВ

 

Московский Кремль в конце XVII столетия. План.

 

  1. Колокольня Ивана Великого, Успенская звонница, Филаретовская пристройка
  2. Успенский собор
  3. Архангельский собор
  4. Благовещенский собор
  5. Грановитая (Большая Золотая) палата
  6. Гербовые ворота
  7. Собор Спаса на Бору
  8. Вознесенский собор
  9. Церкви Александра Невского и Черниговских Чудотворцев на Государевых приказах
  10. Собор Рождества Ивана Предтечи
  11. Церковь Сергия Радонежского на  Троицком подворье
  12. Собор Богоявления Господня    на  Троицком подворье
  13. Церковь Ризположения
  14. Верхоспасский собор, теремные церкви и Золотая царицына палата
  15. Средняя Золотая палата
  16. Хоромы Натальи Кирилловны
  17. Хоромы царевен
  18. Церковь Двенадцати апостолов
  19. Церковь Петра и Павла
  20. Церкви Спаса Нового и Успения
  21. Церковь Похвалы Богородицы
  22. Церковь Благовещения и Алексия митрополита
  23. Церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех
  24. Церковь Михаила Малеина
  25. Церковь Николы Гостунского
  26. Церковь Благовещения на Крутицком подворье
  27. Церкви Афанасия Александрийского и Кирилла Белозерского на Кирилловском подворье
  28. Церковь Дмитрия Солунского
  29. Церковь Константина и Елены
  30. Церковь Сретения на подворье Андроникова монастыря
  31. Церковь Алексия митрополита
  32. Церковь Петра митрополита на подворье Угрешского монастыря
  33. Даниловское подворье
  34. Коломенское подворье
  35. Церковь Ивана Лествичника
  36. Церковь Косьмы и Дамиана
  37. Церковь Ивана Новгородского на подворье Новоспасского монастыря
  38. Церковь Введения
  39. Церковь Входа в Иерусалим
  40. Церковь Бориса и Глеба
  41. Церковь Спаса на подворье Донского монастыря
  42. Церковь Рождества Богоматери
  43. Церковь Трёх Святителей
  44. Церковь Андрея Первозваного
  45. Вознесенское подворье
  46. Церковь Воздвижения
  47. Церковь Георгия
  48. Сретенский собор
  49. Церковь Параскевы   Пятницы
  50. Подворье Новодевичьего монастыря
  51. Патриарший конюшенный двор
  52. Арсенал
Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2018 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).