Природа в помощь!

Каким должен быть современный  город? Комфортным для проживания, удобным,  безопасным, обеспечивающим высокое качество жизни... Слишком хорошо, похоже на сказку? Между тем, специалисты активно ищут и находят пути улучшения экологической обстановки в городе. Как и следует ожидать, все гениальное просто, нужно только взять в союзники природу.

Как им обустроить Нью-Орлеан?

Истоки состязания человечества с природой восходят к началу цивилизации. Периодически природа берет реванш и отыгрывает у человека то, что, казалось бы, давно и прочно им присвоено. Это всегда происходит неожиданно, сопровождается недоумением и растерянностью, беда может коснуться и богача, и бедняка...

Группы архитекторов, ландшафтных архитекторов и планировщиков в течение года после опустошительного наводнения, принесенного ураганом Катрина, работали над проблемой восстановления Нового Орлеана, особенно над районом Crescent City. Рэй Нэйджин, мэр города, одобрил разработанный комиссией по восстановлению Нового Орлеана проект по созданию «устойчивого, экологически безопасного, социально справедливого города с развитой экономикой». Однако когда план по возрождению города был представлен на суд общественности, оказалось, что запланированные озелененные территории находятся на месте частных домов, в которые их владельцы надеялись вернуться. Общественность возмутилась, мэр немедленно отверг раскритикованный проект. Хозяева разрушенных домов заняли выжидательную позицию. Власти предупредили, что собственники домов, находящихся в опасной зоне, могут надеяться лишь на помощь города, но не на поддержку штата или государства, наводнение же может случиться снова, и тогда стоимость недвижимости резко упадет.

Для избираемых властей решать, какие районы города должны превратиться в парки, равносильно политическому самоубийству, а упоминание о необходимости сокращения части городской застройки приводит к обвинениям в расизме. Однако статистика доказывает, что сегодняшний Новый Орлеан совсем не тот, что был раньше, в середине позапрошлого века, когда чернокожее население вытеснялось на территории, наименее пригодные для жилья. От «Катрины» пострадали как самые бедные, так и самые богатые, как белые, так и чернокожие жители.

Если кто-то решит не возвращаться в свои дома, то эти заброшенные строения могут быть источниками опасности для тех, кто вернется, становясь пристанищем для деклассированных элементов и животных. Между тем европейские и американские города десятилетиями шли к увеличению площади городских зеленых насаждений (среди лучших образцов, например, парк Promenade Plantee в Париже, который  был разбит на месте старого железнодорожного виадука, ландшафтный парк Duisburg-Nord в Рурском регионе Германии, заложенный  на месте сталелитейных предприятий, парк Сrissy Field в Сан-Франциско, созданный  на месте военной взлетно-посадочной полосы).

Инициативные группы общественности требуют от властей гарантий того, что территории, предназначенные в Новом Орлеане для парков, не будут перепроданы под застройку.

В феврале прошлого года в Роттердаме прошла конференция «Новый Орлеан: шесть предложений», на которой ученые, архитекторы, ландшафтные дизайнеры представили свои предложения по восстановлению города. Проекты предполагают большие озелененные площади, дамбы, защищающие город от возможных природных катаклизмов.

Однако пока жители города не хотят отдавать территории, на которых построены их дома. Кроме того, непонятно, кто будет финансировать создание зеленых зон. Горожане считают, что парки  - вопрос в настоящее время второстепенный, намного важнее для многих вновь обрести крышу над головой. По оценкам экспертов, процесс восстановления города может потребовать до 25 лет. Превращение Нового Орлеана в устойчивый, экологически безопасный город - проблема, требующая тонкого и персонального подхода и участия каждого заинтересованного лица. При этом информирование и убеждение жителей приобретают особую важность.

Портленд и Сиэтл: два проекта

Американские Портленд и Сиэтл регулярно испытывают на себе капризы природы. В этих городах разработана и претворяется в жизнь стратегия борьбы с возможными затоплениями.

В Портленде, штат Орегон,  сейчас активно реализуется программа «Зеленые улицы», в рамках которой устанавливаются и даже становятся частью ландшафта специальные стоки, желоба, трубы, помогающие дождевой воде не накапливаться на территории, стекать с нее, а в качестве дорожного покрытия используется пористый асфальт. Кроме того, дополнительный эффект программы состоит в том, что люди могут больше ходить пешком, поскольку улицы не затопляются. Университет Портленда принимает активное участие в проекте, который проводится, в том числе, и на его территории.

Сиэтл пошел другим, инновационным путем, в котором используется  система природного дренажа. Для ее создания было дополнительно высажено 100 деревьев и 1100 кустов. Исследования университета города Вашингтон показали, что этот метод помогает задерживать около 98% дождевой воды. Такую дренажную систему в районах, где нет желобов и стоков, установить дешевле, чем обычную, на 25%. Пилотный проект этой разработки был реализован  на загородной территории с небольшими частными домами, но подобная идея может быть использована и для решения проблем крупного города. Пример -  проект «Йельская низина» (Swale on Yale) по реконструкции территории в 52 гектара.  Он начат в 2003 и планируется к завершению в 2008 году. Проект включает в себя новую библиотеку, поликлинику, сады, общественный центр, 8,5 гектара парков, систему дорог и тропиночную сеть. Предусмотрены пешеходные зоны, некоторые улицы специально проектируются достаточно узкими, чтобы горожанам было легче пешком добираться до мест назначения, а расположение бордюров должно тормозить движение автотранспорта, создавая дополнительную безопасность для пешеходов. Система желобов направляет воду в канавки и далее - на орошение многочисленных растений или через подземные трубы в землю. Вода проходит специальную очистку перед тем, как попасть в бухту, в которой водится особо охраняемый вид лосося.

Но для сильных ливней, хотя они случаются нечасто, городу все же необходима и обычная система дренажа с трубами и водоемом. Использование двух систем вместо одной будет стоить на 3 миллиона долларов больше, но город готов пойти на это, преследуя двойную цель: испытать природную дренажную систему и улучшить качество воды в бухте. На территории проекта сооружены дождевые сады и положена проницаемая мостовая. Это дает возможность задержать до 106000 литров дождевой воды в случае больших ливней, случающихся раз в 25 лет. К тому же деревья снижают концентрацию оксида углерода в воздухе, это создает  дополнительный природоохранный эффект.

 

«Атлантический пояс»

Атланта, один из ведущих культурных и экономических центров Юго-Востока Америки, разрасталась вширь на протяжении десятилетий. В течение последних лет сложилась ситуация, когда около четверти всего трудоспособного населения тратило более 45 минут на то, чтобы добраться до работы, и всего 4% из них пользовались общественным транспортом. Эти явления сопровождались неравномерностью развития районов: север города процветал, остальные районы находились в упадке. С ростом населения и частного автопарка возросла необходимость в дополнительных дорогах.

Разрабатывались  различные проекты по оживлению железной дороги (некоторые ее участки были построены еще в 1800 году), опоясывающей некогда процветающие, а впоследствии заброшенные части города. Разработать убедительный проект такого рода удалось лишь студенту Райану Грэвелу. В дипломной работе 1999 года Грэвел представил комплексную концепцию развития полосы шириной от 23 до 61 метра вокруг кольцевой железной дороги. Студент попросил поддержки местных властей в реализации своей идеи,  и его голос был услышан. Председатель городского совета Кати Вулард поняла, что концепция Грэвела отвечает ее желанию улучшить дорожную ситуацию в городе. Реконструкция дороги благоприятно повлияла на экономическую ситуацию в городе, в проекте были предусмотрены облагораживание территории, создание инфраструктуры, озеленение вдоль железной дороги, способствовавшее  развитию городской парковой сети. Госпожа Вулард подчеркивала, что привлечение общественности к обсуждению и участию в проектах создает особую культуру, которую можно выразить девизом «мы заботимся» и которая сохраняется вне зависимости от смены властей. По желанию общественности была создана парковая система, опоясывающая город. При этом активно использовались технические средства, например, ГИС. Заброшенный карьер превратился в Вестсайдский парк площадью в 120 гектаров.

Капитальные затраты финансировались из налога, база которого повышалась, как только осуществлялась  перестройка или улучшение недвижимости, средства также предоставили ряд фондов. Основной задачей тех, кто осуществлял проект, стало соблюдение баланса между долговременным улучшением инфраструктуры и осуществлением более мелких, но от того не менее важных конкретных задач,  по которым население может судить об успехе всего предприятия и о судьбе своих средств. Сейчас говорят, что реконструируемая дорога может сыграть в экономической жизни города такую же роль, как и существующий аэропорт. Проект уже привлек многих добровольцев. «Немного городов имеют такой шанс, мы должны превратить его в реальность», - считает Хелен Хатч, вице-президент местной архитектурной фирмы.

Реконструкция Пояса Атланты (Beltline), 35-километрового железнодорожного коридора, опоясывающего город, вызвала широкую поддержку в деловых и общественных кругах, ими была проявлена невиданная ранее солидарность. Мэр Атланты Ширли Франклин считает этот проект основным свершением администрации города.

 

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »