«Шагающий» автобус

Статья основана на публикации Всемирной организации здравоохранения «Promoting physical activity and active living in urban environments. The role of local governments» (P. Edwards, A. Tsouros, Denmark, WHO, 2006).

Звенья одной цепи

Знаете ли вы, что нас, жителей крупных городов, подстерегает враг хотя и менее заметный, чем загрязнение воздуха или стресс, но не менее вредоносный?  Имя ему - гиподинамия, или недостаток физической активности. Она приводит не только к развитию у горожан самых разных заболеваний, но и к преждевременной смерти. По данным ЕС, из-за отсутствия двигательной активности каждый год умирают преждевременной смертью около 600 тысяч человек.

Растет число людей с лишним весом. В некоторых европейских странах их количество уже превысило половину взрослого населения. Врачи утверждают, что взрослому человеку для хорошего самочувствия необходимо до 30 минут (а детям - не менее одного часа) в день посвящать движению в любой форме, будь то пешие или велосипедные прогулки, гимнастические упражнения, плавание, бег.

Особые объекты заботы - дети и пожилые люди. В преклонном возрасте обостряются многие заболевания, и победить их можно, только ведя активный образ жизни, ощущая свою необходимость и значимость. Создать такие условия - не просто долг общества перед пожилыми гражданами, сделать это необходимо и для воспитания  подрастающего поколения.

Дети в условиях неприспособленности окружающей среды для активного отдыха (опасные автомобильные дороги, сложная криминогенная обстановка, необустроенные дворовые площадки) вынуждены много времени проводить дома. Часто они сидят за компьютером, убивая время занятиями, далеко не всегда развивающими  интеллект. Проводить часы перед телевизором тоже опасно для здоровья ребенка, и ментального (воздействие негативной информации, способной повредить психике), и физического (снижение зрения, неподвижность, выработка привычки к пассивности). Все это не может не вызывать тревогу.

Проблемы населения со здоровьем из-за недостатка физической активности и транспортные проблемы в городах - звенья одной цепи.  Нельзя решать одну из них, пренебрегая другими.

Вот как пытаются справиться с проблемой недостаточной физической активности и с транспортными проблемами за рубежом.

Пусть это будет обращением европейских организаций к муниципальным властям

Необходимо убеждать людей не пользоваться без необходимости личными автомобилями и, конечно же, создавать условия для максимально возможной физической активности горожан. Начать действовать необходимо  на федеральном уровне путем разработки соответствующих программ. Эту политику должны серьезно поддержать муниципалитеты. От них зависит качество реализации политики государства, поскольку на локальном уровне лучше видны конкретные проблемы и возможности их решения. Итак, наши предложения.

1. Еще на начальной стадии так планировать городскую застройку, чтобы основные жизненно важные объекты (школы, детские сады, поликлиники, магазины, спортивные площадки, места отдыха) находились в пределах досягаемости для населения пешим ходом (до 3 км) или на велосипеде (до 8 км).

2. Создавать обстановку, побуждающую людей больше передвигаться пешком и на велосипеде. Для этого необходимы хорошо освещенные, качественные, удобные тротуары и велосипедные дорожки, приятная окружающая среда, отсутствие криминогенности, автомобильные дороги, снабженные четкими указателями, и, что очень важно, повышение культуры водителей. Одновременно создавать такие условия, в которых было бы невыгодно пользоваться автомобилями без особой необходимости.

3. Упорядочить парковку в специально отведенных для этого местах. Определенную часть города можно закрыть для движения и создать пешеходную зону. Строить подземные автостоянки.

4. Активно пропагандировать здоровый образ жизни, формировать внимательное отношение людей к своему здоровью, культуру правильного питания. Проводить специальные дни пропаганды физкультуры, потому что люди стесняются пользоваться велосипедами для поездок на короткие расстояния, опасаясь, что это понизит их общественный статус.

5. Заботиться о людях с ограниченными возможностями и  небольшими доходами, создавать им условия для посещения спортивных залов, бассейнов, различных мероприятий.

Ходить будем?

В нашем городе предпочтение явно отдано автомобильному движению, что стало фатальным для самих автомобилистов: временами Москва напоминает сплошную пробку. О велосипедных дорожках, порядке и организованности движения, о приоритете общественного транспорта над личным приходится только мечтать.

Несколько лет назад построено Третье транспортное кольцо, которое поначалу разгрузило центр, но теперь и его стало недостаточно, а количество машин продолжает расти. Сейчас разворачиваются работы по строительству Четвертого транспортного кольца. Уже спроектированы тоннели и новые дороги, а существующие расширяются за счет вырубки и бетонирования зеленых зон. Но и это не решит насущных транспортных проблем, а тем более проблему велосипедных дорожек.

Сегодня жители некоторых домов по Серпуховскому валу, выйдя на балконы пятого этажа, могут почти дотянуться рукой до скоростной эстакады Третьего кольца. Можно предположить, что такая же незавидная участь ожидает жильцов домов, фасады которых выходят на предполагаемое Четвертое кольцо (в их числе дома на Ломоносовском и Нахимовском проспектах, престижных в Москве).  Во всяком случае, здоровья им этот проект не прибавит.

Протяженность Четвертого транспортного кольца (75 км) будет сравнима с миланским «зеленым поясом» (60 км).
Выбираем ущерб? Без комментариев.

О.В.  КУДРЯВЦЕВА, к.э.н.

P.S. А в России это уже было.

Сто лет назад в Калуге была предпринята попытка развития велосипедного движения. Представителем существовавшего тогда Российского Общества Велосипедистов-Туристов был барон Георгий Васильевич фон Фук. Члены общества имели, между прочим, ощутимые скидки в некоторых магазинах, трактирах, гостиницах, их фамилии публиковал журнал «Велосипедъ», издававшийся в Санкт-Петербурге. Из этого журнала нам стало известно, что калужские велосипедисты уже тогда добивались значительных успехов на ниве российского спорта. Вот несколько характерных строк: «29 июля на циклодроме Калужского Общества Велосипедистов состоялось гуляние с катанием на велосипедах... Здешний любитель-велосипедист В.Д. Виноградов пошел на побитие 10-и верстного рекорда, поставленного москвичом Заварским (17 минут 58 секунд), и легко одержал победу... в 16 минут 35 секунд ...»

В начале XX века инженер фирмы «Дукс» А. Базилевский и его сотрудники прилагали особые усилия для выпуска собственных, российских велосипедов, хотя условия конкуренции были неравными. Вряд ли сегодня можно найти образцы их продукции - велосипед «Дукс» или походный «Самокат Базилевского», который весил всего 39 фунтов и на 3,5 фунта был легче аналоговой модели французского инженера Жерара. К тому же  «Самокат Базилевского» мог складываться и легко переносился на двух лямках. Отметим, что сам Базилевский серьезно увлекался велосипедным спортом.