Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Берегись автомобиля, или дети на улицах города

Печальная статистика

Одной из характерных черт сегодняшних крупных городов России стал неуклонный рост количества автомобилей на их дорогах. Улучшилось благосостояние россиян, повысилась доступность и привлекательность автокредитов.

Однако увеличение числа участников движения влечет увеличение числа дорожно-транспортных происшествий. По данным ГИБДД, в Москве  в 2006 году произошло больше транспортных инцидентов, чем в 2005, на 5,4%; летальность при авариях выросла на 2,7%; общий травматизм стал выше на 5,5%. Ежегодно на дорогах страны гибнет около 35 тысяч человек, что составляет население небольшого города.

Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. Статистика свидетельствует о том, что в России доля пешеходов от общего числа пострадавших в ДТП в несколько раз выше показателей зарубежных стран. Так, на 100 человек, попавших в автотранспортные аварии, в США приходится 2 пешехода, в странах ЕС - от 7 до 10, в России - 44, в Москве - 65 пешеходов.

Сведения удручающие, но самое печальное, что за этими сухими цифрами скрыты оборванные детские жизни. Так, за 11 месяцев 2006 года на дорогах Москвы погибли 15 детей, 1274 получили травмы.

Почему это происходит? Телевидение и пресса сообщают о принятии федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах», о регулярном проведении дней дорожной безопасности и профилактических рейдах, но в чем конкретно заключаются эти мероприятия и каковы их итоги, большинство горожан представляет себе довольно смутно. Если программы реализуются, почему они не оказывают заметного влияния на улучшение дорожной обстановки и уменьшение числа ДТП, по крайней мере, в Москве?

Наука выживания

Дети, родившиеся в городе, с момента своего появления на свет становятся заложниками образа жизни родителей. Маленькие горожане едва ли не с пеленок вынуждены учиться избегать опасностей, исходящих от припаркованных во дворах машин, связанные с несущимися по дорогам города автомобилями.

Как научить малыша основам безопасного существования в условиях мегаполиса с его напряженным дорожным движением? Ответ прост: образцом поведения для ребенка  должен стать безукоризненный  пример родителей и частые объяснения элементарных правил безопасного поведения при переходе улицы по сигналам светофора или по нерегулируемой «зебре».

Систематическое повторение даст хорошие результаты, однако следует помнить: если в присутствии ребенка хоть раз, пусть даже в чрезвычайных обстоятельствах нарушить правила перехода дороги, труды по обучению чада пойдут насмарку. Авторитет родителей настолько велик, что ребенок непременно сделает вывод о том, что соблюдением  правил можно пренебрегать по желанию.

Культура поведения на дороге = личная безопасность

С грустью приходится констатировать, что культура поведения участников движения  на российских дорогах так и не сформировалась, несмотря на то что, в стране сменилось уже не одно поколение и автомобилистов, и пешеходов. Пытаясь сэкономить время, многие водители руководствуются принципом «где есть асфальт, есть дорога» и выезжают на тротуары, трамвайные пути, встречные полосы. Вечно спешащие пешеходы злостно не соблюдают правила пересечения автомобильных дорог.  Как бороться с нарушителями Правил дорожного движения?

Мизерные штрафы, как показывает практика, не являются действенным инструментом формирования культуры поведения на дороге. Так, с 1 января 2007 года вступил в силу пункт 22.9 Правил дорожного движения, обязывающий водителей перевозить детей до 12 лет в «специальных удерживающих устройствах», т.е. в детских автомобильных креслах, устанавливающихся на стационарные сидения автомобиля. За нарушение этого требования был установлен штраф в размере 100 рублей. Только за первую январскую неделю 2007 года на одном из московских постов ДПС было выписано более 40 штрафов за отсутствие детских автокресел.  На сегодняшний день, по данным статистики, эти устройства имеют менее 30% водителей, перевозящих детей. Приведенные факты - показатель игнорирования водителями законного требования главного документа, регламентирующего порядок передвижения транспортных средств на дорогах страны.

В настоящее время в Государственную Думу внесены 15 законопроектов, предусматривающих существенное увеличение штрафов за нарушение ПДД и возврат к балльной системе учета нарушений. Однако ужесточение штрафных санкций может повлечь расширение поля коррупции контролирующих органов. Очень важно законодательно подчеркнуть соблюдение принципа равенства всех граждан перед законом и неотвратимость наказания виновного за совершенное нарушение ПДД.

Весьма показательны в этом плане результаты недавнего социологического исследования, проведенного среди российских водителей. Они показали, что в сознании большинства активных участников движения отсутствует причинно-следственная связь «соблюдение Правил дорожного движения - личная безопасность». По данным опросов, водители, желая снизить риск попадания в аварию, заботятся в первую очередь о приобретении и установке в своих машинах различных автомобильных ухищрений - подушек безопасности, системы ABS. А о главном факторе безаварийной езды - о необходимости четкого соблюдения Правил дорожного движения - думают в последнюю очередь.

Поэтому усилия инспекторов Отдела  пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД должны быть направлены на формирование понимания участниками движения причин  возникновения ДТП и оценку водителями правомерности своих действий.

Если удастся внедрить в сознание взрослых насущную необходимость строгого соблюдения Правил дорожного движения, есть шанс, что у наших детей  культурное поведение на дороге станет нормой жизни.

Главные пешеходы - это дети

Нельзя забывать, что увеличение автопарка Москвы и рост армии пешеходов происходят параллельно друг другу. При этом нарастает дисбаланс между увеличением плотности пешеходного потока и уровнем развития элементов дорожной инфрастуктуры, обеспечивающих безопасность пешеходов. Реализуемые планировочные и инженерные мероприятия, направленные на совершенствование организации пешеходного движения в городе, в настоящее время носят эпизодический характер.

Самые главные пешеходы - дети. Ответственность за обучение их правилам передвижения по улицам российских городов лежит на родителях, школе, включившей в программу среднего образования изучение ПДД  (в рамках относительно нового школьного предмета «Обеспечение безопасности жизнедеятельности»), а также на инспекторах Отдела пропаганды, проводящих в детских образовательных учреждениях разъяснительную работу. Однако говорить об успехе их  совместной работы нельзя. Показателем служит неснижающееся число ДТП с участием детей.

Интересный опыт обучения детей Правилам дорожного движения и приемам безопасного передвижения по городу существует в  Европе. В Германии, например, при широкой государственной поддержке построена сеть так называемых Детских Водительских Школ, больше похожих на парки развлечений.  Они представляют собой мини-города под стеклянными куполами или под  открытым небом, по улицам которых двигаются электромобили и пешеходы. На базе таких центров проводятся обучающие занятия для групп детей из ближайших детских садов и общеобразовательных школ.

 На территории  комплексов воссозданы все атрибуты дорожно-транспортной инфраструктуры: установлены светофоры, дорожные знаки, нанесена разметка на асфальтовое покрытие. Школьники изучают сложные ситуации и с точки зрения водителя, сидящего за рулем электромобиля, и с привычной позиции пешехода. Немецкие дети изучают и запоминают правила безопасного передвижения в городе не в скучном классе,  а методом «глубокого погружения в среду» под руководством квалифицированных наставников.

Разумеется, без участия государства, без финансирования на государственном уровне программа Детских Дорожных Школ не смогла бы реализоваться. Такие школы - некоммерческие учреждения. Но немецкое правительство заинтересовано в  воспитании у  молодого поколения своей страны высокого уровня культуры дорожного движения.

Еще одним примером комплексного подхода к решению проблемы детской безопасности на дорогах является программа создания «Детских карт городов», действующая в Люксембурге, Германии, Австрии. Она пришла на смену школьной программе 90-х годов «Мой путь домой», которая заключалась в разработке для каждого ученика  индивидуальной схемы, на которой отображался рекомендуемый безопасный маршрут от учебного заведения к дому. Статистические исследования показали, что планы «Мой путь домой» не  сыграли роли в уменьшении количества ДТП во второй половине дня: радиус активности детей во время прогулок, игр, занятий спортом оказался очень широким.

 Главной идеей новой европейской программы является привлечение к созданию «Детских карт городов» самих детей как экспертов.

Первым этапом создания таких карт стал анализ сложившейся дорожной ситуации и нанесение на картографическую основу улиц с высоким потоком автомобилей, «островов безопасности», подземных и наземных переходов, регулируемых перекрестков, пешеходных зон, велосипедных дорожек, остановок общественного транспорта.

Затем к процессу создания карт были привлечены детские учебные заведения. Дети отвечали на вопросы тестов об обычном месте проведения свободного времени, о наиболее опасных, с их точки зрения, улицах города, мотивировали выбор предпочтительного маршрута передвижения. Эти данные также отображались на карте.

В результате совместного труда заинтересованных в безопасности подрастающего поколения взрослых и самих детей на свет появились карты, несущую важную и полезную обеим сторонам информацию. Они издаются в разных форматах - для удобства использования в личных целях и в  качестве методического материала  учебного процесса. Особого внимания заслуживает легенда «Детской карты»: помимо игровых и спортивных площадок, кинотеатров и музеев в нее включены санные горки, места игр у водоемов, кондитерские и даже городские деревья, по которым любят лазать дети.

Но самое важное заключается в том, что полученные в ходе исследования данные подлежат обязательному учету при проектировании дорог и улучшению городской дорожно-транспортной инфраструктуры.

Так обстоят дела с предупреждением и профилактикой участия детей в дорожно-транспортных происшествиях в Европе. Безусловно, страны Евросоюза не достигли бы подобных успехов, не имея идейной и материальной поддержки со стороны своих правительств.

В качестве заключения

Столичный мегаполис продолжает расти и развиваться. С каждым годом движение на его магистралях становится интенсивнее и насыщеннее.  Территория города представляет собой зону повышенной опасности для его жителей. Принятие Федеральной целевой программы свидетельствует о том, что проблема дорожной безопасности в целом и детской, в частности, признана на самом высоком уровне. Сложившаяся в России обстановка с детским дорожно-транспортным травматизмом требует целенаправленных действий со стороны органов государственной власти.

О.С. ВАХРУШЕВА


Лазарева Катя, 10 лет

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).