260 «Водородных» лошадей BMW

Концерн BMW привлек огромные интеллектуальные и финансовые ресурсы для выпуска престижной, имеющей статус самой продвинутой в гамме своего класса  модели Hydrogen 7. Главная ее особенность - гибридный двигатель, использующий в качестве топлива как сжиженный водород, так и бензин.

Для чего процветающей автомобильной компании понадобилась разработка дорогостоящего гибрида, продажи которого, скорее всего, не станут источником стабильного дохода? Было ли это проявлением заботы об окружающей среде, стремлением не отставать от задающих тон конкурентов-японцев или демонстрацией мощи инженерного потенциала и производственных возможностей фирмы?

Прежде всего, это был хорошо спланированный PR-ход.

Баварцы начали разработку водородного двигателя в 60-х годах ХХ века, на которые пришлось значительное ухудшение экологической ситуации во всем мире. Копоть и сажа стали привычными красками европейских пейзажей. Загрязнение окружающей среды подтолкнуло к принятию стратегического решения о необходимости использования альтернативного топлива и разработки двигателей, способных потреблять экологичные виды горючего.  90-е годы добавили остроты вопросу о невозобновляемости природных газово-нефтяных запасов. А глобальное потепление и рост цен на нефтепродукты усугубили проблему в первом десятилетии ХХI века.

Не последнюю роль сыграло и мнение европейских экологов, которые, ратуя за чистоту окружающей среды, направили свою критику, в первую очередь, в адрес автопроизводителей.  По проекту Еврокомиссии, с 2012 года норма выброса только углекислого газа на пройденный километр составит 130 граммов.

Концерн BMW отреагировал на ужесточение требований неоднозначно. С одной стороны, его топ-менеджеры принялись активно отстаивать свои интересы, интересы производителей. Глава фирмы Норберт Райтхофер публично заявил о том, что притязания еврокомиссаров невыполнимы, и на исход дебатов о роли автомобильного производства в изменении климата повлияли, в первую очередь, эмоции и очковтирательство.

С другой стороны, руководство концерна проявило понимание необходимости работы над уменьшением реального количества загрязняющих веществ в выхлопах своих автомобилей. Райтхофер утверждает, что BMW достиг больших успехов в сокращении выбросов. «Забота об окружающей среде и удовольствие от вождения могут отлично сочетаться», - подчеркнул он.

В подтверждение этого тезиса корпорация разработала и приняла энергетическую стратегию  BMW Clean Energy. Менеджеры прекрасно понимают: если компания  не будет вкладывать средства в разработку альтернативных и гибридных двигателей, проиграет конкурентам в такой перспективной отрасли, как технологии будущего. У инженеров BMW есть оригинальные идеи схем, позволяющих, например, накапливать энергию при торможении и охлаждении двигателя. Но замыслы ждут реализации, а новые автомобили седьмой серии  с гибридным  двигателем доступны уже сейчас. В этом году начался  их выпуск (пока ограниченной партией), продажи планируются по предварительной подписке.

Совершенно бесплатно, правда, всего на пару месяцев, их получат «лидеры общественного мнения» - известные политики, артисты, спортсмены. Цель этой акции, разработанной маркетологами BMW - пропаганда «зеленых» идей. Звезды привлекут к проблеме создания и обслуживания экологически чистого автомобиля внимание властей, общественности и инвесторов, а также помогут преодолеть критиканские настроения ярых консерваторов.

Проект обойдется концерну в кругленькую сумму, потому что даже пробная эксплуатация автомобилей с водородным двигателем, рассчитанная на несколько недель, немыслима без строительства сети заправочных станций и сервисных центров. Для обслуживания проекта в Европе, США и Японии, где намечена обкатка автомобиля, будет специально построено несколько стационарных водородных АЗС и созданы мобильные заправки, смонтированные на грузовиках.

Заправочные устройства весьма сложны и дороги, потому что для перевода в сжиженное состояние водород нужно не только сжать, но и охладить до 260о по Цельсию. Поэтому заправка занимает целых 8 минут, а топливный шланг похож на те, что применяются при работах в открытом космосе.

В крайнем случае до ближайшего водородно-заправочного пункта «звездные» водители смогут добраться с помощью эвакуатора, хотя до этого вряд ли дойдет, потому что в штатный топливный бак можно залить обычный бензин - все механизмы рассчитаны на битопливную эксплуатацию. Правда, в этом случае H 7 ничем не будет отличаться от обычной бензиновой «семерки».

Мощность шестилитрового двигателя BMW Hydrogen 7 при переходе на экологически чистое топливо падает с 445 до 260 лошадиных сил, а полного бака хватает лишь на 200 километров  пробега. Выходит, за удовольствие ощущать себя в авангарде борцов за охрану окружающей среды придется заплатить почти двукратным снижением мощности и просто смехотворным пробегом.

Что касается максимальной скорости, то официально заявленных 230 км/ч новая модель на тестовых заездах не показала, но крейсерские 180 км/ч в час набирала без видимого напряжения. Получается, что 260 «водородных лошадей» вполне достаточно для активного вождения, впрочем, «таланты» бензинового варианта «семерки»  более впечатляют.

В падении мощности гибридного двигателя инженеры-конструкторы не виноваты: если бы он создавался только под водородное топливо, энергия, выделяемая газом при сгорании,  была бы выше, чем при использовании бензина. Но, проектируя гибрид, инженеры были вынуждены адаптировать конструкцию мотора к использованию обоих видов горючего. Специалисты оказались бессильны перед законами физики: попадая в форсунки, сжиженный газ  начинает улетучиваться, поэтому в цилиндры попадает гораздо меньше водорода, чем предполагалось на стадии разработки.

Менеджеры и инженеры BMW считают, что этап H 7 - только начало большого пути совершенствования и внедрения в повседневную жизнь мегаполисов экологически чистого автотранспорта, использующего альтернативные виды энергоносителей. Во-первых, водород пока слишком дорогой, во-вторых, для его получения приходится загрязнять атмосферный воздух, в-третьих, эксплуатация водородомобилей невозможна без  вложения огромных объемов инвестиций в создание обслуживающей инфраструктуры.

Итак, что дал одному из ведущих автомобильных концернов выпуск гибридной модели  BMW Hydrogen 7?  Проигрывая в теории, на практике проект приносит ощутимую пользу. Министры, эксперты, бизнесмены и простые автомобилисты убеждаются, что водородомобиль - не фантазия, а реальность. Значит, в топливо будущего можно и нужно вкладывать ресурсы.

В Германии действует множество программ, направленных на развитие экологически безвредного топлива. Только для реализации самой крупной из них, National Innovation Program Hydrogen and Fuel Cell Technology, до 2017 года планируется привлечь миллиард евро. Половину необходимой суммы предоставят негосударственные компании, заинтересованные в разработке водородных технологий. В пользу возобновляемого топлива работает и время: с каждым годом нефть становится все более дорогой, в то время как получение водорода дешевеет.

 Как ни странно, немцы убеждены, что их исследования будут актуальны и для России. Они приводят в пример заявления видных государственных чиновников о необходимости развития высоких технологий, а также заинтересованность разработкой темы альтернативного топлива нефтяных шейхов, осознавших конечность запасов «черного золота».  

И.Р. БОРДУНОВА