Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

«Global City». От глобального взгляда к практическим решениям

С 14 по 16 мая во Франции, в Лионе проходил третий международный конгресс «Global City», объединивший представителей городских администраций и деловых кругов 40 стран мира. Его основной целью стал обмен практическими решениями, концептуальными идеями и стратегиями в сфере устойчивого развития урбанизированных территорий. Ключевыми темами форума «Global City»-2007 были названы потепление климата и эффективное использование энергетических ресурсов.

Население городов ежегодно увеличивается на 2% и на сегодняшний день составляет более половины населения Земли. За последние два десятилетия количество городов с численностью жителей свыше 10 млн. человек увеличилось вчетверо. С процессом урбанизации неизбежно связаны проблемы загрязнения компонентов окружающей среды, дефицита природных ресурсов, деградации зеленых насаждений.

Согласно последним данным, современные города производят половину общего объема газовых выбросов, способствующих созданию парникового эффекта. Поэтому мэр Лиона, Жерард Коломб, выступая перед участниками форума с приветственной речью, подчеркнул, что именно города должны стать платформами практической реализации инновационных подходов и технологий,  направленных на минимизацию, а в идеале и на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду. В рамках пленарных докладов были рассмотрены сценарии будущего крупных городов, обозначены основные проблемы и векторы развития городских территорий в области снижения выбросов в атмосферу парниковых газов.

На секционных выступлениях были представлены более 50 проектов. Особый интерес вызвало совместное выступление делегаций Лондона, Парижа, Нарбонна и Бреды, предложивших концепции создания городских экорайонов. Они базируются на принципах устойчивого развития, то есть на комбинировании социальных, экологических и экономических выгод. Особое внимание уделяется стратегическому развитию городской транспортной системы. Проекты предполагают сокращение использования личных автомобилей, пропаганду общественного транспорта (в частности, трамваев), вело- и мототранспорта. Большое значение придается развитию пешеходных зон и созданию многофункциональных озелененных пространств, компактных в центре и протяженных на периферии города.

Наиболее масштабным из представленных проектов является «Thames gateway». Это самый крупный в Западной Европе девелоперский проект регенерации территории, приуроченной к устью Темзы. Она начинается у восточных предместий Лондона и тянется до морского побережья. Цель проекта - создание на месте промышленных зон экологически комфортного жизненного пространства. Для этого разработаны инженерные мероприятия, предотвращающие подтопление проектируемой территории. Должный уровень комфортности проживания будет достигнут за счет снижения выбросов парниковых газов (прежде всего углекислого газа), эффективного использования энергоресурсов и формирования устойчивой системы озеленения. Проект «Thames gateway» предполагает строительство жилых кварталов и общественных объектов, создание дорожно-транспортной инфраструктуры и обширных рекреационных территорий.

Протяженность территории разработки проекта «Thames gateway» составляет 64 км., ее максимальная ширина - 32 км. По замыслу планировщиков, к 2016 году должно быть построено 160.000 жилых домов и создано 180.000 рабочих мест. Правительство Великобритании инвестировало  в этот проект 7 млрд. фунтов стерлингов.

В этом году Россия дебютировала на «Global City», предложив вниманию мировой общественности два проекта. Господин Гамаюнов, мэр Минеральных Вод, представил  стратегию развития города, интегрированную в план развития региона, его доклад назывался «Город Минеральные Воды  - Женева Северного Кавказа». Компания «Ренова-СтройГруп» продемонстрировала крупный проект строительства нового жилого района Екатеринбурга. Следует отметить, что в отличие от большинства европейских  предложений, основанных на принципе «Place-making» и предполагающих экореконструкцию городских территорий, отличительным признаком и важнейшей составляющей инвестиционной привлекательности российских девелоперских проектов является масштабное освоение новых пространств с уникальными природными характеристиками.

Число российских участников конгресса растет от года к году. Среди них - руководители городских администраций, муниципальных образований, представители управленческих структур, а также бизнес-сообществ Москвы и региональных центров Российской Федерации.

 Авторитетный международный форум «Global City», посвященный устойчивому развитию урбанистических территорий, не случайно во второй раз подряд проводится в Лионе. Именно Лион последовательно воплощает в повседневную жизнь идеи и принципы, озвученные с трибуны конгресса.

С 2005 года в городе действует программа «Le Plan de Deplacements Urbains» («PDU»), «План передвижения по городу». Ее реализация обеспечивает комфортное и безопасное передвижение жителей в городской черте, способствует уменьшению вредных выбросов автотранспорта и снижению уровня производимого им шума.

В задачи программы «PDU» входят

  • развитие системы безопасных и комфортных пешеходных маршрутов за счет совершенствования дорожно-транспортной инфраструктуры;
  • ограничение скоростного режима движения частного автомобильного транспорта;
  • создание протяженных озелененных пешеходных пространств;
  • популяризация общественного транспорта за счет повышения его комфортности, снижения времени пребывания пассажиров в пути и уменьшения стоимости проезда;
  • популяризация использования велотранспорта и создание соответствующей велоинфраструктуры.

В рамках подпрограммы «Velo'v» в 2006 году были созданы 250 муниципальных станций проката велосипедов, в этом году их число планируется увеличить до 340, при этом парк общественного велотранспорта составит более 4000 единиц. Согласно условиям абонемента, первые 30 минут использования велосипеда для жителей города бесплатны, каждый последующий час обходится около 30 евроцентов. Протяженность велосипедных дорожек в Лионе и его пригородах составляет 300 км., к 2010 году их длина будет увеличена до 500 км.

Особого внимания заслуживает масштабный проект благоустройства набережной реки Роны под названием «Зеленый путь». Проект предполагает создание 5-километровой рекреационной зоны, пересекающей весь город и соединяющей два крупных парковых массива: Park de la Tete d'Or и Park de Gegland. После экореконструкции набережная Роны получит несколько уровней и четыре вида покрытий (деревянные мостки, брусчатка, покрытие для езды на велосипедах и роликах, покрытие для бега), разделенных озелененными полосами. К октябрю этого года администрация Лиона планирует полностью завершить работы, благоустроив территорию площадью в 10 гектар.

«Global City»-2007 продемонстрировал рост интереса российских делегаций к международному опыту создания устойчивых городских территорий. Эта позитивная тенденция позволяет надеяться, что управленческие решения городских властей будут учитывать не только экономические, но и социальные, а также экологические аспекты возникающих проблем.  

А.Ю.ИНЯКИНА, О.С. ВАХРУШЕВА

 


Станция проката велосипедов расположена на островке безопасности. А это станция проката перед входом в Лионский центр конгрессов.


Протяженность велосипедных дорожек в Лионе и пригородах составляет 300 км., к 2010году их длину планируется увеличить до 500 км.


Набережная Роны до реконструкции.


Набережная Роны  после благоустройства.

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).