Экологически чистый продукт - чистой воды PR

На сегодняшний день в нашей стране понятие «экологически чистый продукт» (ЭЧП) не утверждено на федеральном законодательном уровне. Каждый из нас, в том числе и производитель, может толковать это сочетание слов по-своему и вкладывать в него разный смысл. Нет стандартов экологической  продукции,  отсутствует закон, который должен регулировать правомерность нанесения «экологической» маркировки. Поэтому в последнее время на стеллажах магазинов все чаще можно увидеть продукты, помеченные знаками «эко» или «био». Покупая такую продукцию, потребитель часто не задумывается, почему эта маркировка нанесена на тот или иной продукт, чем он должен отличаться от остальных и правомерно ли нанесение такой информации на упаковку товара.

Проведя среди москвичей небольшой опрос на тему «Что такое экологически чистый продукт», мы поняли, что чаще всего это понятие они ассоциировали с продуктами, выращенными на приусадебном участке, на «бабушкиных грядках», то есть с продуктами домашнего производства. Говоря о них, потребитель обычно акцентирует, что их производство обошлось без применения пестицидов, гербицидов и стимуляторов роста, что  в них отсутствуют консерванты и красители. Это в большинстве случаев верно.

 При этом потребитель совершенно не соотносит качество продуктов с санитарно-гигиеническими нормами упаковки, хранения, продажи и транспортировки пищевых продуктов, определяющих их безопасность.

 Рассмотрим на простом примере, в какой момент домашнее молоко может стать небезопасным. Допустим, коровы пасутся в экологически чистом районе, питаются только «чистой» травой, в их рацион не входят биостимулирующие добавки. Однако условия «производства» и сбыта молока далеки от санитарных: не обеспечены гигиенические условия при дойке, о соблюдении термического и санитарного режима при продаже на обочинах дорог  говорить не приходится. Следовательно, к потребителю молоко попадает уже с биологическими и химическими загрязнениями.

 Из этого следует, что экологически чистый продукт (ЭЧП) - это не только продукт, произведенный из экологически чистого сырья или натуральный продукт, это еще и безопасный продукт, прошедший при производстве жесткий контроль соблюдения санитарно-гигиенических стандартов, продукт, который должен храниться, транспортироваться и реализовываться только при определенных условиях.


Экологичность и безопасность - не синонимы

Как в Росси, так и в Европе производство молока в заводских условиях должно соответствовать установленным требованиям безопасности. Но лишь молоко западного производства можно назвать экологически чистым, так как именно в Европе существуют стандарты экологической продукции.

При опросе  многие респонденты, рассуждая об ЭЧП,  говорили, что такие продукты должны быть, в первую очередь, безопасны для здоровья человека. С этим нельзя не согласиться, но понятие «экологичность» нельзя подменить понятием «безопасность».

Безопасность пищевых продуктов является объектом санитарно-гигиенического контроля. Санитарные нормы и правила характеризуют ее как отсутствие опасности для жизни и здоровья людей нынешнего и будущих поколений. Пищевые продукты должны отвечать требованиям санитарных правил, норм и гигиеническим нормативам. Пищевые продукты, отвечающие таким нормативным актам, не должны оказывать токсичное, канцерогенное, мутагенное или иное неблагоприятное действие на организм человека.

Экологически чистый продукт -  это обязательно безопасный продукт, но не только. Он должен  производиться  в соответствии с экологическими стандартами
- без пестицидов,
- без синтетических кормовых добавок,
- без регуляторов роста,
- без искусственных консервантов, красителей и ароматизаторов,
- без химических энзимов и добавок,
- без применения достижений генной инженерии.

  Важно отметить, что экологическое земледелие рассматривается в Европе не только как гарантия экологичности продукта, но и как гарантия сохранения природных ресурсов для его производства. На упаковке молока, производимом по заказу фирмы   «President» в Испании, указано, что экологическое земледелие позволяет сохранить традиционный сельский тип поселений, пользоваться воспроизводимыми энерго- и водными ресурсами, сохранять биоразнообразие флоры и фауны.


«Зеленая» сертификация

Сейчас все больше внимание уделяется не только  экологическому качеству окружающей среды, но и «экологии» питания человека. В этой сфере нашей экологической политики есть, чему удивиться и огорчиться. Оказывается, в России без достаточно легитимной федеральной  основы существует несколько систем сертификации качества продуктов питания.

Во-первых, московский знак «Экологичный продукт». Пока он присваивается после успешного прохождения добровольной сертификации.

Это совместный проект Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и Союза потребителей Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства  Москвы от 16 сентября 2003 года № 783 «О мерах по экологической оценке продукции, реализуемой на потребительском рынке города Москвы»,  знаком соответствия «Экологичный продукт» могут маркироваться питьевая вода, расфасованная в емкости; продукты животного или растительного происхождения, произведенные из натурального продовольственного сырья, выращенного с соблюдением установленных санитарных норм и правил, и соответствующие требованиям безопасности, установленным для продуктов питания детей раннего возраста.

Во-вторых, это система добровольной сертификации экологического агропроизаодства «ЭкоНива».

В-третьих, система добровольной сертификации «БИО».

Несомненно,  добровольная сертификация - это путь к совершенствованию качества. Она дает возможность развиваться бизнесу, улучшать качество продукции, бороться в мире жесткой конкуренции.

Но для производства в экологически чистых продуктов на современном этапе экономического развития, в первую очередь, должны появиться законы, регламентирующие использование терминологии «ЭКО» и нанесение соответствующих маркировок. Эти законы должны базироваться на стандартах, устанавливающих жесткие требования к качеству экологической продукции.

Список предприятий, имеющих право применения знака «Экологичный продукт» (по данным Департамента Продовольственных ресурсов г. Москвы)

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.09.2003 г. №783-ПП «О мерах по экологической оценке продукции, реализуемой на потребительском рынке города Москвы» НП «Московские экологичные продукты» осуществляет практическую деятельность по экологической сертификации продукции в рамках Московской системы добровольной сертификации «Экологичные продукты».

На сегодняшний день этой организацией выданы сертификаты с правом применения знака «Экологичный продукт» на продукцию, производимую следующими предприятиями:
ЗАО Агрофирма «Белая дача»: огурцы свежие; перец сладкий свежий; томаты свежие; картофель свежий; морковь столовая; капуста белокочанная; лук репка.
ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод»: полуфабрикаты кусковые натуральные из говядины и свинины.
ЗАО «Городище»: морковь столовая свежая.
ЗАО «Дашковский овощной комбинат»: морковь столовая свежая, картофель свежий продовольственный, капуста белокочанная свежая.
ОАО «Карат»: масло сливочное «Домашнее».
Межрегиональная общественная организация пчеловодов: 14 сортов меда натурального цветочного.
ЗАО «Система Зерностандарт»: хлопья гречневые и пшеничные, не требующие варки.
ОАО «Московский мельничный комбинат №3»: мука пшеничная высший сорт.
ОАО «Мельничный комбинат в Сокольниках»: мука высшего сорта «Сокольническая» и мука высшего сорта «Зерновая компания «Настюша».


ЭКОобман

Сегодня часто повторяется ситуация, когда потребитель, приобретая продукт, «покупается» на большое количество различных значков на упаковке, не задумываясь, что означает каждый из них. К сожалению, большинство случаев нанесения экологической маркировки на продукцию российского производства  -  это  PR-акция чистой воды. При выборе продукта стоит помнить, что награды не всегда являются показателем его качества и экологичности. Нанесение так называемых экознаков чаще всего незаконно, их используют как прием конкурентной борьбы и как оправдание повышения стоимости продукта в ряду аналогичных.  Такая продукция водит потребителя в заблуждение.

Проблемы ЭКОобмана мы обсуждали со специалистами экологического супермаркета «Грюнвальд». Они отметили, что для европейского рынка маркировка «био» не миф и не PR-ход компаний-производителей. Органические (organic , ekologisch), биологические (bio , biologisch, issue d ' agriculture biologique ) или экологические продукты ¬- не просто товар с определенной надписью и значком. Экологический продукт - это результат сложного и долгого процесса, базирующегося на соблюдении огромного количества норм, рекомендаций и стандартов.

Производители качественной продукции понимают, что  фальсификация продукции - это удар по их репутации. Самое страшное для них - массовая потеря доверия к бренду. Многие стараются защитить свой продукт. Хороший пример - решение, принятое руководством фирмы «Шишкин лес». Производители несут большие затраты на производство оригинальной упаковки, чем его конкуренты. Но, финансируя производство собственных бутылок для розлива, они получают 100% гарантию защиты от несанкционированного использования своего бренда. Большинство других производителей просто закупают дешевую готовую тару и пожинают плачевные результаты.

К сожалению, товары с различной незаконно нанесенной  информацией, касающейся качества, достаточно часто встречаются на полках магазинов, в том числе и  некоторых крупных сетевых универмагов. Покупатель не в состоянии самостоятельно разобраться в достоверности этой информации. Можно надеяться на везение, а можно делать покупки в магазинах, имеющих собственную службу контроля качества и выступающих в качестве квалифицированного  посредника между производителем и покупателем.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »