Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Сегодня покупатель не всегда смотрит на состав продукта

Интервью с членом Совета директоров Группы Компаний «ЭФКО» Г.И. Меррэй.

Группа компаний "ЭФКО" выпускает продукты питания под торговымaи марками "Слобода", "Altero" и "Нежка", а также промышленные жиры специального назначения для нужд пищевой промышленности.

Продукты под торговой маркой "Слобода" выпускаются с 1996 года. Высокое качество и безупречный вкус позволили завоевать продуктам "Слобода" широкую известность и заслуженное признание у потребителей. Под торговой маркой "Слобода" Группа Компаний "ЭФКО" выпускает:
- рафинированное и нерафинированное подсолнечное масло;
- майонезы "Оливковый", "Провансаль" Классический и "Стрелецкий";
- сливочное масло;
- мягкое масло.

Продукты под торговой маркой "Altero" производятся Группой Компаний "ЭФКО" по уникальной технологии, позволяющей сохранить все полезные вещества и витамины. Все продукты содержат оливковое масло, которое получено из лучших сортов оливок, выращенных под жарким солнцем Испании. Рецептура продуктов торговой марки "Altero" разработана совместно с технологами испанской фирмы Alderon de Oleo S.A.

 

ЭR:  Ваша компания  выпустила оливковый майонез, первый на нашем рынке. В чем секрет успеха? Почему вы решили использовать оливковое масло?

-  Главное в нашем майонезе - вкус, качество и хорошая консистенция. Ситуация с рекламой феноменальна. Мы шли от заложенной в советское время истины: оливковое масло очень полезно. Но тогда  оно было дефицитом, достать его было невозможно. По сути, рекламная кампания была сделана до нас. Мы только выпустили достойный продукт, соответствующий многолетнему ожиданию.

ЭR:  Многие компании воспользовались вашей  идеей  и выпустили аналогичные предложения.

-  Но мы были первыми. Мы сделали себе хорошую рекламу, не вкладываясь в рекламоносители,  а потом за нас говорили высокое качество продукта и объемы продаж. Покупатели хорошо знают нашу марку и доверяют ей. Это позволяет ЭФКО успешно конкурировать с фирмами-плагиаторами.

ЭR:  Как будет развиваться рынок соусов? Будет ли расширяться линия вкусов, или варианты использования, или все будет, как на мясном рынке:  производителей много, но потребитель сначала выбирает знакомый с детства сорт колбасы, например докторскую, а потом производителя?

-  Майонезы с новыми вкусами будут появляться, но могу сказать, что увеличение вкусовых вариантов - непродуктивный ход. Например, мы выпускаем оливковый майонез,  у этой категории сложился большой круг любителей, такой, как у категории «Провансаль». Остальные  виды имеют гораздо меньше поклонников. Если мы введем в производство новый вкус, я уверена, этот продукт лучше сразу назвать соусом. Ведь когда люди хотят чего-то пикантного, они ищут в магазине отдел соусов.

Майонезы  используются по-разному. Одни - для исправления недостатков  блюда, в этом случае никаких особых требований к вкусу не предъявляется,  не то что к соусам; другие - чтобы придать еде ожидаемый вкусовой оттенок. Уже наметились четыре основных вкуса майонезов: провансаль, оливковый, лимонный, грибной. Возможен еще один, чесночный, но это скорее соус, нежели майонез.

ЭR:  Что важно для потребителя - вкус, польза или образ бренда?

-  Я думаю, что для потребителя образ бренда будет стоять на последнем месте, ведь мы говорим о продукте питания. Мы хотели бы, чтобы наша продукция была, в первую очередь, вкусной и имела удобную упаковку, чтобы нашими соусами и майонезами было удобно пользоваться. Майонез не относится к основным продуктам питания, поэтому говорить о его пользе трудно.

ЭR: А бывают такие продукты, о которых можно сказать: этот не полезен, а этот не вреден?

- «Не вреден» и «не полезен» - разные понятия, это не игра слов. Когда вы едите майонез, вы не наносите себе вреда, вы просто не приносите себе ту пользу,  какую дал бы, например,  прием витаминов. Гурманство - это попытка разнообразить еду за счет различных добавок.

ЭR:  Насколько важно для потребителя количество консервантов - этих пресловутых «Е» в составе продукта,  или покупатель  вообще не обращает на них внимания? Готов ли он ради увеличения срока годности приобретенного продукта жертвовать натуральными качествами еды?

-  К сожалению, сегодня покупатель не всегда смотрит на состав продукта. Я говорю это как производитель, сделавший ставку на использование при производстве майонезов только натуральных компонентов, как производитель, отказавшийся от применения консервантов и эмульгаторов. Из-за этого при поставках майонезов компания вынуждена решать серьезные логистические проблемы.

Но своих позиций ЭФКО не сдает. Чтобы обеспечить свежей продукцией Урал и Сибирь, мы запускаем второй майонезный цех в Екатеринбурге, ведь краткие сроки годности не позволяют поставлять майонезы в отдаленные регионы. 

Потребительская  грамотность покупателей пока очень низка, потому что кто-то вообще не придает значения качеству продуктов, а кто-то вынужден думать скорее о цене, а не о качестве и искать компромисс с самим собой.

ЭR:  Если отбросить самые дешевые и самые дорогие предложения и сосредоточиться на продукте, имеющем среднюю стоимость, что важнее для потребителя, цена или вкус?

-  Вы имеете в виду покупателей среднего класса? Я думаю, для них важнее вкус. Люди сначала пробуют, потом делают выбор. Цена для них -  не главный фактор. Но если спускаемся вниз - цена выходит на первый план. Среди предложений этого уровня нет и не может быть майонезов без консервантов. Ведь только заменой натуральных продуктов и добавлением стабилизаторов, увеличивающих срок годности,  можно снизить стоимость. В таких майонезах заменяется масло, чтоб угодить потребителю, добавляются ароматизаторы и  улучшители, позволяющие приблизить вкусовые характеристики к вкусу натурального продукта. Конечно, в составе таких майонезов появляются консерванты, но потребители этой ценовой категории ищут и находят тот самый компромисс, убеждая себя, что продукт вовсе не вреден. Причем убеждение может происходить даже на уровне подсознания: да, мы едим этот майонез, он недорогой и вкусный.

ЭR:  То есть люди не могут дать  объективную оценку экологичности потребляемых продуктов?

 -  Где же Вы видели человека, который скажет себе: я купил яд и сейчас буду есть его сам и кормить им свою семью? Ну, не яд, конечно, это я утрирую... Но ведь все знают, что консерванты, мягко говоря, не полезны..

Российского покупателя не интересует состав продукта, выбранного на полке магазина. Почему? Может быть, из-за отсутствия пропаганды здорового питания, а может, жизнь у нас такая суетная и торопливая. И это - большое огорчение для нас, потому что ЭФКО выпускает качественный майонез, мы используем натуральное сырье и не  добавляем консервантов,  срок хранения нашего продукта -  всего 3 месяца.

ЭR:  Если производители знают, что покупатели не ставят полезность продукта на первое место, не возникает ли  у руководства компаний  соблазн добавить консерванты в те продукты, в составе которых  раньше их не было? Я говорю о тенденции, характерной для рынка пищевой промышленности в целом.

-  Мне трудно говорить о таких тенденциях  в пищевой промышленности. Похожая проблема существует на молочном рынке, который структурирован так же, как майонезный. Есть йогурты, которые содержат консерванты и имеют длительный срок хранения, они менее полезны, хоть и демократичны по цене.  Есть скоропортящиеся йогурты, содержащие живые бифидобактерии, они полезны, но стоят дороже.

ЭR:  У нас в стране нет некого ГОСТа, значка для маркировки экологичного товара; значит ли это, что  каждый производитель может напечатать на упаковке своего товара все, что ему заблагорассудится, в том числе «экологичность и качество гарантируется лично Иван Иванычем, хозяином молочного завода»?

-  Если мы говорим о маркетинговой информации, то все что угодно. А как только информация должна быть подтверждена ГОСТом - нет.

ЭR:  Но ведь как раз «экология» никак не гостируется!

- Да, но это маркетинговая информация. Обычно пишут: «продукт произведен из экологически чистого сырья»...

ЭR:  Насколько для честных производителей важно, чтобы государство ввело некую систему оценки продукта и донесло ее до потребителя. Нужно ли это?

- О чем такой значок будет говорить?

ЭR:  О том, что в продукте есть допустимая доля, допустим, каких-то веществ...

- Как в ситуации с генетически модифицированными продуктами? Кстати, это ограничение было сделано не на федеральном уровне, а на местном. Белгородский губернатор запретил использование и продажу ГМП на территории своей области.  Кстати, «ЭФКО» при производстве своей продукции не применяет генетически модифицированное сырье.

ЭR:  То же ограничение действует, насколько я знаю, и в Москве. Это говорит о том, что на региональном уровне уже происходят подвижки.  Нужно ли принятие законов, регламентирующих эти вопросы, на федеральном уровне?

-  Конечно. Появление такого закона необходимо, ведь в бизнесе нельзя все мерить только размерами полученной прибыли. Говорю и от лица производителя, и от лица потребителя, потому что продукты ЭФКО - на столах наших семей. Если у  компании будет возможность умалчивать о применении ГМП, то логичным будет ожидать того же  со стороны других производителей.

ЭR:  Вы считаете, что эта проблема скорее этическая, чем экономическая?

-  Если не будет федерального  закона, другого подхода быть не может. Пока в одних регионах все разрешено, а в других -  нет, на общем рынке производители качественной продукции попадают в  экономически невыгодные условия.

ЭR:  Сейчас мы изучаем тему экологического страхования. Страховые фирмы создали ассоциацию для  лоббирования своих интересов.  А какова ситуация  на пищевом рынке - он раздроблен? Нет ли объединений для лоббирования нужных и полезных идей?

- У пищевиков есть масло-жировая ассоциация, но такие инициативы мне не известны.

ЭR:  В Европе сертифицированы знаки «экологически чистый продукт» или «продукт здорового питания». За товары, отмеченные такими знаками, покупатели готовы платить дороже.

-  В английских  супермаркетах я встречала ценники с надписями «organic», в австрийских - «есо». Цены на  такие продукты выше примерно на 30%.

ЭR:  Но чтоб получить право поставить такой знак на свою продукцию, нужно получить официальное разрешение, просто взять и напечатать его на упаковке нельзя!

- Потому что для этого нужно сертифицировать не только само  производство, но и сырье, из которого производится продукт. Оно должно быть выращено, как минимум, без применения химикатов и стимуляторов.

ЭR:  Вот, кстати, на упаковке молока «Prezident», купленного в Испании, после значка об экологической чистоте я прочел целую сагу о том, почему продукт удостоился такой чести. Там было сказано, что коровы, дающие такое молоко,  живут на высокогорных пастбищах, едят  альпийскую траву и пьют воду  из горных рек, что крестьяне-производители ведут традиционный образ жизни и экономят энергоресурсы. В Европе к этому пришли. Вопрос, готовы ли к этому у нас  и готовы ли наши потребители переплачивать за экологичность продукта лишние 30%?

- Хороший вопрос. Чтобы на него ответить, нужно исследовать потребительскую грамотность нашего общества, желание людей заботиться о своем здоровье. Ведь все вечно заняты, загружены, работают на износ, вспоминают о своем здоровье, когда его уже нет...

ЭR: С этим приходится  сталкиваться постоянно. Например, все прекрасно понимают, что экологическая обстановка более чем  сложная. На словах все ратуют за необходимость ее улучшения. Но как только речь заходит, например, о покупке машины, никто не интересуется, какой у нее объем выхлопных газов на километр пробега, есть ли у  автомобиля экологические  опции. Решающие факторы при выборе -  мощность, потребление горючего, цена... И так во всем. Все ругают экологию, но на своем уровне не делают ничего, чтобы хотя бы не усугублять ситуацию.
Еще пример. Под Москвой вырубаются защитные зеленые зоны,  на их месте строятся ...  экологически чистые поселки. Ради выгоды люди готовы жертвовать возможностью горожан дышать. И с пищевыми продуктами так же - качество ругаем, но спроси, готовы ли люди переплачивать,  -  сразу молчание. Не готовы, пожалуй.

- Да, социальная безответственность. Недавно я проезжала мимо «экологического» ресторана. Было бы интересно узнать, откуда они берут продукты и что служит гарантией их экологичности? Без единых государственных систем экологической сертификации продуктов заявленные претензии, по меньшей мере, несерьезны.  

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).