Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Лукойл. развиваться в согласии с природой

На вопросы редакции ответил Дмитрий Михайлович Долгов, руководитель пресс-службы ОАО «ЛУКОЙЛ».

ЭR: Что побудило компанию выпустить на рынок экологичное топливо?

- Разумеется, прежде чем начать выпуск топлива под брендом «экто» (экологичное топливо), мы изучили рынок и пришли к выводу, что новое экологичное топливо будет пользоваться спросом, несмотря на то что оно несколько дороже обычного. В настоящее время на улицах наших городов появляется все больше автомобилей, особенно чувствительных к качеству бензина. Если люди могут позволить себе дорогие автомобили, они должны понимать, как использование транспорта отражается на состоянии окружающей среды. Бензины «Евро-3» и дизельное топливо «Евро-4» не только и не столько повышают мощность двигателя, скорость автомобиля, сколько минимизируют количество вредных веществ в выхлопах.

ЭR:  А цены?

- Что касается цен, то бензин «Экто» ненамного дороже обыкновенного АИ-92 или АИ-95. Бензин под брендом «экто» продается только на наших фирменных АЗС.

Брендованное топливо производится следующим образом: бензин стандарта «Евро-3», произведенный на Нижегородском НПЗ, доставляется на нефтебазу. Если мы говорим о Московском регионе, то она расположена в городе Видном. На нефтебазе при перекачке топлива из резервуаров в бензовозы бензин проходит через установку, которая добавляет в него специальные присадки, в том числе «моющие».

ЭR: Скажите, пожалуйста, насколько рекламная кампания топлива «Экто»  важна для ЛУКОЙЛа?  Каково основное послание рекламы - чистота выхлопа (экологический аспект) или повышение технических характеристик (чистый инжектор)? На что больше реагируют автомобилисты - на  качество своего автомобиля или качество окружающей среды?

- Мое мнение - 50 на 50: чистый двигатель - чистый воздух. Наша компания является одной из самых передовых  в области охраны окружающей среды. Мы первыми в стране начали производство на Нижегородском заводе  дизельного топлива «Евро-4» с ультранизким содержанием серы - в 40 ниже, чем по ГОСТу. Оно экспортируется в Финляндию и ряд других стран, его можно купить на всех наших АЗС.

ЭR: Скажите, в вашей конкурентной борьбе позиционирование экологически чистого бензина повышает ваши шансы?

- Надеюсь, да. Хотя, конечно, в настоящее время наш потребитель в основном  смотрит на цены. Но мы видим, что уровень жизни постепенно повышается, и мы надеемся, что недалек тот день, когда люди смогут позволить себе покупать более дорогие, а значит, более качественные товары, в том числе более экологичные.

Отрадно, что власти не оставляют незамеченными наши усилия, направленные на повышение экологических характеристик автомобильного топлива. Так, например,  мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков от имени Департамента природопользования и охраны окружающей среды вручил пяти нашим  АЗС знак «Экотопливо».

ЭR: А есть какой-нибудь регион, где у вас больше АЗС, чем в Москве и Московской области, а у властей свои взгляды на экологичность топлива?

- Пожалуй, во всех регионах страны, где мы работаем, мы находим общий язык с местными властями по большинству вопросов, в том числе по стандартам качества топлива. Например, в Нижнем Новгороде местные депутаты в настоящее время обсуждают законодательную инициативу по введению более жесткой ответственности, вплоть до уголовной, за торговлю паленым бензином.

Жаль, конечно, что на федеральном уровне пока откладывается принятие решений по дифференцированию акцизов. Нефтяники предлагают следующую схему: чем выше качество топлива, тем меньше акциз, и наоборот. Принятие такого решения, безусловно, стимулировало бы производителей наращивать инвестиции в модернизацию НПЗ для увеличения объемов производства высокооктановых бензинов.

ЭR: Вы представляете бизнес - производство и продажу топлива. А что власть? Каково ваше ощущение - вы по своему желанию воюете за экологическую ситуацию или все-таки власти принуждают вас к этому? Или вы предпочитаете следовать международному  опыту движения по стезе экологии?

- ЛУКОЙЛ - на 100% частная  компания. Ее акции котируются на международных биржах, в том числе на Лондонской фондовой бирже. В числе наших акционеров крупная американская нефтяная компания ConocoPhillips (20%). ЛУКОЙЛ работает более чем в 30 странах мира, включая США. У нас есть 3 НПЗ за рубежом -

на Украине, в Румынии, в Болгарии, куплена сеть АЗС в Финляндии, в США, в Бельгии. Все это накладывает на нас обязательства соответствовать жестким международным стандартам как в производственной и финансовой деятельности, так и в работе по охране окружающей среды.

И хотя в России пока законодательно не установлены стандарты «Евро-3» и «Евро-4» по автомобильному топливу, мы не ждем их внедрения. Мы уже производим бензин и дизельное топливо в соответствии с этим стандартами. Ведь процесс модернизации НПЗ весьма капиталоемкий и длительный. Для того чтобы модернизировать НПЗ, нужно в течение нескольких лет затратить сотни миллионов долларов.

Компания ежегодно тратит на модернизацию НПЗ около 800 млн долл. Мы видим, как растет автопарк, и стараемся удовлетворить растущий спрос на качественное топливо.

Здесь, кстати, мы также видим поддержку правительства. Так, например,  снижены (а по некоторым позициям даже обнулены) пошлины на ввоз оборудования, которое не производится в России, для модернизации НПЗ. Это также стимулирует производителей вкладывать деньги в наращивание объемов выпуска качественного топлива.

ЭR: Когда мы изучали проблему загруженности магистралей, пришли к выводу, что разгрузка дорог как проблема ни перед кем конкретно не стоит. То есть никто не ложится спать с мыслью: «Как же мне разгрузить магистрали?»  А те, чья деятельность приводит к перегрузке, получают большие прибыли от роста автопарка.

- Конечно, мы заинтересованы в росте объемов продаж автомобильного топлива. Между тем в настоящее время подавляющую часть прибыли мы получаем от продажи не бензина и дизельного топлива на АЗС, а сырой нефти.

Мне кажется, что проблема пробок возникает не столько от роста автопарка, сколько от общей нехватки дорог, ошибок в проектировании автомагистралей, неправильной организации движения и парковок, а также недисциплинированности водителей.

ЭR: Хорошо, но смотрите, правительство декларативно выступает за то, чтобы повышать качество топлива и снижать вредные выбросы.  ЛУКОЙЛ этому следует,  но вас стимулирует скорее международная практика, чем ситуация в стране. А автовладельцам чем дешевле бензин, тем лучше. На качество обращают внимание далеко не в первую очередь,  надеются: авось пронесет. У нас и все экологические проблемы возникают оттого, что люди не видят их как проблемы именно сегодняшнего дня.

- Согласен, пока, к сожалению, большинство людей в нашей стране в основном волнуют  более повседневные проблемы, связанные с их благосостоянием, нежели глобальные вопросы, такие как состояние окружающей среды. Но рано или поздно (хотелось бы, конечно, чтобы побыстрее) мы придем к пониманию того, что каждый может и должен внести свой вклад в охрану природы. На самом деле уже и сегодня многие компании и предприятия не только жестко соблюдают природоохранное законодательство, но и берут на себя повышенные обязательства. Этого, в конце концов, требует и конкурентная среда, которая только ужесточится, когда Россия вступит в ВТО.

ЭR:  Можно хитрый вопрос? Вы специалист по топливу, что такое бренд автозаправки, четко знаете. А вот что такое бренд экологически чистого продукта в другой сфере - например, масла на полке в магазине?

- По этим товарам главный эксперт - моя жена. Я знаю только, что она предпочитает покупать продукты отечественного производства.

ЭR:  А где вы живете и куда выходят окна?

- Окна выходят на Шуховскую башню. А раньше мы жили в Братееве в доме с видом на горящий факел Московского НПЗ.

ЭR: Все так положительно, что даже  не верится...

- Я сам удивляюсь. За относительно короткий по историческим меркам срок все изменилось до неузнаваемости (в прошлом году ЛУКОЙЛ отметил 15 лет со дня образования). Я помню то время, когда на обочинах дорог стояли бензовозы, из которых автомобили заправляли и 76-м и 92-м бензином одновременно. А сегодня посмотрите на АЗС, принадлежащие крупным нефтяным компаниям; посмотрите на автомобили на улицах наших городов. Как говорится,  почувствуйте разницу. Причем вы не найдете никаких отличий во внешнем виде, уровне сервиса и качества топлива на наших АЗС, где бы они ни находились - в Москве, Киеве, Вильнюсе, Софии, Хельсинки или  Нью-Йорке.

ЭR:  В каком из регионов власти вам помогают с решением экологических проблем?

- Экологические проблемы мы решаем сами, в том числе те, к которым не имеем никакого отношения. Самым ярким примером такого рода является работа нашей компании по ликвидации последствий аварии в Республике Коми, когда в 1994 г. в результате прорыва трубы нефтью была загрязнена огромная территория. Эта авария даже попала в Книгу рекордов Гиннесса. ЛУКОЙЛ пришел работать в республику в 1998 г. и добровольно взял на себя обязательства восстановить нарушенные земли. На это были затрачены огромные финансовые средства и большой труд. В результате нашей работы с этой территории был снят статус зоны экологического бедствия, и мы можем со всеми основаниями утверждать, что нефтяники не меньше других осознают свою ответственность за сохранение окружающей среды. И это только один пример нашего бережного отношения к природе.

ЭR: Вас не обременяют благоустройством? Не поручают провести фестиваль цветников или посадить 3 гектара леса?

- Нет. Но ежегодно ЛУКОЙЛ заключает соглашения о сотрудничестве с органами власти тех регионов, в которых работают предприятия  компании. Мы берем на себя определенные социальные обязательства,  том числе и по охране окружающей среды, помимо тех, которые должны выполнять в соответствии с законодательством.

ЭR: А в Москве не было желания что-нибудь обустроить?

- Мы хотим поставить памятник инженеру Шухову на Сретенском бульваре напротив нашего офиса. Естественно, все затраты по благоустройству этой части бульвара, связанные с установкой памятника, мы возьмем на себя.

Владимира Шухова  знают как автора проекта первой московской телебашни. Но помимо этого он внес большой вклад в развитие нефтяной промышленности. Поэтому мы считаем логичным поставить ему памятник именно как инженеру-нефтянику. Хотелось бы приурочить открытие памятника ко Дню нефтяника, который традиционно отмечается в нашей стране в первый выходной сентября.

ЭR: Некоторые зарубежные компании - производители автомобилей жалуются на отсутствие в России качественного топлива и масел. Также, по их мнению, это является одной из причин отсутствия на российском рынке экологичных автомобилей.

- Мне кажется, это не совсем верно. В нашей стране производится достаточное количество хорошего автомобильного топлива. Если говорить, например, о том, что у нас не слишком популярны автомобили с двигателями, работающими на дизельном топливе, которое считается более экономичным и экологичным, то тут, на мой взгляд, причина в другом.

Дело в том, что в настоящее время таможенные пошлины на дизельные автомобили выше, чем на те, которые используют  бензин. Между тем дизельное топливо по стандарту «Евро-4» мы начали производить еще 3 года назад.  Оно есть на наших заправках в Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге, во всех городах-миллионниках. Кроме этого мы экспортируем дизель «Евро-4» на нашу сеть АЗС в Финляндии и в ряд других стран. Следует признать, что после приобретения нами финских АЗС в местной прессе появлялись рассуждения о том, смогут ли русские обеспечить соблюдение стандартов качества топлива. Но мы пригласили финских журналистов на наш Нижегородский завод, и все вопросы были сняты. Большинство финнов, которые заправляются на наших АЗС, даже не подозревают, что дизельное топливо «made in Russia».

Что касается автомобильных масел, то они также сертифицированы и одобрены к применению большинством зарубежных автопроизводителей. Так что автосервисы могут заливать масла ЛУКОЙЛа в «Мерседесы» или BMW без опасения потери заводской гарантии.

Наша специализированная компания «ЛЛК-Интернешнл», которая занимается производством и сбытом масел, является членом Технической ассоциации европейских производителей масел ATIEL (Association Technique de L'Industrie Européene des Lubrifiants). Эта ассоциация объединяет производителей и продавцов моторных масел, работающих в Европе. Кроме «ЛЛК Интернешнл»  в ассоциацию входят 16 крупнейших мировых производителей масел, таких как BPCastrol, Chevron, ExxonMobile, Total, Shell. Членство в ATIEL означает признание ЛУКОЙЛа равноправным членом европейского «масляного» рынка, что дает возможность нашей компании  активно участвовать в формировании европейских стандартов качества для производителей масел, тесно сотрудничать с производителями двигателей и промышленного оборудования.

К сожалению, в настоящее время в сознании потребителей импортное масло лучше отечественного. Однако мало кто знает, как делаются масла. Так, например, на наших НПЗ производится так называемая основа, или базовое масло, в которое добавляются присадки ведущих мировых компаний. В результате на рынке появляется масло под брендом «ЛУКОЙЛ». Со своей стороны, иностранные производители закупают «лукойловское» базовое масло,  добавляют в него те же самые присадки и выводят на рынок масла под своими звучными брендами. Разницы практически никакой, кроме цены, а покупатели переплачивают за раскрученную марку.

Чтобы снизить зависимость от зарубежных поставщиков,   мы создали с  белорусским заводом «Нафтан» совместное предприятие по производству  присадок к маслам. Они будут не менее качественными, но значительно более дешевыми по сравнению с импортными.

ЭR: Есть перекос в неком сознании потребителя. Масло «ЛУКОЙЛ» воспринимается, так как выход его на рынок сопровождался большой  рекламной кампанией.  А  с бензинами -  совсем другая ситуация. Все говорят про ТНК.

- Что касается бензина, то он в рекламе не нуждается. Ведь бензин - это продукт. Никто же не рекламирует, например, минеральную воду «no name» как таковую. Рекламируется  вода с определенным брендом, т. е. конкретный товар. До вывода на рынок нашего брендованного бензина «Экто» мы практически не занимались рекламой этого вида деятельности. Была имиджевая реклама ЛУКОЙЛа и его АЗС . Теперь с появлением нового товара под собственным брендом началась массированная рекламная кампания, которая уже дает ощутимые результаты: объемы продаж бензина «Экто» заметно превышают объемы продаж «просто» АИ-92 и АИ-95.

ЭR: А как вы относитесь к тому, что беспокойство об экологии - это суета сует. Ведь есть же официальное мнение, что концентрация загрязняющих веществ у нас ниже ПДК и все не так плохо.

- Полагаю, что в настоящее время мы еще не переступили черту, после которой возврата уже не будет. Хотя и приблизились к ней близко. Поэтому нельзя терять ни минуты, чтобы не попытаться переломить негативные тенденции.


ЛУКОЙЛ является второй крупнейшей частной нефтяной компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,3%, в общемировой добыче нефти - около 2,1%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18% общероссийской добычи нефти и 18% общероссийской переработки нефти.


Компания ежегодно тратит на модернизацию НПЗ около 800 млн долл. ЛУКОЙЛ видит, как растет автопарк, и старается предвосхитить спрос.


Согласно данным, аудированным компанией Miller and Lents (США), доказанные запасы  углеводородов ЛУКОЙЛа на 1 января 2007 г. составляют 20,36  млрд баррелей нефтяного эквивалента, в том числе 15,93 млрд баррелей нефти и 26,60 трлн куб. футов газа.


Уровень страховой защиты экологических рисков компании составляет 15 млрд долл. В соответствии с новой программой в области экологии ЛУКОЙЛ планирует до 2010 г. направить  на эти цели около 1,7 млрд долл.


В соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 25 ноября 1991 г. № 18 создается государственный нефтяной концерн «Лангепас-УрайКогалымнефть» (ЛУКОЙЛ).


Значительные средства ОАО «ЛУКОЙЛ» вкладывает в организацию производства топлива с улучшенными экологическими характеристиками. Нефтеперерабатыващие предприятия Группы «ЛУКОЙЛ» одними из первых в стране полностью прекратили выпуск этилированных бензинов. Доля высокооктановых бензинов в общем объеме производства в России составила 69%. С пуском в 2006 г. в эксплуатацию блока изомеризации установки каталитического риформирования бензинов на нефтеперерабатывающем заводе ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» (г. Кстово Нижегородской области) ЛУКОЙЛ начал производство бензина, соответствующего требованиям европейского стандарта «Евро-3». Проектная мощность блока по сырью составляет 440 тыс. т в год. Объем производства бензина по стандартам «Евро-3» будет достигать 50% общей выработки автомобильных бензинов на предприятии.

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).