Институт комплексного развития территорий  Институт экологии города
главная
главная
  карта сайта
карта сайта
  контакты
контакты
       
 

 

Цвет города

Сегодня можно говорить о том, что в столице серьезно нарушена видеоэкология восприятия среды жизнедеятельности москвичей. Огромное количество не к месту расположенных рекламных носителей, изобилие безвкусных, пестрых, разностилевых киосков искажает облик Москвы, одного из самых красивых городов мира.

Бурные темпы социально-экономического развития Москвы на рубеже XX-XXI веков привели к ощутимому обострению экологических проблем столицы. В условиях интенсификации использования и усиливающейся многофункциональности городского пространства значение цветовой  среды для жителей города существенно возросло.

Создание гармоничного городского пространства, экологичного во всех отношениях, невозможно без комплексного решения проблем, связанных с колористикой, архитектурным освещением, с определением площадей для размещения рекламы. Нельзя также забывать о благоустройстве территорий, цветочном оформлении столицы, использовании современного дизайна остановочных пунктов и торговых павильонов.

В решении этих задач на помощь может и должен прийти цвет. Он выступает неким связующим звеном между элементами архитектуры и дизайна. Цвет может придать городскому пространству конкретную стилевую направленность, объединить разнохарактерные и разностилевые постройки, создать цветовые акценты, организовать ансамблевое восприятие фрагмента урбанизированной среды или разрушить его.

 Цветовая среда оказывает огромное влияние на жизнедеятельность горожан. Колористика окружения обладает способностью воздействовать на человека, на его эмоциональное состояние, волновать или успокаивать, создавать определенное настроение, вызывать ассоциативные сравнения и, самое главное, формировать в сознании людей ощущение красоты и гармонии или раздражения и дискомфорта. В основе цветовосприятия человека лежит свойство света вызывать соответствующее зрительное ощущение, передающееся в головной мозг и провоцирующее те или иные эмоциональные реакции.

Колористика города характеризуется совокупностью множества цветоносителей, которые образуют подвижную пространственную цветовую палитру, связанную с изменением природной полигамии и городской среды, с развитием художественной культуры и техническим прогрессом, а также с уровнем общественного интеллекта.

Люди, живущие в городе, постоянно сталкиваются с окружающим их пространственно-предметным миром, где все имеет цвет. Все в городе воспринимается не само по себе, а в отношении к окружению, которое всегда динамично и изменяется с определенной периодичностью. Цвет  подвижен и находится в тесной связи с природными особенностями и расположением города, постоянным изменением архитектуры и  дизайна  зданий, вкусами и материальными возможностями общества, развитием культуры и технического прогресса.

Чем крупнее город, тем большее количество цветоносителей участвует в формировании цветового облика визуально воспринимаемого пространства, тем более трудной становится задача создания гармонии его восприятия, поддержания  колористического своеобразия его среды.

 Для современного города чрезвычайно важен поиск путей упорядочения цветовых характеристик визуально воспринимаемого пространства. Целью цветового проектирования является разработка способов колористической гармонизации цветовой среды, в которой человек должен чувствовать себя комфортно в эстетическом и в психоэмоциональном аспектах. Предметом проектирования является сама среда, а объектом служит все: от малых форм (транспорта, элементов  дизайна, цветочного и праздничного оформления, рекламы, мощения дорожных покрытий) до макроэлементов города (зданий, улиц, кварталов, микрорайонов и округов).

В крупных городах из-за хаотичности размещения вывесок, информационных щитов, рекламы, пестрых торговых точек в сознании человека нарушается цветовой баланс, создается беспокойство, внутренний дискомфорт, что нередко приводит к стрессовым состояниям и болезням. Не случайно во многих городах мира существуют запреты на размещение рекламы в исторических центрах.

Невозможно переоценить организующую роль цвета в создании  целостности восприятия урбанистического пространства. При этом необходимо иметь в виду, что колористика представляет собой специальный объект архитектурно-градостроительного и дизайнерского проектирования. Подобно тому как существуют архитекторы-градостроители, архитекторы-"ландшафтники",  архитекторы-"объемщики", должны существовать архитекторы-колористы, рассматривающие специфические вопросы цвета в архитектуре и дизайне города.

Проектируя отдельный объект, автор-архитектор, как правило, решает локальную задачу колористики фасадов своего здания, не анализируя цветовое окружение нового строения в контексте уличной или квартальной застройки.

Художественно-эстетическая функция колористического проектирования заключается в формировании гармоничного визуально воспринимаемого пространства улицы, площади, двора, а также в создании запоминающихся городских образов, позитивно влияющих на эмоциональное состояние человека. Не случайно в последнее время цвет становится объектом пристального внимания архитекторов, дизайнеров, психологов и социологов. В развитых странах появляется все  больше учреждений и организаций, профессионально занимающихся исследованием роли цвета в городской среде.

Каждый исторический город уникален в своем колористическом проявлении. Формируясь во времени на протяжении определенного периода, каждый из них имеет характерную цветовую палитру, зависящую от объективных, субъективных, социальных, экономических и культурно-эстетических факторов.

В любом городе происходят процессы, не зависящие от желания его жителей. Сменяются времена года, чередуются день и ночь, светит солнце и идет дождь, распускается, желтеет и опадает листва. Все это образует совокупность объективных факторов, которые своими цветовыми проявлениями  так или иначе влияют на настроение и деятельность человека. В какой бы части земного шара ни находилось городское образование и сколь бы велико или мало оно ни было, формирование архитектуры города и дизайна городской среды происходит под воздействием этих факторов, опосредованных через человеческое сознание. Городская архитектура и средовой дизайн представляют собой весьма сложное взаимодействие различных форм, больших и малых объектов визуальной информации, элементов природы и способов обработки земли.

По законам физики все материальные объекты имеют свой цвет. С относительной степенью условности в городском пространстве можно выделить три группы цветоносителей: наиболее постоянные, условно меняющиеся и быстроменяющиеся.

К первым относятся основные цветоносители в городе: фасады зданий, обработанная определенным образом земля и некоторые элементы природного мира. Изучение этих цветоносителей особенно важно, так как именно они должны формировать цветовой баланс в городе, характеризовать его своеобразие, нести цветовую культуру прошлого и настоящего.

Ко вторым принадлежит большое количество элементов урбанистического дизайна, малых архитектурных форм, транспорт, реклама, оформление первых этажей зданий.

Третья группа цветоносителей быстро меняется и связана с естественной необходимостью скорой замены. Это цветочное оформление, праздничное убранство, газоны и низкая зелень, контейнерная зелень, т.е. объекты, меняющие свой цвет в зависимости от смены времен года.

Изучение взаимодействия всех групп цветоносителей и их количества в пространстве города является крайне важным, потому что именно  цветовое поле ежедневно влияет на психоэмоциональное состояние горожан.

 В этой связи на первый план выходит широкий круг вопросов формирования цветовой гармонии городской среды. В каждом городе существует определенное количество цветоносителей, представляющих собой цветопространственное поле среды. Однако цветограмма может иметь различную насыщенность для каждого конкретного города и периода его развития. От количественных и качественных характеристик цветоносителей, их взаимодействия зависит художественно-эстетическое восприятие среды, в которой находится человек. Поэтому каждый цветоноситель в городе должен быть специально исследован и иметь базовую цветовую палитру. Грамотное сочетание этих палитр позволит профессионалам подойти к реальному проектированию среды, используя цветовые свойства объектов с целью гармонизации урбанистических пространств.

Ее базу составили исторические принципы формирования города. Выявлены основные зоны колористической организации столицы: центральное ядро, буферные зоны с сохранением  жилой застройки 30-50-х гг. XX в., переосмыслены маловыразительные застройки 60-80-х годов, а также районы новостроек.

Основные положения Генерального плана развития Москвы на период до 2020 года направлены на сохранение историко-культурного наследия, обеспечение исторической преемственности в развитии планированного и архитектурно-пространственного градостроительного каркаса. Концепция колористической организации Москвы, разработанная специалистами Центра цвета, вошла в состав раздела "Комплексное благоустройство города" генеральной схемы развития.

На территории города выделяются памятники архитектуры, исторические ансамбли, цвет которых изучен детальными проектами их реставраций. К более гармоничной и упорядоченной цветовой организации рекомендованы площади, главные радиальные и кольцевые магистрали, основные градостроительные узлы, пересечения транспортных путей, территории у выходов из метрополитена. В особую категорию выделяются уникальные современные здания и комплексы.

Генеральным планом города предусмотрена колористическая организация водных артерий Москвы - Москвы-реки, водоотводного канала, реки Яузы. Основным принципом благоустройства набережных является акцентирование наиболее значимых архитектурных ансамблей по берегам рек, обустройство и яркое оформление пристаней, оригинальное колористическое решение мостов. Особым объектом дизайнерских разработок станет система Московской кольцевой автодороги, транспортные развязки и въезды в город.

В соответствии с утвержденным Генеральным планом и анализом сегодняшнего состояния городского пространства Центр цвета дал рекомендации по колористической организации среды жизнедеятельности горожан в соответствии с зонированием территорий.

Изучение центральной зоны столицы выявило практическое отсутствие на ее  улицах мест для отдыха постоянных жителей, зеленых насаждений, эстетичных форм малой архитектуры. Неудовлетворительное положение усугубляется огромным количеством транспорта и беспорядочно расположенной рекламы. Эти факторы создают неблагоприятное воздействие на здоровье проживающих в центре людей.

Образ жизни центра мегаполиса не позволяет насильственно упорядочить цветовую среду.

Однако некоторые рекомендации по ее организации сделать можно:

Прежде всего нужно увеличить количество зелени как стационарного, так и нестационарного размещения - в вазонах, ящиках, клумбах, во дворах, на крышах.

Необходимо срочно решить вопрос о частичном выводе рекламы из центральных кварталов. Тогда на фасадах зданий проступит исторический цвет Москвы, тем более что в центре города восстановлено и отреставрировано множество построек различных стилей и эпох.

Пришло время подумать и о едином стиле отдельно стоящих павильонов, остановочных пунктов и малых архитектурных форм в центре столицы, а также о благоустройстве площадей у выходов из метро, которые в настоящее время представляют нагромождение разностилевых, безвкусных построек, пестрящих рекламой.

...

...

Полная версия материалов доступна только подписчикам.

Авторизуйтесь или ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями подписки »

Share
Поместить ссылку в:
  • Перепечатка текстов и иллюстраций допускается только с письменного разрешения редакции.
 
 
RSS трансляция новостей
© 2005-2019 «Территория и планирование» - аналитический журнал о комплексном развитии территорий. ISSN 2074-2037 (Print), ISSN 2074-2045 (Online).