ЭКО-НОВОСТИ

Европа теряет заводы из-за новых экологических норм

На ужесточение норм выброса вредных веществ западноевропейские автоконцерны могут ответить переносом своих производств в третьи страны. По крайней мере, так утверждается в документе из аппарата еврокомиссара по экологии Ставроса Димаса, который оказался в распоряжении Handelsblatt. Россия же от этого может только выиграть, поскольку станет «тихой гаванью» для автопроизводителей.

На прошлой неделе Европейская комиссия одобрила стратегический план, направленный на сокращение выбросов автомобилями вредных газов. В соответствии с ним к 2012 году планируется сократить объем двуокиси углерода, образующегося при работе двигателя, для новых автомобилей до 120 г на километр пути (сейчас этот показатель составляет в среднем 160 г/км).

«Мы должны продемонстрировать, что ЕС способен добиваться одновременно трех целей: защищать уровень занятости, улучшать состояние окружающей среды и поощрять инновации», - заявил еврокомиссар по промышленности Гюнтер Ферхойген. В 1998-1999 годах европейские автомобилестроители обязались понизить к 2008-2009 годам уровень выброса СО2 до 140 г/км. Тем не менее из-за роста автопарка суммарный выброс СО2 автотранспортом увеличился с 1990 года на 30%. Европейская комиссия намерена представить конкретные и детализированные предложения в этой области на утверждение Совета министров ЕС уже в этом году, в крайнем случае - в 2008-м.

Согласно внутреннему документу из аппарата Еврокомиссии страхи германских автопроизводителей, выпускающих могучие Porsche и BMW, по поводу необходимости переноса производства в третьи страны должны быть меньше, чем у производителей авто небольшого размера. В полученном из недр Еврокомиссии документе сказано, что марки авто премиум-класса будут затронуты не так сильно, так как пресс затрат при их выпуске меньше, чем при производстве авто малого и среднего класса.   

«Более высокие затраты на разработку новых, более экономичных технологий ударят по производителям прежде всего недорогих авто», - подтверди Handelsblatt известный немецкий автомобильный эксперт Фердинанд Дуденхеффер. Таким образом, французские и итальянские производители находятся в такой же стартовой ситуации, как и их немецкие конкуренты.

В любом случае инновационный пресс высок и в классе люкс. В экспертных кругах Брюсселя есть мнение, что всем автопроизводителям придется выводить свою продукцию премиум-класса на самый высокий уровень экологичности.

Результаты проведенной в Брюсселе внутренней экспертизы для СМИ предназначены не были. Исследование же это основывается по большей части как раз именно на заключениях Фердинанда Дуденхеффера, изучавшего проблему последствий введения более жестких норм на выхлопные газы для всей структуры автомобильного рынка Европы. Правда, как ранее заявляла представитель Еврокомиссии, выводы г-на Дуденхеффера просто использовались при подготовке опубликованного на прошлой неделе стратегического плана сокращение выброса автомобилями вредных газов. Согласно этому плану автомобильная промышленность должна путем применения новых моторов снизить выброс СО2 до 130 г/kм. Дальнейшее снижение еще на 10 г/кг должно быть достигнуто за счет примесей биотоплива или применения новых автопокрышек. Анализ же последствий введения новой нормы выхлопа будет представлен Европейской комиссией только в связке с планирующейся законодательной инициативой, появление которой, как говорил представитель Еврокомиссии, ожидается до середины 2008 года.


«ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС» ИЗ ШАГРЕНЕВОЙ КОЖИ

"Зеленый пояс" Москвы - подмосковные леса в радиусе 15 километров от МКАДа - в 1935 году был передан правительством СССР Москве для сохранения экологического равновесия в регионе. С тех пор массовые вырубки лесов в этом радиусе проводились только во время Великой Отечественной войны (тогда вырубили около 10 тысяч гектаров), которые были восстановлены в 1946-1950 годах. В 1991 году после появления Федерального закона "О местном самоуправлении в РФ" леса отошли в ведение Московской области.

- Сейчас судьбу лесов решают районные чиновники, которые дают разрешение на вырубки под строительство, - уверен депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. - Им трудно думать об экологии, когда стоимость участка земли для строительства многоэтажного дома достигает 2-3 миллионов долларов, а коммерческая цена земель всего "зеленого пояса" оценивается больше, чем в 100 миллиардов долларов.

- Эти леса жизненно необходимы для жителей и Москвы, и области, - считает член-корреспондент Академии наук Алексей Яблоков. "Зеленый пояс" не только снабжает Москву кислородом, но и защищает область от грязного столичного воздуха, выступая в роли естественного фильтра. Еще полвека назад лесные массивы вплотную подходили к Москве, занимая более 50% территории ближайшего Подмосковья. Теперь таких участка всего два: леса подходят к Москве лишь со стороны национального парка "Лосиный Остров" и государственного исторического заповедника "Горки Ленинские". В других подмосковных районах лес занимает не больше 15-30% территории. Хуже всего дела обстоят в Люберецком районе: там лесопосадки не превышают 10%.

В том случае, если вырубку лесов не остановят, жизнь в городе будет просто опасна для здоровья.


ГОРОДСКИЕ ДЕТИ ТЕРЯЮТ ПРАВО НА ДЫХАНИЕ

"Что-то молодежь какая-то хилая пошла", - вздыхает бабулька, смотря на худеньких и бледных ребятишек, которые шагают в школу, согнувшись под тяжестью больших ранцев. Действительно, при всей своей акселерации современные подростки, как правило, заметно уступают сверстникам из XX в. как по комплекции, так и по состоянию здоровья. Всеобщее увлечение компьютерными играми и Интернетом, пристрастие к курению, алкоголю и наркотикам, раннее начало незащищенной половой жизни, сидение перед телевизором вместо прогулок и занятий спортом, а также плохая экология не могли не сказаться на физическом здоровье тинейджеров в развитых странах и непременно скажутся на самочувствии будущих поколений.

Лишним тому подтверждением стало исследование, проведенное учеными из университета Южной Каролины (США) и опубликованное в последнем номере журнала "The Lancet": оно доказывает, что даже у здоровых детей, проживающих в непосредственной близости от оживленных дорог, появляются серьезные нарушения в развитии и функционировании легких. Как утверждают исследователи, это касается не только подростков из крупных населенных пунктов, но и тех ребят, кто живет в сельской местности, "пересеченной" автомобильными трассами. Различие лишь в том, что легкие горожан подвергаются куда более сильному воздействию из-за высокого уровня загрязненности воздуха.

К такому выводу ученые пришли в ходе многолетних наблюдений за состоянием легких 3677 подростков, которым в начале исследования исполнилось 10 лет. Когда тинейджеры достигли 18-летнего возраста, при котором легкие считаются полностью сформировавшимися, оказалось, что у детей, живущих в пределах 500 м от автострады, этот важнейший орган функционирует гораздо хуже и развит намного меньше, чем у тех, кто живет на удалении более 1,5 км от оживленных трасс.

При этом исследователи отмечают, что всему виной выхлопные газы легковых автомобилей, грузовиков и мотоциклов. Правда, ученые пока не знают, каким именно образом загрязнение воздуха препятствует развитию легких, но предполагают, что все дело в ежедневном раздражении легочных тканей токсичными веществами, которое в конечном счете приводит к патологии.


МОСКВА РАСКОЛОТА ПО ИМУЩЕСТВЕННОМУ ПРИЗНАКУ

Состоятельные граждане совершенно перестали ориентироваться на близость к станциям метро, лишние квадратные метры и преимущества стандартной планировки. Им подавай престижные районы с не менее престижными соседями и дизайнерский эксклюзив в интерьерах. Между тем старый принцип разделения остался в силе: обеспеченные москвичи прочно оккупировали центр и запад, а менее везучие живут на юге и востоке, делая столицу настоящим "городом контрастов".

Самое дорогое жилье, разумеется, в центральной части города. Стоимость квадратного метра здесь в среднем на треть выше, чем во всех остальных районах, а жилые дома обильно "пересыпаны" развлекательными комплексами, дорогими магазинами и деловыми центрами. Элитные дома растут здесь как грибы после дождя, особенно на Арбате, в Хамовниках и на Якиманке; они у ценителей индивидуального подхода за очень большие деньги пользуются огромной популярностью. Жилье тут возводят исключительно по специальным проектам, так что двух похожих зданий нет, и каждый желающий обязательно найдет себе что-нибудь по вкусу. Зато жителям Таганского и Красносельского района в определенном смысле повезло гораздо больше: за ними будущее. Именно там планируется строительство крупномасштабных элитных кварталов по новейшим стандартам на месте выведенных на окраину предприятий, а пока обитают переселенцы из ветхих и реконструируемых домов ЦАО.

Что же касается "лидеров" - даже по меркам одного из самых дорогих городов планеты, то их список весьма краток. Рекордсменами по стоимости жилья и, соответственно, уровню достатка населения являются "золотая миля" между Пречистенской набережной и Остоженкой, пресловутая Тверская, неоднократно воспетые в стихах и песнях перулочки Арбата вкупе с самим Арбатом, овеянные романтическим ореолом пруды - Патриаршие и Чистые, некогда купеческое, а теперь просто элитное Замоскворечье, прославленная кинематографом Плющиха и, наконец, Фрунзенская набережная.

На западе Москвы живут в основном представители столь уважаемого в России среднего класса, которые вполне могут позволить себе приобрести благоустроенную квартиру в новостройке или сталинском доме. Те районы, которые считались особо престижными еще до перестройки, популярны и поныне; это Гагаринское и Дорогомилово. Но за последнее десятилетие к ним вплотную по уровню респектабельности и востребованности приблизились также Крылатское, Раменки и проспект Вернадского. А в скором времени, как считают специалисты, настанет очередь даже окраинных районов - Солнцева, Бутова и Митина. В "аутсайде" пока остаются Зюзино, Котловка и Куркино, где цены на квартиры все еще держатся ниже среднего уровня, но отставать им осталось не так уж и долго.

В северной части мегаполиса ситуация с престижностью жилья изменилась буквально за последние несколько лет. Отдельные районы - Сокол, Береговой, Савеловский и Хорошевский - с невероятной скоростью обрели некоторый лоск буржуазности, эффектно оттеняемый постоянно строящимися здесь деловыми центрами и торговыми комплексами. Кое-где цены пока позволяют разгуляться даже относительно небогатым покупателям, будучи ниже средних по Москве, но из-за масштабной реконструкции Ленинградского проспекта эта ситуация скоро коренным образом изменится.

На востоке столицы простираются необъятные и непрестижные "рабочие окраины", среди которых белой вороной красуются Сокольники, издавна привлекающие вполне респектабельных и состоятельных граждан своей зеленой зоной. Застройка новыми кварталами здесь ведется весьма неинтенсивно, но только до тех пор, пока есть место в приоритетных районах.

И наконец, остается юг. С ним дело обстоит совсем неважно: "нижние" области на карте города никак не могут выйти на приемлемый средний уровень. По московским меркам, апартаменты в силу своего невысокого класса весьма дешевы, причем даже те, которые расположены внутри МКАДа. Просто на данный момент ни одного района, соответствующего требованиям покупателей с достатком, на юге Москвы нет. Но это не означает, что так будет продолжаться вечно: с исчезновением заводских корпусов АЗЛК и ЗИЛ застройщики неизбежно заинтересуются освободившимися площадями, а новые жилые кварталы, в свою очередь, обязательно привлекут желающих обрести собственный дом.